КОПИЯ
Дело № 2-982/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2016 года село Октябрьское
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Столбовой О.А.,
при секретаре Стовбун Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2 гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», обеспеченного мерами социальной поддержки, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - УСЗН), Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО) о присвоении звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», обеспеченного мерами социальной поддержки, взыскании судебных расходов, в обоснование указав, что он является пенсионером МВД, имеет стаж более 20 лет службы, а также ведомственные знаки отличия: медали «За отличие в службе» 1, 2 и 3 степени, являлся участником боевых действий на территории Чеченской Республики, награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий», в связи с чем полагает, что у него возникло право на получение звания «Ветеран труда» и пользование в этой связи мерами социальной поддержки.
В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования.
Представитель УСЗН ФИО2 в суде исковые требования не признал, пояснив, что медали, врученные истцу, не являются ведомственными знаками отличия, кроме того, истец не достиг общепенсионного возраста в 60 лет, с наступления которого возникает право на получение мер социальной поддержки.
Представитель МСО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве возражал против удовлетворения иска, указав на то, что страховой стаж ответчика составляет менее 25 лет, выданные ему награды не являются ведомственными знаками отличия (л.д.32-33, 40).
Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п.п.2 п.1 ст.7 Федерального закона от ХХ месяца ХХХХ года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон № 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п.4 ст.7 Закона № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации в силу п.2 ст.10 Закона № 5-ФЗ.
Согласно п.2 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в <--хх-->, утвержденного постановлением <--хх--> от ХХ месяца ХХХХ годаХХ (далее - Положение), звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу п.4 Положения к ведомственным знакам отличия в труде федерального уровня относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении которыми граждан принято Правительством РФ, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента РФ.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.<--хх--> от ХХ месяца ХХХХ годаХХ-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов в <--хх-->» (далее - Закон ХХ-ЗО) меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено федеральным законом «О страховых пенсиях», либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной продержки предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховой пенсии».
В силу ст.8 Федерального закона «О страховой пенсии» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно ст.22 Закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ХХ месяца ХХХХ года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 служил в ОМВД России по <--хх--> с ХХ месяца ХХХХ года по ХХ месяца ХХХХ года, стаж его службы в органах МВД составляет <...> дней в календарном исчислении, страховой стаж - <...> дней (л.д.13-18, 22). Указанные обстоятельства представителями ответчиков в суде не оспорены.
Приказами начальника ГУВД <--хх--> от ХХ месяца ХХХХ года, ХХ месяца ХХХХ года, ХХ месяца ХХХХ годаФИО1 был награжден медалями «За отличие в службе» 1, 2 и 3 степени, кроме того, на основании приказа руководителя ВОГОиП МВД России от ХХ месяца ХХХХ года награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий» (л.д.19, 21-22, 24-27), что также не оспорено представителями ответчиков.
С ХХ месяца ХХХХ года истец является получателем пенсии за выслугу лет (л.д.20).
На момент рассмотрения дела ФИО1 исполнилось <...> года (л.д.10).
Истец, обратившись к ответчикам с просьбой о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения, получил отказ, мотивированный отсутствием документов, подтверждающих наличие страхового стажа необходимой продолжительности, а также тем, что награждение было произведено не на ведомственном уровне (л.д.12).
Таким образом, поскольку ФИО1, <....> года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, проходившее службу в органах внутренних дел, имеет страховой стаж продолжительностью более 25 лет, за период службы был награжден ведомственными медалями МВД России «За отличие в службе» 1, 2 и 3 степени, а также нагрудным знаком «Участник боевых действий», суд приходит к выводу о наличии у истца права на присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу соответствующего удостоверения.
При этом суд учитывает, что Положение по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» ограничивало круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», поэтому противоречило федеральному закону, имеющему большую юридическую силу. Федеральным законом признание ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста или от величины страхового стажа. При таких обстоятельствах законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Федерального закона «О ветеранах».
Суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков в той части, что медали и нагрудный знак, которыми был награжден ФИО1, не являются ведомственными знаками отличия, поскольку наградные документы были утверждены руководителями территориальных подразделений МВД России по <--хх-->.
Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ ХХ от ХХ месяца ХХХХ года, МВД РФ в целях реализации своих полномочий имеет право учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации ведомственные знаки отличия, в том числе медали и нагрудные знаки, а также почетные грамоты МВД России.
Медали МВД РФ «За отличие в службе» 1, 2 и 3 степени являются ведомственными медалями и учреждены Приказом МВД РФ ХХ от ХХ месяца ХХХХ года для награждения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, положительно характеризуемых по службе (военной службе).
В соответствии с п.10 приложения ХХ Положения о ведомственных знаках отличия МВД РФ, утвержденного приказом Министра внутренних дел РФ от ХХ месяца ХХХХ годаХХ, награждение ведомственными наградами отличия производится Министром внутренних дел РФ. Право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» делегируется заместителям Министра внутренних дел РФ, руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России и территориальных органов МВД России. Кроме того, из самого наименования ведомственного знака отличия следует, что он является медалью МВД России, то есть знаком отличия, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.13 приложения ХХ к Положению о ведомственных знаках отличия МВД РФ вручение нагрудного знака МВД России «Участник боевых действий» производится Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России, командующим ОГВ(с).
Согласно п.3 приложения ХХ к Положению о нагрудном знаке «Участник боевых действий», утвержденному приказом МВД России от ХХ месяца ХХХХ годаХХ (с изменениями от ХХ месяца ХХХХ года приказом ХХ), действовавшему на момент выдачи ФИО1 нагрудного знака «Участник боевых действий», вручение нагрудного знака производится министром внутренних дел РФ, его заместителями, министрами внутренних дел, начальниками ГУВД, УВД субъектов РФ, начальниками УВДТ, РУБОП, руководителями объединенных группировок войск (сил) МВД России на территориях боевых действий. В силу п.1 того же приложения нагрудный знак «Участник боевых действий» является отличительным знаком для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, примерно и добросовестно исполняющих (исполнявших) служебный и воинский долг в боевых действиях по обеспечению правопорядка, борьбе с преступностью и терроризмом, при проведении контртеррористической операции на территории <--хх--> региона.
Как следует из выписки из приказа и копии удостоверения, нагрудный знак «Участник боевых действий» был выдан ФИО1 руководителем временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе объединенной группировки войск (сил) на территории <--хх--> региона РФ (ВОГОиП МВД России) ННС, который в период с 2010 по 2012 годы действительно являлся руководителем ВОГОиП МВД России и заместителем начальника ГУ МВД России по СКФО (л.д.21, 27). Согласно Федеральному закону «О полиции» от ХХ месяца ХХХХ года № 3-ФЗ в права и обязанности сотрудников полиции, а также в число основных направлений деятельности полиции входят противодействие преступности, защита от противоправных посягательств, обеспечение безопасности, участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, то есть выполнение истцом задач в условиях боевых действий на территории ЧР прямо относилось к его служебным полномочиям, обусловленным Законом «О полиции», что, по мнению суда, свидетельствует о том, что нагрудный знак «Участник боевых действий» можно расценивать как отличие истца за исполнение его должностных обязанностей. Таким образом, в силу приведенного выше п.13 приложения ХХ к Положению о ведомственных знаках отличия МВД РФ и п.3 приложения ХХ к Положению о нагрудном знаке «Участник боевых действий» вручение ФИО1 нагрудного знака «Участник боевых действий» также было произведено надлежащим должностным лицом, в связи с чем его следует расценивать как ведомственный знак отличия в труде.
Таким образом, суд полагает, что решение о награждении истца каждый раз принималось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ. В связи с этим суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения обоснованны и подлежат удовлетворению с наложением обязательства о их выполнении на Министерство социальных отношений <--хх-->.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, в соответствии с п.3 ст.4 Закона ХХ-ЗО меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, для получения мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, получающих пенсию по выслуге лет, необходимо не только награждение орденами и медалями, но и достижение гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в данном случае, это 60 лет для мужчин. Поскольку ФИО1 указанного возраста не достиг, у суда не имеется правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки как ветерану труда, в связи с чем в удовлетворении заявленных истцом требований в указанной части следует отказать.
Поскольку требования истца удовлетворяются судом частично, с наложением на МСО обязательства о признании за ФИО1 права на получение звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», в силу ст.98 ГПК РФ расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей (л.д.5) подлежат удовлетворению частично, пропорционально удовлетворенным требованиям (2 удовлетворенных требования из 3), в сумме <...> рублей со взысканием указанной суммы с Министерства социальных отношений <--хх-->.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на получение звания «Ветеран труда» и обязать Министерство социальных отношений <--хх--> выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран труда».
Взыскать с Министерства социальных отношений Челябинской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере <....> рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись.
Копия верна.
Судья О.А.Столбова.
Секретарь Н.Г.Стовбун.