Дело № 2-982/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2016 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика МКДОУ детский сад №1 «Золотой ключик», третьего лица Управления образования администрации муниципального образования г. Бодайбо и района ФИО2, действующей на основании доверенности от 25.10.2016г., доверенности от 26.10.2016г. № 753, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-982/2016 по иску прокурора г. Бодайбо в интересах ФИО1 к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 «Золотой ключик» о взыскании недополученной заработной платы,
у с т а н о в и л:
В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру города с заявлением о нарушении трудовых прав обратилась работник Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад *** «Золотой ключик» (далее — МКДОУ д/с ***) ФИО1 Установлено, что на основании трудового договора *** от *** ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в должности повара. Пунктом 5.1 трудового договора установлен районный коэффициент - 70 % и процентная надбавка - 50 %. Пунктом 3.11 отраслевого трехстороннего соглашения по учреждениям сферы образования *** и района определено, что заработная плата выплачивается два раза в месяц: аванс до 25 числа каждого месяца, заработная плата не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за тем, в котором она начислена. Согласно п. 2.8 Положения об оплате труда работников, действующего в учреждении, стимулирующие выплаты – это выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работников с целью повышения мотивации качественного труда и заинтересованности в достижении качественных результатов труда. Стимулирующие выплаты включают доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, выполнение особо важных и срочных работ, стаж непрерывной работы и выслугу лет, по итогам работы за выполнение различных показателей (п. 5.2 Положения). Согласно табелю учета рабочего времени в июне 2016 работником отработано 50,4 часов, согласно расчётному листку начислено: 5 942,36 рублей, в том числе 698,11 – доплата за совмещение/замещение должностей, 510 – стимулирующая выплата. Согласно табелю учета рабочего времени за июль 2016 работником отработано 151,2 часов, согласно расчётному листку начислено *** рублей, в том числе 1 599,57 - доплата за совмещение/замещение должностей, 2 094,34 - доплата за совмещение/замещение должностей, 740 – стимулирующая выплата. Согласно табелю учета рабочего времени в августе 2016 работником отработано 165,6 часов, начислено 19 184,7 рублей, в том числе 747,64 и 2293,8 - доплата за совмещение/замещение должностей. Начисление заработной платы истцу за июнь, июль, август 2016г. не отвечает требованиям трудового законодательства по следующим основаниям.
Из ст.133, 146, 148, 315 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника не охватывается понятием минимального размера оплаты труда, поскольку последний составляет начисления по должностному окладу при выполнении нормы рабочего времени и нормы труда. В случае выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также в неблагоприятных климатических условиях, подлежит дополнительной компенсации. Системное толкование приведенных выше положений закона объективно свидетельствует о том, что размер оклада работника, выполняющего трудовую функцию в нормальных условиях труда, то есть без учета поощрительных и компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. По смыслу закона и принятой в муниципальном учреждении системы оплаты труда, выплата стимулирующей выплаты и определение ее размера не является безусловной обязанностью работодателя, а составляет его право оценивать в конкретном размере личный трудовой вклад работника в достижении коллективных производственных результатов. При таких обстоятельствах, стимулирующая выплата не носит регулярный и обязательный для работодателя характер и потому не может быть учтена при оценке соответствия установленного размера оплаты труда требованиям закона о минимальном размере оплаты труда. С учетом изложенного, заработная плата истца за июнь 2016 должна составлять: *** рублей. Соответственно, размер недоначисленной заработной платы за июнь 2016г. составляет: *** рублей. Заработная плата истца за июль 2016 должна составлять: *** рублей. Соответственно, размер недоначисленной заработной платы за июль 2016 г. составляет: *** рублей. Заработная плата за август 2016 г. должна составлять: *** рублей. Соответственно, размер недоначисленной заработной платы за август 2016 г. составляет *** рублей. Всего недоначислено заработной платы за июнь-август 2016 года: *** рублей.
Просит суд взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад *** «Золотой ключик» в пользу ФИО1 11 918,01 рублей недополученной заработной платы за июнь, июль, август 2016г.
В судебном заседании прокурором *** было подано заявление об отказе от исковых требований.
Определением суда от 17.11.2016г. отказ прокурора *** от исковых требований в интересах ФИО1 к МКДОУ детский сад *** «Золотой ключик» о взыскании недоначисленной заработной платы судом принят, рассмотрение гражданского дела по иску прокурора *** интересах ФИО1 к МКДОУ детский сад *** «Золотой ключик» о взыскании недоначисленной заработной платы по существу продолжено, поскольку истец ФИО1 не заявила об отказе от иска, в порядке ч.2 ст.45 ГПК РФ.
В судебном заседании истец – ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МКДОУ детский сад *** «Золотой ключик», третьего лица Управления образования администрации *** и района ФИО2, действующая на основании доверенности от 24.10.2016г. ***, доверенности от 25.10.2016г., в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала ранее представленные возражения на исковое заявление, согласно которому трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2016г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 6 204 рубля в месяц. Установленный размер оклада ФИО1 по занимаемой ей должности меньше минимального размера оплаты труда, установленного вышеуказанным Федеральным законом. Однако, согласно расчетных листков за июнь, июль, август 2016 года следует, что с учетом установленного ФИО1 оклада, а также доплаты за совмещение должностей, начисленных надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, районный коэффициент размер заработной платы превысил установленный федеральным законом в 2016 году минимальный размер оплаты труда, и составил 5 942,36 рублей, 19 608,14 рублей, 6 886,73 рублей и 16 776,61 рублей, соотвественно. Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 7 500 рублей в месяц. В целях повышения уровня социальной защиты граждан 23 мая 2016 года в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ между Правительством Иркутской области, Союзом «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов» и Иркутской региональной ассоциацией работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей» заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год. Региональным соглашением с 1 июля 2016 года установлен дифференцированный размер минимальной заработной платы для работников муниципальных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 10 122 рубля. С 1 октября 2016 года для работников муниципальных учреждений заработная плата будет увеличена на 6.2 процента и составит в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 10 754 рубля. Приказом управления образования администрации МО г. Бодайбо и района от 08.08.2016г. № 389 работникам образовательных учреждений, занимающим должности учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала с 01.08.2016г. производится доплата до МРОТ в размере 1 200 рублей, при условии выработки месячной нормы рабочего времени. В случае невыполнения нормы рабочего времени доплата производится пропорционально отработанному времени в текущем месяце. Учитывая вышеизложенное, полагает, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, так как начисленная заработная плата за рассматриваемый период времени выплачена истице в полном объеме в пределах средств фонда оплаты труда за счет бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района.
Выслушав мнение истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу положений ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
По правилам ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 ст. 135 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа *** от 05.07.2010г., трудового договора *** от *** ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в должности повара. Пунктом 5.1 трудового договора установлен районный коэффициент - 70 % и процентная надбавка - 50 %, надбавка за вредные условия 12%.
Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от 08.10.2013г. должностной оклад установлен 3 999 рублей.
Пунктом 3.11 отраслевого трехстороннего соглашения по учреждениям сферы образования *** и района определено, что заработная плата выплачивается два раза в месяц: аванс до 25 числа каждого месяца, заработная плата не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за тем, в котором она начислена.
Согласно Положения об оплате труда работников, действующего в учреждении, стимулирующие выплаты – это выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работников с целью повышения мотивации качественного труда и заинтересованности в достижении качественных результатов труда. Стимулирующие выплаты включают доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, выполнение особо важных и срочных работ, стаж непрерывной работы и выслугу лет, по итогам работы за выполнение различных показателей (п. 5.2 Положения).
Действовавшее до 1 сентября 2007г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006г. № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007г., из статьи 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 1 сентября 2007г. также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 ТК РФ.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 14 декабря 2015г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 г. установлен в сумме 6 204 рублей в месяц (с 01.07.2016г. -7 500 рублей).
Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета ССР от 10 февраля 1960г. и от 26 сентября 1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров ССР от 10 ноября 1967г. № 1029 Бодайбинский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст.133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Региональным соглашением от 23 мая 2016г. «О минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год» установлен на территории Иркутской области размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, с 1 июля 2016 года - в сумме 10 122 рублей, с 01 октября 2016 года – 10 754 рублей в месяц.
Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой ФИО1 должности в июне - августе 2016 года был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным Федеральным законом.
Согласно представленного табеля учета рабочего времени за июнь 2016 года ФИО1 отработано 50,4 часов (при норме 151,2 часов).
Согласно представленного табеля учета рабочего времени за июль 2016 года ФИО1 отработано 151,2 часов (при норме 151,2 часов).
Согласно представленного табеля учета рабочего времени за август 2016 года ФИО1 отработано 165,6 часов (при норме 165,6 часов).
Приказом управления образования администрации МО *** и района от 08.08.2016г. *** работникам образовательных учреждений, занимающим должности учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала с 01.08.2016г. производится доплата до МРОТ в размере 1 200 рублей, при условии выработки месячной нормы рабочего времени. В случае невыполнения нормы рабочего времени доплата производится пропорционально отработанному времени в текущем месяце.
Вместе с тем из материалов дела следует, что с учетом установленного ФИО1 оклада, доплаты за особые условия труда, доплаты за совмещение должностей, доплаты до МРОТ, а также начисленных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, районного коэффициента размер заработной платы превысил установленные федеральным законом минимальный размере оплаты труда за июнь 2016г., региональным соглашением минимальную заработную плату за июль-август 2016г., а именно: ФИО1 в июне 2016 года начислена заработная плата в размере *** рублей, за июль 2016г. -*** рублей, за август 2016г. -*** рублей. Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 ТК РФ.
Ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы ФИО1 с учетом оклада по должности, иных надбавок, начисленных районного коэффициента, северной надбавки согласно материалам дела, превышает минимальный размер оплаты труда за июнь 2016г., минимальный размер заработной платы, установленный с июля 2016 года региональным соглашением, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 ТК РФ, вывод истца о том, что районный коэффициент, северная надбавка необходимо начислять истцу сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
Ссылка истца на статьи 146, 148 ТК РФ, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента (70%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в *** (50%). Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком МКДОУ детский сад *** «Золотой ключик» правильно рассчитана заработная плата истца за спорный период и в полном размере выплачена, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика заработной платы в размере 11 918,01 рублей надлежит отказать.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад *** «Золотой ключик» о взыскании недополученной заработной платы за июнь, июль, август 2016 года в сумме *** копейка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца.
Судья: И.Ф. Овчинникова