ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-981/2016 от 22.09.2016 Елецкого районного суда (Липецкая область)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2016 г. Елецкий районный суд Липецкой области

В составе председательствующего судьи Рыжковой О.В.

При секретаре Тогушевой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце дело №2-981/2016 г. по иску администрации Елецкого муниципального района к Соколовой ФИО1 о понуждении демонтировать рекламные конструкции,

У с т а н о в и л:

Администрация Елецкого муниципального района обратилась в суд с иском к Соколовой О.Б. о понуждении демонтировать семь рекламных конструкций, установленных без разрешения в полосе отвода автомобильной дороги регионального значения «Южный подход к г. Ельцу». В обоснование иска сослалась на то, что собственник конструкций Соколова О.Б. не исполнила предписания о демонтаже по истечении указанного в них срока.

В судебном заседании представитель истца Ермолова Л.А. поддержала иск, подтвердив изложенные выше обстоятельства. При этом уточнила место расположения спорных рекламных конструкций вдоль автомобильной дороги: справа 0 км +900 м; 1 км+800 м;1 км+350 м; 1 км+200 м; 1 км+050 м; слева 1 км+200 м, 0 км+900 м.

Ответчик Соколова О.Б. в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала и не просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве на иск указала, что не признает его, поскольку рекламные конструкции установлены в полосе отвода автомобильной дороги областного подчинения.

С согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав сторону истца, проверив письменные материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска. При этом исходит из следующего.

Проверкой соблюдения администрацией Елецкого муниципального района законодательства о рекламе, проведенной прокуратурой Елецкого района по заданию прокуратуры Липецкой области, выявлены нарушения требований закона. В частности, в полосе отвода автодороги «Южный подход к г. Ельцу» (примыкание к М-4) в районе пос. Солидарность Елецкого района незаконно, без разрешения администрации Елецкого муниципального района и без договора с Управлением внутренней политики Липецкой области установлены семь рекламных конструкций.

Земельный участок, на котором они расположены, находится в государственной собственности Липецкой области и передан в оперативное управление Управлению дорог и транспорта Липецкой области.

Однако, администрация Елецкого муниципального района не предприняла мер к установлению владельца рекламных конструкций и выдаче предписаний об их демонтаже.

22.03.2016 г. прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства о рекламе главе администрации Елецкого муниципального района.

6.04.2016 г. в адрес Соколовой О.Б. администрацией Елецкого муниципального района направлено семь предписаний демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции в районе пос. Солидарность в полосе отвода автодороги «Южный подход к г. Ельцу» в 30-дневный срок со дня получения.

11.04.2016 г. главой администрации Елецкого муниципального района утверждена схема расположения рекламных конструкций на территории района.

26.07.2016 г. администрация Елецкого муниципального района обратилась с настоящим иском в суд.

Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 данного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Необходимым условием удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании имуществом является доказанность совокупности следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности или иного права, предусмотренного статьей 305 ГК РФ, наличие препятствий в осуществлении этого права, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся указанные препятствия.

Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что нарушенное право на земельный участок подлежит защите, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

На основании ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно ч.4 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Постановлением администрации Липецкой области от 23.12.2011 г. №456 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области. В Елецком районе – это автодорога 42 ОП РЗ 42К-318 Южный подъезд к г. Ельцу.

В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 2.12.2013 г. №536 «О мерах по реализации Федерального закона «О рекламе» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Липецкой области на согласование схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Липецкой области или муниципальной собственности, и вносимых в нее изменений; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Липецкой области, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк, определено управление внутренней политики Липецкой области.

Кроме того, установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Липецкой области, а также на земельном участке либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк, осуществляется на основе торгов в форме конкурса.

Анализ вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что для получения разрешения на установку рекламной конструкции в полосе отвода автомобильной дороги регионального значения «Южный подход к г. Ельцу» владельцу было необходимо: заключить договор с собственником земельного участка, к которому присоединяется рекламная конструкция (по результатам торгов с Управлением внутренней политики Липецкой области); обратиться в администрацию Елецкого муниципального района с заявлением на получение разрешения на установку и эксплуатацию, с приложением документов, указанных в ч.11,12 статьи 19 Закона о рекламе.

Согласно той же ст.19 Закона о рекламе решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче принимаемся органом местного самоуправления в течение 2 месяцев со дня приема заявления (ч.14).

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч.17).

Не допускается установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого установлена рекламная конструкция (ч.10).

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (ч.21).

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в "части 21" настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (ч.21.1).

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в "части 21" настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (ч.21.2).

Таким образом, не являясь ни собственником земельного участка, на котором расположены семь рекламных конструкций Соколовой О.Б., ни уполномоченным собственником лицом, администрация Елецкого муниципального района вправе потребовать во внесудебном порядке демонтажа самовольно возведенных конструкций от их владельца, затем от собственника земельного участка, на котором они установлены, а в случае непринятия мер указанными лицами - демонтировать рекламные конструкции за счет средств местного бюджета.

При этом, нормами ч.ч. 21, 21.1, 21.2, 21.3 ст. 19 закона N 38-ФЗ установлена последовательная процедура обеспечения органом местного самоуправления такого удаления, демонтажа незаконно установленной рекламной конструкции.

Изъятий из этой процедуры Закон N 38-ФЗ не предусматривает, вместе с тем, не содержит запрета на обращение органа местного самоуправления за защитой в суд в случае, если требования направлены на защиту его интересов как собственника муниципального имущества, предоставляемого под размещение рекламных мест.

Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 409-О, право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, поскольку они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Статья 19 Закона о рекламе в актуальной редакции не предусматривает такого способа защиты права как демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда, а кроме того, по иску органа, уполномоченного на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.304-305 ГК РФ, ст.19 ФЗ «О рекламе», ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать администрации Елецкого муниципального района в удовлетворении иска к Соколовой ФИО1 о демонтаже рекламных конструкций.

В течение семи дней со дня вручения копии заочного решения ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: