ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-982 от 14.11.2011 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

                                                                                    Можгинский районный суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Можгинский районный суд Удмуртской Республики — Принятые судебные акты

  Дело № 2-982/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е(вступило в законнуб силу 14.11.2011г.)

Именем Российской Федерации

с.Алнаши 31 октября 2011 г.

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Байсаровой А.С.,

с участием заместителя прокурора Алнашского района Чиркова А.В.,

при секретаре Медведевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство  о признании деятельности по использованию лесного участка противоречащей требованиям закона и запрещении деятельности до получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов,

У С Т А Н О В И Л :

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Подсобное хозяйство , требуя признать деятельность общества по использованию лесного участка площадью 13173 га, расположенного в Удмурт_ской Республике, ГУ УР  для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на основании договора аренды лесного участка №*** от дд.мм.гггг. с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, противоречащей требованиям ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса. Обязать ответчика в целях устранения нарушений интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц запретить деятельность по использованию лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы с дд.мм.гггг. до полу_чения положительного заключения государственной экспертизы по проекту ос_воения лесов. А также взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом размере.

Исковые требования мотивированы тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе прове_рочных мероприятий установлено, что ООО «Подсобное хозяйство  осуществляет пользование лесным участком по договору аренды №*** от дд.мм.гггг. без проекта освоения лесов с положительным заключением госу_дарственной экспертизы, что является нарушением требований лесного законо_дательства Российской Федерации.

дд.мм.гггг. Управлением охраны фауны Удмуртской Республики ООО «Подсобное хозяйство «Арбайка» выдана долгосрочная лицензия серия 18 №*** на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и оби_тающими на территории Алнасшкого района Удмуртской Республики. Срок действия лицензии до дд.мм.гггг..

ООО «Подсобное хозяйство «Арбайка» является арендатором лесного участка площадью 13173 га, расположенного в ГУ УР «Алнашское лесничество»: квартал 9 (выдел 1-47); 10 (выдел 1-17); 11 (выдел 1-16); 13 (выдел 1-12); 20 (выдел 1-14); 21 (выдел 1-33); 31 (выдел 1-53); 32 (выдел 1-12); 33 (выдел 1-38); 34 (выдел 1-20); 35 (выдел 1-14); 36 (выдел 1-38); 37 (выдел 1-70); 38 (выдел 1-10); 41 (выдел 1-31); 42 (выдел 1-19); 43 (выдел 1-29); 44 (выдел 1-42); 45 (выдел 1-30); 46 (выдел 1-15); 47 (выдел 1-14); 48 (вы_дел 1-15)); 49 (выдел 1-22); 50 (выдел 1-15); 51 (выдел 1-14); 52 (выдел 1-31); 53 (выдел 1-29); 54 (выдел 1-21); 55 (выдел 1-17); 56 (выдел 1-38); 57 (выдел 1-22); 58 (выдел 1-16); 59 (выдел 1-34); 60 (выдел 1-26); 61 (выдел 1-27); 62 (выдел 1-23); 63 (выдел 1-22); 64 (выдел 1-39); 65 (выдел 1-43); 66 (выдел 1-33); 67 (вы_дел 1-25); 68 (выдел 1-27); 69 (выдел 1-23); 70 (выдел 1-12); 71 (выдел 1-23); 72 (выдел 1-33); 73 (выдел 1-24), 74 (выдел 1-21); 75 (выдел 1-27); 76 (выдел 1-26); 77 (выдел 1-16); 78 (выдел 1-35); 79 (выдел 1-18); 80 (выдел 1-21); 81 (выдел 1-20); 82 (выдел 1-36); 83 (выдел 1); 84 (выдел 1-14); 85 (выдел 1-18); 86 (выдел 1-12); 87 (выдел 1-44); 88 (выдел 1-27); 89 (выдел 1-33); 90 (выдел 1-30); 91 (вы_дел 1-36); 92 (выдел 1-29); 93 (выдел 1-17); 94 (выдел 1-15); 95 (выдел 1-29); 96 (выдел 1-30); 97 (выдел 1-30); 98 (выдел 1-26); 99 (выдел 1-17); 100 (выдел 1-11); 101 (выдел 1-17); 102 (выдел 1-23); 103 (выдел 1-7); 104 (выдел 1-12); 105 (выдел 1-26); 106 (выдел 1-25); 107 (выдел 1-23)108 (выдел 1-53); 109 (выдел 1-26); ПО (выдел 1-14); 111 (выдел 1-22); 112 (выдел 1-19); 113 (выдел 1-11); 114 (выдел 1-38); 115 (выдел 1-22); 116 (выдел 1-30); 117 (выдел 1-23); 118 (выдел 1-24); 119 (выдел 1-36); 120 (выдел 1-34); 121 (выдел 1-31); 122 (выдел 1-29); 123 (выдел 1-24); 124 (выдел 1-32); 125 (выдел 1-20); 126 (выдел 1-28); 127 (вы_дел 1-25); 128 (выдел 1-14); 129 (выдел 1-29); 131 (выдел 1-27); 132 (выдел 1-13); 133 (выдел 1-42); 134 (выдел 1-27); 135 (выдел 1-33); 136 (выдел 1-20); 137 (выдел 1-12) для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на основании договора аренды лесного участка №*** от дд.мм.гггг., заключенного с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики. Указан_ный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистраци_онной службы по Удмуртской Республике дд.мм.гггг., срок действия договора 49 лет с момента его государственной регистрации.

На указанном лесном участке ООО «ПХ  осуществляет деятельность по ведению охотничьего хозяйства и осуществлению охоты. Из объ_яснений директора ООО «ПХ  ФИО2 от дд.мм.гггг. следу_ет, что лесной участок используется в целях охотхозяйственной деятельности с момента заключения договора аренды на лесной участок и получения лицензии на осуществление указанной деятельности. На лесном участке расположены подкормочные участки, ведется контроль за порядком, производится опашка лесов, подкормка животных, их охрана. Охотники, имеющие лицензию, зани_маются охотой на лесном участке. Кроме того, факт использования лесного участка установлен материалами административного дела по факту использо_вания лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка в отноше_нии должностного лица ООО «Подсобное хозяйство  по ст. 8.25 ч. 4 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесной участок, используемый ООО «Подсобное хозяйство  по договору аренды №*** от дд.мм.гггг. находится в собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от дд.мм.гггг. №***.

В соответствии со ст. 25 ч. 1 Лесного кодекса РФ к видам использования лесов отнесено осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п.

5).

Согласно ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, обязаны составлять проект освоения лесов.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе ком_плексного подхода осуществляются (ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ):

организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других объектов);

проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира.

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Министерства сельского хозяйства от 08.02.2010 № 32. В соответствии с п. 12 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки в проекте освое_ния лесов при осуществлении деятельности в сфере охотничьего хозяйства должны содержаться:

основные параметры и нормативы использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

характеристика охотничьих угодий, численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (тематическая лесная карта);

сведения о видах животного мира, отнесенных к объектам охоты, допустимый объем добычи и проектируемые мероприятия по их охране;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется проведение биотехнических мероприятий, и их пространственное размещение (темати_ческая лесная карта).

Проект освоения лесов включает такие разделы как:

организация использования лесов;

мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

мероприятия по охране объектов животного мира.

В соответствии с требованиями ст.ст. 51-55 Лесного кодекса РФ к мероприятиям по охране и защите лесов относятся мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вред_ных организмов.

Противопожарное обустройство лесов, а также меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются аренда_торами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с требованиями ст.ст. 61, 64 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.

Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направ_ленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные меро_приятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса, на ос_новании проекта освоения лесов.

Таким образом, в соответствии с указанными требованиями Лесного кодекса РФ на арендованных участках леса обеспечение противопожарной и са_нитарной безопасности, проведение мер по воспроизводству лесов возложено на арендатора лесного участка, который должен осуществлять их в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов, имеющим положительное за_ключение экспертизы.

Проект освоения лесов является документом, устанавливающим состав и порядок проведения мероприятий по охране и защите лесов, их воспроизводству для конкретного лесного участка с учетом его целевого использования.

В силу ч. 6 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 04.05.2010 №19РЗ «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» после государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания передаточного акта и представления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением го_сударственной экспертизы арендаторы приобретают право осуществлять ис_пользование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участ_ка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Со_гласно ст. 3 указанного Закона юридические лица, которым предоставлены лес_ные участки в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничь_его хозяйства, обязаны: представлять арендодателю в установленные сроки проект освоения лесов для осуществления видов деятельности в сфере охот_ничьего хозяйства на переданном в аренду лесном участке, осуществлять ис_пользование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в строгом соответствии с проектом освоения лесов.

Требования о необходимости разработки проекта освоения лесов установлены и договором аренды лесного участка.

В соответствии с п. «в» п. 13 договора аренды от дд.мм.гггг., заключенного между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (арендодатель) и ООО «Подсобное хозяйство  (арендатор), Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Согласно п. п. «а», «б» п. 12 договора аренды лесного участка №***, заключенного между ООО «Подсобное хозяйство  (арендатор) и Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (арендодатель). ООО «Подсобное хозяйство  имеет право: после государст_венной регистрации договора и предоставления Арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экс_пертизы приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиямидоговора; возводить временные постройки и осуществлять благоустрой_ство лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов.

Однако в нарушение указанных требований закона и договора аренды лесного участка ООО «Подсобное хозяйство  осуществляет пользование лесным участком без проекта освоения лесов с положительным заключе_нием государственной экспертизы.

К одним из принципов лесного законодательства относятся обеспечение охраны и защиты лесов, а также использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п.п. 6, 8 ст. 1 Лесного кодек_са РФ).

В силу ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, не_отения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. По требова_нию ст. 3 (абз.5) Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, юс производство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Исходя из п. 4 ст. 1 Лесного кодекса РФ обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удов_летворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одним из основных принципов лесного законодательства.

В свою очередь охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Принцип пре_зумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности закреплен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Использование лесного участка без проекта освоения лесов с положитель_ны заключением государственной экспертизы, и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране и защите лесов, являются нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу негативного воздействия на лес, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации как собственника лесных ресурсов и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды.

ООО «Подсобное хозяйство «Арбайка» осуществляет использование лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника лесного участка, а также неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды.

Таким образом, требование закона о необходимости составления проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, направленно именно на то, чтобы при использовании лесного участка были определены и соблюдены условия, при которых использование леса не повлечет негативного воздействия на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность и будет обеспечена охрана, воспроизводство и рациональное использование леса, поэтому отношения по использованию лесных участков лицами, которым лес_ные участки предоставлены в аренду, без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы относятся к экологическим правоотношениям.

Факт использования лесного участка 000 «Подсобное хозяйство  площадью 13173 га, расположенного в Удмуртской Республике, ГУ УР  по договору аренды №*** от дд.мм.гггг. без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экс_пертизы, установлен в ходе проверки, проведенной Удмуртской природоохран_ной межрайонной прокуратурой.

Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с п. 2 ст. 8 раздела II, п. 02.1.9.1.3 ст. 9 раздела III Положения о Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента Удмуртской Республики от 20 сентября 2010 года N 162, осуществление деятельности в области использования, охраны, защиты и вос_производства лесов на территории Удмуртской Республики, проведение госу_дарственной экспертизы проектов освоения лесов относится к компетенции Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики.

Согласно п. 1 ч. 1. ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2006 года, заявления прокурора, поданные в интересах государства, защиту

неопределенного круга лиц, касающиеся деятельности юридических лиц, вытекающие из фактов совершения юридическими лицами экологических правонарушений, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Бюллетень Верховного суда РФ №8, август 2007 года).

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд

месту нахождения организации. Согласно ч. 2 ст. 54 ГПК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Место регистрации ООО «Подсобное хозяйство 

В судебном заседании представляющий интересы истца - Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, заместитель прокурора  ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица - Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики по доверенности от дд.мм.гггг. ФИО4 просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования также поддержала в полном объеме.

Представитель Ответчика - заместитель директора ООО «Подсобное хозяйство  ФИО5 исковые требования признал.

Поскольку представитель Ответчика признал исковые требования, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство  о признании деятельности по использованию лесного участка противоречащей требованиям закона и запрещении деятельности до получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов удовлетворить.

Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Подсобное хозяйство «Арбайка» по использованию лесного участка площадью 13173 га, расположенного в Удмуртской Республике, ГУ УР «Алнашское лесничество»: квартал 9 (выдел 1-47); 10 (выдел 1-17); 11 (выдел 1-16); 13 (выдел 1-12); 20 (выдел 1-14); 21 (выдел 1-33); 31 (выдел 1-53); 32 (выдел 1-12); 33 (выдел 1-38); 34 (выдел 1-20); 35 (выдел 1-14); 36 (выдел 1-38); 37 (выдел 1-70); 38 (выдел 1-10); 41 (выдел 1-31); 42 (выдел 1-19); 43 (выдел 1-29); 44 (выдел 1-42); 45 (выдел 1-30); 46 (выдел 1-15); 47 (выдел 1-14); 48 (вы_дел 1-15)); 49 (выдел 1-22); 50 (выдел 1-15); 51 (выдел 1-14); 52 (выдел 1-31); 53 (выдел 1-29); 54 (выдел 1-21); 55 (выдел 1-17); 56 (выдел 1-38); 57 (выдел 1-22); 58 (выдел 1-16); 59 (выдел 1-34); 60 (выдел 1-26); 61 (выдел 1-27); 62 (выдел 1-23); 63 (выдел 1-22); 64 (выдел 1-39); 65 (выдел 1-43); 66 (выдел 1-33); 67 (вы_дел 1-25); 68 (выдел 1-27); 69 (выдел 1-23); 70 (выдел 1-12); 71 (выдел 1-23); 72 (выдел 1-33); 73 (выдел 1-24), 74 (выдел 1-21); 75 (выдел 1-27); 76 (выдел 1-26); 77 (выдел 1-16); 78 (выдел 1-35); 79 (выдел 1-18); 80 (выдел 1-21); 81 (выдел 1-20); 82 (выдел 1-36); 83 (выдел 1); 84 (выдел 1-14); 85 (выдел 1-18); 86 (выдел 1-12); 87 (выдел 1-44); 88 (выдел 1-27); 89 (выдел 1-33); 90 (выдел 1-30); 91 (вы_дел 1-36); 92 (выдел 1-29); 93 (выдел 1-17); 94 (выдел 1-15); 95 (выдел 1-29); 96 (выдел 1-30); 97 (выдел 1-30); 98 (выдел 1-26); 99 (выдел 1-17); 100 (выдел 1-11); 101 (выдел 1-17); 102 (выдел 1-23); 103 (выдел 1-7); 104 (выдел 1-12); 105 (выдел 1-26); 106 (выдел 1-25); 107 (выдел 1-23)108 (выдел 1-53); 109 (выдел 1-26); ПО (выдел 1-14); 111 (выдел 1-22); 112 (выдел 1-19); 113 (выдел 1-11); 114 (выдел 1-38); 115 (выдел 1-22); 116 (выдел 1-30); 117 (выдел 1-23); 118 (выдел 1-24); 119 (выдел 1-36); 120 (выдел 1-34); 121 (выдел 1-31); 122 (выдел 1-29); 123 (выдел 1-24); 124 (выдел 1-32); 125 (выдел 1-20); 126 (выдел 1-28); 127 (вы_дел 1-25); 128 (выдел 1-14); 129 (выдел 1-29); 131 (выдел 1-27); 132 (выдел 1-13); 133 (выдел 1-42); 134 (выдел 1-27); 135 (выдел 1-33); 136 (выдел 1-20); 137 (выдел 1-12) для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на основании договора аренды лесного участка №*** от дд.мм.гггг. с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы с дд.мм.гггг. до получения положительного заключения государственной экспертизы противоречащей требованиям ч.1 ст.88 Лесного кодекса РФ.

В целях устранения нарушений интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц запретить деятельность ООО «Подсобное хозяйство  по использованию лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы с дд.мм.гггг. до получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов.

Взыскать с ООО «Подсобное хозяйство  государственную пошлину в размере 4 000 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.

Председательствующий судья А.С. Байсарова