Дело № 2-981/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
09 октября 2020 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И.,
при секретаре Красновой М.С.,
с участием: истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО2, представителей ответчика по доверенностям ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Жилищно-Коммунальное управление» УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, признании незаконным заключения о результатах служебной проверки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФКУ «Жилищно-Коммунальное управление» УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, признании незаконным заключения о результатах служебной проверки. В обоснование требований указала, что состоит в трудовых правоотношениях с УФСИН России по Хабаровскому краю с ДАТА (приказ УИН Х\к от ДАТА). Приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от ДАТА№-лс истец назначена на должность старшего инспектора жилищно-коммунального отдела федерального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю». Согласно должностной инструкции по вышеназванной должности, утвержденной 06.05.2020 начальником ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю, истец имеет право: на условия, необходимые для исполнения служебных обязанностей и профессионального развития (п. 9); на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности учреждения и (или) органа уголовно-исполнительной системы (п. 13); на обращение в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе (п. 21); имеет право вносить предложения заместителю начальника ФКУ ЖКУ УФСИН по улучшению работы автотранспорта, экономии ЕСМ и запчастей (п. 33); вправе требовать от водителей - сотрудников, начальника гаража, водителей учреждения, полного и качественного выполнения своих служебных обязанностей и дополнительных задач, возникающих в процессе служебной деятельности, соблюдения требований служебной дисциплины, бережного отношения по сохранности автомобильной техники, ее технически правильного использования, обслуживания и ремонта (п. 35). Согласно должностной инструкции по вышеназванной должности, утвержденной 06.05.2020 начальником ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю, истец обязана: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников) (п.42); беречь государственное имущество, в том числе имущество, предоставленное ему для исполнения служебных обязанностей (п.48); не допускать злоупотребление служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (п.52); выполнять требования законодательства и ведомственных нормативных актов по обеспечению надлежащего содержания автомобильного транспорта учреждения и УФСИН (п. 58); соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждения и УФСИН (п. 62); не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей (п.65);обеспечивать сохранность и своевременное оформление служебной документации по автотранспортному направлению (п. 76); организовывать исполнение должностных обязанностей водителей и водителей - сотрудников, начальника гаража, служащих и обслуживающего с руководящими документами, по направлению служебной деятельности (п. 78); требовать своевременного представления от водителей-сотрудников, водителей учреждения установленной отчетности, исполнения указаний, распоряжений и приказов ФСИН России, УФСИН и учреждения, по направлению служебной деятельности (п. 79); осуществлять мероприятия по автотранспортному обеспечению деятельности учреждения и УФСИН в соответствии с требованиями руководящих документов, распоряжений, указаний и приказов ФСИН России, УФСИН и учреждения. Осуществлять проверку путевой документации автотранспортных средств учреждения и УФСИН, подписывать и передавать в бухгалтерию учреждения, УФСИН финансовые и материальные отчеты о расходовании средств на приобретение ГСМ, эксплуатацию и ремонт транспортных средств (п. 84); осуществлять постоянный контроль над расходом ГСМ и расчетами с контрагентами по договорам и контрактам, с УФСИН по централизованным поставкам (п. 86). Согласно должностной инструкции по вышеназванной должности, утвержденной 06.05.2020 начальником ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю, истец несет ответственность: за нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49-53 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ налагаются дисциплинарные взыскания (п. 102); за невыполнение задач, возложенных настоящей инструкцией, несоблюдение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ФКУ ЖКУ УФСИН (п.104); за ущерб, причиненный учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной системы, несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации (п. 106). Согласно договору о полной материальной ответственности от 17.08.2017, заключенному между истцом и работодателем и ответчиком в лице ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю, истец принял на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему ответчиком имущества, а также за ущерб, возникший у ответчика в результате возмещения им ущерба иным лицам. Согласно п. 1 договора истец обязуется бережно относиться к переданному ему имуществу работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба, своевременно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного имущества; вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товаро-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества; участвовать в проведении инвентаризации, ревизий, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества. Распоряжением ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации от 05.12.2014 №234-р утвержден порядок организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Согласно п. 39.1 Порядка основным документом учета эксплуатации транспортных средств, а также работы водителей является путевой лист. Согласно п. 40 Порядка путевые листы выдаются водителю после возврата предыдущего путевого листа. Согласно п. 45 Порядка при обработке путевых листов проверяются законность и рациональность произведенных перевозок, правильность расходования ГСМ, полнота и правильность заполнения граф в путевом листе, время отпуска автомобиля ответственным за транспорт и возврат автомобиля с линии. Работа по выдаче, приемке и обработке путевых листов входит в обязанности истца, согласно должностной инструкции. Таким образом, истец должна осуществлять постоянный контроль за рациональным использованием и экономией топливно- энергетических ресурсов и эксплуатационных материалов при эксплуатации транспортных средств, своевременно (ежемесячно) представлять в бухгалтерию УФСИН отчеты о расходовании средств на ГСМ, об эксплуатации и ремонте автотехники. Сотрудник оперативного управления ФИО5, закрепленный в качестве внештатного водителя за транспортным средством УАЗ-Патриот государственный регистрационный знак № прибыл к истцу для сдачи путевого листа за апрель 2020. В ходе изучения указанного путевого листа и его обработки Истцом установлены существенные нарушения при его заполнении, а также сведения не соответствующие действительности, а именно: отсутствовали подписи должностного лица, подтверждающего исправность автомобиля в начале и в конце дня во все дни эксплуатации, что означает, что автомобиль с места стоянки никто не выпускал, графы 15, 16, 17, 18, 19 были заполнены чернилами, которые стираются ластиком и исчезают через промежуток времени, т.е. при проверке ревизионной комиссией могло оказаться, что путевой лист пуст и подтвердить истраченное топливо невозможно (путевые листы как бланки строгой отчетности хранятся 5 лет), остатки топлива на конец месяца указаны в количестве <данные изъяты>, что не соответствовало действительности. Относительно недостоверных сведений об остатке ГСМ сотрудник пояснил, что установленные нормы расходования ГСМ указанным транспортом не соответствуют фактическим. В соответствии с действующими локальными нормативными актами системы УФСИН истцом сотруднику ФИО5 было указано на необходимость подачи соответствующего рапорта для проведения контрольного комиссионного замера действительно расхода ГСМ указанным автотранспортным средством для привидения в соответствие служебной документации (путевого листа), на что поступил отказ. В связи с вышеуказанными нарушениями порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденному распоряжением ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации от 05.12.2014 №234-р сотруднику ФИО5 в приеме путевого листа за апрель 2020 года было отказано, путевой лист был возвращен для устранения допущенных нарушений, в выдаче нового путевого листа на май 2020 года истцом было отказано в соответствии с п. 40 вышеуказанного Порядка. 07.05.2020 сотрудник ФИО5 вновь принес путевой лист за апрель 2020 на УАЗ № 207, уже с проставленными подписями должностного лица, подтверждающего исправность автомобиля в начале и в конце дня во все дни эксплуатации (выпуск автомобиля на линию), чернила не исправлены, рапорт о несоответствии остатков топлива в баке с показаниями в путевом листе не подан. При этом истцом повторно отказано в выдаче нового путевого листа и принятии путевого листа за апрель 2020 года к обработке в полном соответствии с должностной инструкцией, договором о полной материальной ответственности и порядком организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденному распоряжением ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации от 05.12.2014 №234-р. 08.05.2020 истцом подан рапорт на имя руководства о необходимости контрольного замера фактических остатков топлива в вышеуказанном транспортном средстве, после чего было произведено комиссионное снятие остатков топлива в баке УАЗ № 207 по состоянию на 12.05.2020, при этом составлен акт о снятии фактических показаний спидометра и остатка топлива в баке транспортного средства, согласно котором выявлено несоответствие указанных в путевом листе сведений фактическим (недостаток топлива составил 455.217 литров). 07.05.2020 на имя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю поступил рапорт от заместителя начальника указанного учреждения ФИО4 об отказе от выполнения его указания истцом выписать путевой лист на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ per. №О207МК/27. По результатам рассмотрения указанного рапорта издан приказ ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю от 08.05.2020 №38 о создании комиссии и проведении служебной проверки в отношении истца. Из заключения о результатах служебной проверки, утвержденной начальником ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю, следует, что 07.05.2020 на имя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю поступил рапорт от заместителя начальника указанного учреждения ФИО4 об отказе от выполнения его указания истцом выписать путевой лист на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ per. №№ Из объяснений истца следует, что им отказано в принятии у сотрудника ФИО5 путевого листа за апрель 2020 года и в выдаче нового путевого листа на май 2020 года в связи с выявленными существенными нарушениями, допущенными при заполнении путевого листа за апрель 2020 года, а также несоответствия остатков ГСМ, что не позволяет выдать новый путевой лист на май 2020 года в соответствии с утвержденным распоряжением ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации от 05.12.2014 №234-р порядком организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Из объяснений заместителя начальника внутренней службы ФИО4 следует, что действительно истцом выявлены указанные нарушения, однако законных оснований для отказа в выдаче нового путевого листа у истца не было. Его устное указание на выдачу нового путевого листа на май 2020 года истцом не исполнено. По результатам служебной проверки установлено, что истцом допущено грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении п. 93 своей должностной инструкции, в части выполнения иных и дополнительных указаний (поручений) руководства учреждения по решению задач, возникающих в процессе служебной деятельности, выразившиеся в отказе выполнять поручение заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 выдать путевой лист на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ per. №О207МК/27 без уважительной причины, истцу объявить выговор. Однако в заключении той же служебной проверки руководству учреждения поручено организовать работу по установлению базовой нормы расхода топлива на вышеуказанный автомобиль. Приказом ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю от 05.06.2020 №51-к истец привлечена за совершение вышеуказанных нарушений к дисциплинарной ответственности, объявлен выговор. Истец считает вышеуказанное заключение служенной проверки и приказ о наложении на неё дисциплинарного взыскания незаконными, поскольку при описанных обстоятельства её действия соответствовали должностной инструкции и установленному порядку организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. По мнению истца она правомерно отказала сотруднику ФИО5 в принятии к обработке путевого листа за апрель 2020 года в связи с наличием существенных нарушения при его заполнении и указанием недостоверных сведений, а также ею было правомерно отказано в исполнении незаконного устного распоряжения заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 о выдаче нового путевого листа на май 2020 года на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ per. №.
В представленном письменном отзыве на иск и дополнениях к нему ответчик указал, что порядок и срок наложения взыскания за допущенные нарушения стороной ответчика был соблюден. Служебная проверка проведена с соблюдением требований действующего законодательства, с всесторонним исследованием материалов. Согласно контракту сотрудник обязуется служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ о службе в уголовно-исполнительной системе и контрактом (пункт 5.1), соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок (пункт 5.2), честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности (пункт 5.3), нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (пункт 5.4). На основании подпункта «а» и подпункта «в» пункта 4 раздела 1 Дисциплинарного устава служебная дисциплина в УИС обеспечивается ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей, в том числе неукоснительным исполнением сотрудником приказов, распоряжений, указаний и поручений руководителя (начальника) (далее - приказы). В соответствии с пунктами 32, 33, 34 Дисциплинарного устава перед наложением дисциплинарного взыскания по решению директора Федеральной службы исполнения наказаний или уполномоченного руководителя (начальника) в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ проводится служебная проверка. Порядок и срок наложения взыскания за допущенные нарушения стороной ответчика был соблюден. Учитывая неоднократное неисполнение, в том числе игнорирование ФИО1 приказов, указаний непосредственного руководителя - заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю, что подтверждается копией дела № «Документы рапорта, служебные записки, докладные записки и т.п.) по внутренней деятельности учреждения» служебные задания истцу отдаются в письменном виде. Несмотря на требования п. 42 должностной инструкции, согласно которому истец обязана знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также требования п. 52 в соответствии с которым истец обязана не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ФИО1 требования должностной инструкции частично не исполняются, в том числе игнорируются пункты инструкции, на которые истец ссылается в исковом заявлении, не исполняются устные распоряжения, приказы непосредственного начальника. Факт отсутствия подписей должностных лиц, подтверждающих исправность автомобиля в начале и в конце дня во все дни эксплуатации, не подтвержден соответствующими доказательствами. Исходя из объяснений заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 от 03 июня 2020 года «при сдаче ФИО1 путевого листа за апрель 2020 года на автомобиль УАЗ Патриот рег.номер О207МК/27 не выявлено нарушений не позволяющих произвести выдачу путевого листа на май 2020 года.» Истец в свою очередь не является экспертом, не обладает специальными познаниями в области физико-химической экспертизы, что исключает указанный довод из числа допустимых доказательств по рассматриваемому делу. Истцом не предоставлено, в том числе, сведений через какой именно промежуток времени исчезают чернила, которыми по утверждению ФИО1 заполнены графы 15,16, 17,18, 19. При ознакомлении 6 мая 2020 года с должностной инструкцией истец указала «с должностной инструкцией не согласна, а именно: п. 35,61,79,78,80,81,84,86,86,93,114,115». При этом пункт 35 инструкции предусматривает: истец вправе требовать от водителей-сотрудников, начальника гаража, водителей учреждения, полного и качественного выполнения своих должностных обязанностей и дополнительных задач, возникающих в процессе служебной деятельности, соблюдения требований служебной дисциплины, бережного отношения по сохранности автомобильной техники, ее технически правильного использования, обслуживания и ремонта. На основании пункта 78 должностной инструкции истец обязан организовывать исполнение должностных обязанностей водителей и водителей-сотрудников, начальника гаража, служащих и обслуживающего персонала учреждения в строгом соответствии с руководящими документами, по направлению служебной деятельности. Пункт 79 должностной инструкции предусматривает право требовать своевременного представления от водителей-сотрудников, водителей учреждения установленной отчетности, исполнения указаний, распоряжений и приказов ФСИН России, УФСИН и учреждения, по направлению служебной деятельности. В соответствии с пунктом 84 должностной инструкции от 06.05.2020 г. утвержденной начальником ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю «Осуществлять мероприятия по автотранспортному обеспечению деятельности учреждения и УФСИН в соответствии с требованиями руководящих документов, распоряжений, указаний и приказов ФСИН России, УФСИН учреждения. Осуществлять проверку путевой документации автотранспортных средств учреждения и УФСИН, подписывать и передавать в бухгалтерию учреждения, УФСИН финансовые и материальные отчеты о расходовании средств на приобретение ГСМ, эксплуатацию и ремонт транспортных средств». На основании пункта 86 должностной инструкции истца: «Осуществлять постоянный контроль над расходом ГСМ и расчетами с контрагентами по договорам и контрактам, с УФСИН по централизованным поставкам. Осуществлять все необходимые мероприятия по своевременному выходу машин в рейс». Таким образом, истец, выразив отказ от части возложенных на нее обязанностей в должностной инструкции, о чем ФИО1 06.05.2020 г. сделана соответствующая запись в должностной инструкции, ссылается на исполнение со своей стороны требований должностной инструкции, тем самым, вводя суд в заблуждение. Отказ от части возложенных на истца обязанностей с её стороны незаконен. Ссылка истца на поверхностное проведение служебной проверки с заведомо обвинительным уклоном, при неправильном применении и толковании действующих федеральных и локальных нормативно-правовых актов, не соответствие требованиям всесторонности и объективности необоснованна и не подтверждена необходимыми доказательствами, отвечающими признакам относимости и допустимости. Истцом факт отказа от выполнения приказа непосредственного начальника ФИО4 не отрицается. Поскольку порядок и срок наложения взыскания за допущенные нарушения стороной ответчика был соблюден, служебная проверка проведена с соблюдением требований действующего законодательства, с всесторонним исследованием материалов, ответчик просил в иске отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца и ранее истец в предварительном судебном заседании исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить, дополнив, что в должностных обязанностях истца отсутствует пункт о выдаче путевых листов, по анализу путевых листов данный пункт присутствует. Ст.4 ФЗ от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" гласит, что сотрудник не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе или должностной инструкцией и для исполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности. Отказ от выдачи путевого листа связано с необходимостью оптимизации деятельности самого учреждения и в служебной проверке указано о привлечении к дисциплинарной ответственности и дано поручение на проведение необходимых мероприятий по выявлению соответствия, что до настоящего времени не было сделано. Должностная инструкция не предусматривает выдачу путевых листов. В соответствии с приведенной вые нормой закона истец может отказаться от выполнения прямого указания руководителя. Истец отказалась от выдачи путевого лица, в связи с расхождением представленных сведений со стандартными, которое возможно в результате ошибки сотрудника, либо произошло хищение (утрата) ГСМ. Данный вопрос до настоящего времени не решен, хотя он напрямую касается деятельности учреждения. На истца возложены обязанности по сохранности имущества учреждения, что прописано в должностной инструкции и в приказе о материальной ответственности. ФИО1 действовала на основании указанных положений и в интересах самого учреждения. Служебная проверка должна быть объективной, всесторонней и обоснованной, по факту служебной проверки имеется объяснение истца и её непосредственного руководителя. Служебная проверка проведена с нарушением действующего законодательства, не исследованы в полном объеме обстоятельства по делу, не установлено расхождение в показаниях расхода топлива. Ссылки на грубое нарушение в заключении, не соответствует действующему законодательству. В перечне грубых правонарушений отсутствует такое нарушение как неисполнение поручения руководителя. Также автомобиль УАЗ–Патриот не использовался после по назначению, и выезжал за пределы г. Хабаровска только 3 раза. Потребности в использовании данного автомобиля у сотрудников УФСИН не было.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве. Суду дополнительно пояснила, что должностная инструкция истца содержит п.84, который гласит, что истец обязана осуществлять мероприятия по автотранспортному обеспечению деятельности УФСИН и учреждения. В соответствии с требованиями приказами, распоряжениями УФСИН истец должна осуществлять проверку путевой документации, подписывать и передавать в бухгалтерию учреждения УФСИН финансовые и материальные отчеты о расходовании средств на приобретение ГСМ, эксплуатацию и ремонт транспортных средств. П.93 должностной инструкции предусмотрено, что истец обязан выполнять в полном объеме и качественно иные дополнительные указания, поручения, возникающие в процессе служебной деятельности. Начальник учреждения может отдать аттестованному сотруднику указание, которое должно быть исполнено. Истец должна была доложить рапортом о выявленных нарушениях и выполнить приказ своего непосредственного руководителя, именно за невыполнение приказа непосредственного руководителя на истца и было наложено дисциплинарное взыскание.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признал, суду дополнительно пояснил, что путевой лист выдается после сдачи старого путевого листа. Путевой лист сотрудник истцу принес, и отказ истца от выдачи нового путевого листва этому сотруднику является не законным. Вопреки доводам истца моторное топливо числится не на истце, а на сотруднике, сотрудник своей подписью подтверждает, что данное топливо находится в баке автомобиля. Документально данный факт подтвержден. Истцу было дано устное распоряжение о выдачи путевой документации. Отказ от выполнения указания руководителя учреждения, аргументируя тем, что в баке есть топливо, не является основанием для неисполнения указания. Ответственность за топливо у истца нет, она должна была проверить правильность оформления путевой документации, принять старый путевой лист и выдать новый.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд установил.
ФИО1 проходит службу в ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю с 2001 года на различных должностях.
Приказом УФСИН России по Хабаровскому краю №-лс от ДАТА, ФИО1 назначена на должность старшего инспектора жилищно-коммунального отдела ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю по контракту сроком на 5 лет.
Приказом ФКУ «ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю» от ДАТА№ была создана комиссия и проведена служебная проверка по факту отказа ФИО1 выполнить указания заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН ФИО4
Заключением служебной проверки, утвержденной начальником ФКУ «ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю» ДАТА установлено, что ДАТА на имя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю поступил рапорт от заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 об отказе от выполнения его указания старшим инспектором ЖКО ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1 выдать путевой лист на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ рег. №. У сотрудников по данному факту отобраны объяснения. В ходе данной проверки установлено нарушение старшим инспектором ЖКО ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1 служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении п. 93 должностной инструкции в части выполнения иных и дополнительных указаний поручений руководства учреждения по решению задач, возникших в процессе служебной деятельности, выразившееся в отказе выполнить поручение заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 выдать путевой лист на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ рег. №. По результатам служебной проверки комиссией предложено старшему инспектору ЖКО ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1 объявить выговор.
Приказом ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю от 05.06.2020 № 51-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» объявлен выговор за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отказе выполнить поручение заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 выдать путевой лист на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ рег. № без уважительной причины.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебное время - это время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно статьей 50 Федерального закона 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ Федерального закона на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.
Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
Согласно части 3 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. В заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) установленные факты и обстоятельства; 2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 12.04.2012 г. N 198, проверки проводятся по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка (пункт 2). При проведении проверки должны быть установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; наличие вины сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности (пункт 6). Сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке; знакомиться по окончании проверки с заключением и другими материалами проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом (пункт 14). По окончании проверки комиссией подготавливается заключение (пункт 21).
В соответствии с пунктами 32, 33, 34 Дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 12 сентября 2019 г. N 202, перед наложением дисциплинарного взыскания по решению директора Федеральной службы исполнения наказаний или уполномоченного руководителя (начальника) в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ проводится служебная проверка.
Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, признание сотрудником, совершившим проступок, своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.
При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка (за исключением коррупционных правонарушений) руководитель (начальник) освобождает сотрудника от дисциплинарной ответственности и объявляет устное предупреждение.
Из содержания приведенных выше нормативных положений следует, что в случае нарушения сотрудником уголовно-исполнительной системы служебной дисциплины, проводится служебная проверка по факту такого нарушения, при проведении которой нанимателем устанавливаются фактические обстоятельства допущенного сотрудником нарушения служебной дисциплины, а также обстоятельства, отягчающие или смягчающие вину сотрудника в допущенном проступке. Решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания принимается на основании установленных в ходе служебной проверки обстоятельств. Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания. Вместе с тем, в случае несогласия сотрудника с решением органа внутренних дел о применении к нему дисциплинарного взыскания для разрешения служебного спора сотрудник вправе обратиться к прямому руководителю (начальнику) или в суд. Осуществляя судебную проверку законности наложения на сотрудника конкретного дисциплинарного взыскания, суд должен действовать не произвольно, а исходить из общих принципов дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность).
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено в установленном порядке. Выводы, содержащиеся в заключении служебной проверки по факту нарушения служебной дисциплины, отвечают критериям полноты и объективности.
Нарушений порядка наложения дисциплинарного взыскания судом не установлено.
Как установлено судом, основаниемдля привлечения истцак дисциплинарной ответственности послужило нарушение ФИО1 служебной дисциплины, выразившееся нарушении п. 93 должностной инструкции в части выполнения иных и дополнительных указаний поручений руководства учреждения по решению задач, возникших в процессе служебной деятельности, выразившееся в отказе выполнить поручение заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 выдать путевой лист на автомобиль УАЗ-ПАТРИОТ рег. №.
В соответствии с п. 84,93 должностной инструкции, с которой истец ознакомлена 06.05.2020, старший инспектор жилищно-коммунального отдела ФКУ ЖКУ УФСИН по Хабаровскому краю обязан осуществлять мероприятия по автотранспортному обеспечению деятельности учреждения и УФСИН в соответствии с требованиями руководящих документов, распоряжений, указаний и приказов ФСИН России, УФСИН и учреждения. Качественно и в полном объеме выполнять иные, дополнительные указания (поручения) руководства учреждения по решению задач, возникших в процессе служебной деятельности.
В соответствии с п.104,105,115,116 Инструкции старший инспектор жилищно-коммунального отдела ФКУ ЖКУ УФСИН по Хабаровскому краю несет ответственность за невыполнение задач возложенных должностной инструкцией, за невыполнение приказов и указаний, решений коллегий, оперативных совещаний и планов ФСИН России, УФСИН по Хабаровскому краю и ФКУ ЖКУ УФСИН по Хабаровскому краю, за неготовность автомобильной техники учреждения и УФСИН к выполнению поставленных задач, а также за несвоевременный выход транспорта на линию, за невыполнение в полном объеме обязанностей возложенных инструкцией и дополнительных указаний (поручений) руководства учреждения по решению задач, возникших в процессе служебной деятельности.
Факт нарушения ФИО1 служебной дисциплины должным образом установлен в судебном заседании представленными суду документами о её виновности в не выполнении поручения непосредственного начальника – заместителя начальника ФКУ «ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю» о выдаче путевого листа на служебный автомобиль, данная задача возникла в процессе служебной деятельности.
Доводы ФИО1 о том, что распоряжения ее непосредственного начальника незаконны и она не должна была их исполнять, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, который включает не только обусловленные характером такой деятельности права, но и обязанности, а также налагаемые на них ограничения (постановление от 15 октября 2013 г. N 21-П, определения от 9 декабря 2014 г. N 2749-О, от 25 октября 2016 г. N 2190-О, от 18 июля 2019 г. N 1931-О).
Установлено, что истцом не исполнено указание начальника и нарушена должностная инструкция. Вина ФИО1 установлена и подтверждена имеющими материалами, доказательств наличия уважительных причин по не исполнению указания заместителя начальника ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю и своих служебных обязанностей (нарушение должностной инструкции) истцом представлено не было.
Взыскание наложено на ФИО1 соразмерно совершенному ею проступку, её отношения к службе, исходя из представленных суду характеризующих данных – служебной характеристике истца.
Оценивая установленные обстоятельства с учетом исследованных доказательств, суд пришел к выводу, что требования истцом заявлены не обосновано, судом не установлено нарушений со стороны ответчика, на которые истец ссылалась в обоснование заявленных требований, в этой связи иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к ФКУ «Жилищно-Коммунальное управление» УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, признании незаконным заключения о результатах служебной проверки – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 21.10.2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья /С.И. Наконечный/
<данные изъяты>
<данные изъяты>