66RS0021-01-2021-001419-46
Дело № 2-982/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2021 года Богдановичский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бабинова А.Н.,
при секретаре Струниной М.А.,
с участием истца – ФИО1 и ее представителя ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Богданович о возложении обязанности внести изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование исковых требований истец указал, что она с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в МУП Богдановичский технический центр «Гарант». ДД.ММ.ГГГГ назначена директором данного предприятия и с ней заключен срочный трудовой договор. Согласно разделу 5 устава, директор возглавляет предприятие и назначается на должность главой муниципального образования. Пунктами 4.1 и 4.8 трудового договора установлено, что оплата труда руководителя зависит от выполнения показателей экономической эффективности деятельности предприятия. Пунктом 4.2 трудового договора был установлен должностной оклад в размере 37 956 рублей, а также вознаграждение за выполнение показателей экономической деятельности предприятия.
Согласно пункту 5.2.4 коллективного договора на предприятии производится выплата премий и премированию подлежат все работники, включая директора. Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и оперативной отчетности. Проценты премии регулируются в зависимости от финансового положения предприятия и вклада членов коллектива в итоги работы предприятия. Премии утверждаются руководителем.
В течение 2018-2020 годов директором предприятия издавались ежемесячные приказы о премировании, в том числе и себе, как директору. В 2020 году поступил устный запрет из Администрации городского округа о начислении и выплате себе премий по коллективному договору со ссылкой на Положение об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ№. В последствии было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому поменялось содержание подпункта 2 пункта 4.2, запись о премировании на основании коллективного договора была заменена на запись о вознаграждении за выполнение показателей экономической деятельности в порядке, установленном Положением об оплате труда руководителей МУП от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, пунктом 4.4.2 коллективного договора были предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Указанной льготы она также была лишена.
Начиная с 2021 года, она перестала получать премии, предусмотренные коллективным договором и дополнительные дни к отпуску. В результате чего, заработная плата сотрудников предприятия оказалась ниже, чем у ряда подчиненных сотрудников. Полагает, что в отношении нее допущена дискриминация при установлении и изменении и условий труда.
ДД.ММ.ГГГГ принято новое положение об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий городского округа Богданович, пунктом 1.4 которого предусмотрено, что оплата труда руководителей производится из фонда оплаты труда этих предприятий в порядке и сроки, установленные на предприятии, при этом соответствующие изменения в текст заключенного с ней трудового договора, данные изменения внесены не были.
Полагает, что положения коллективного договора в части порядка и условий получения компенсационных выплат распространяются на нее как на руководителя предприятия.
В связи с этим, просит обязать администрацию городского округа Богданович в лице главы городского округа внести в п.4.2 трудового договора подпункт 3 следующего содержания: « премии, предусмотренные коллективным договором, действующим в Предприятии». Обязать администрацию городского округа Богданович в лице главы городского округа внести в п.4.6 трудового договора подпункт 3 следующего содержания: «дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с п.4.4.2 коллективного договора, действующего в Предприятии». Обязать администрацию городского округа Богданович в лице главы городского округа внести в трудовой договор подпункт 4.9 следующего содержания: «на руководителя распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные п.7.3 коллективного договора, действующего в предприятии».
В судебном заседании истец доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель истца Ф.И.О.6 в судебном заседании пояснила, что коллективный договор является локальным нормативным актом и в равной степени распространяется как на работников предприятия, так и на руководителя. Отсутствие в трудовом договоре положений, предусмотренных коллективным договором, является дискриминационным по отношению к истцу. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что между администрацией городского округа Богданович и истцом ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор, в соответствии с которым ФИО1 назначена на должность директора МУП «Богдановичский технический центр Гарант» на срок по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в соответствии с которым подпункт 2 пункта 4.2. главы 4 «Оплата труда и социальные гарантии Руководителя» изложен в новой редакции и предусматривает вознаграждение руководителя предприятия за выполнение показателей экономической эффективности предприятия за отчетный период в порядке, установленном Положением об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий и установлен ежемесячный оклад в сумме 45 995 руб. 04 коп. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора продлено до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные дополнительные соглашения были подписаны истцом без каких-либо замечаний, что свидетельствует о свободе волеизъявления и согласии с изменениями. Трудовой договор ФИО1 заключен с администрацией в лице главы городского округа Богданович, который является работодателем и в соответствии со ст.191 Трудового кодекса РФ работодателю предоставлено право поощрять работника. Соответственно самостоятельно истец не может произвольно премировать самого себя. Трудовым законодательством не предусмотрены случаи распространения действия коллективного договора в части оплаты труда на руководителей муниципальных унитарных предприятий. Вопрос оплаты труда регулируется трудовым договором и нормативно-правовыми актами, в том числе муниципальными нормативно-правовыми актами, а также учредительными документами предприятия. Действие коллективного договора в указанном случае не распространяется на руководителя муниципального унитарного предприятия в части надбавок, доплат, вознаграждений и дополнительного отпуска, определенных данным коллективным договором. Трудовой договор не содержит ссылок о распространение на него положений коллективного договора. Таким образом, отсутствуют правовые основания для изменения трудового договора. Условия трудового договора не являются дискриминационными, поскольку его положениями предусмотрено премирование руководителя и предоставление дополнительного отпуска руководителю в размере 6 календарных дней. В связи с этим просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, считает исковые требования ФИО1 необоснованным и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч.1 и ч.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч.2 ст.5 Трудового кодекса РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 1 и 4 ст.8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.Согласно ч.1 ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Как указано в ст.145 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен: для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Согласно пунктам 1.2, 5.1 и 5.2 Устава муниципального унитарного предприятия Богдановичский технический цент «Гарант» учредителем предприятия выступает муниципальное образование в лице его Главы. Управление предприятием производится учредителем. К исключительной компетенции учредителя относится принятие решений о реорганизации, ликвидации предприятия, внесение изменений и дополнений в Устав, назначение и увольнение директора. Предприятие возглавляет директор, назначаемый на должность главой муниципального образования. Права и обязанности директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором, заключаемым с ним.(л.д.72-78)
В соответствии с п. 1.2, 3.1 и 4.1 Положения об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий городского округа Богданович, утвержденного постановлением Главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ№ оплата труда руководителя предприятия состоит из должностного оклада, надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, 15% уральского коэффициента и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности и определяется трудовым договором, заключаемым между руководителем и учредителем. Руководителю устанавливается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере до 50% должностного оклада на определенный срок. Выплата премии руководителю предприятия за текущий квартал осуществляется по результатам работы предприятия за предыдущий квартал при условии выполнения основных производственных и экономических показателей. (л.д. 147-152)
Распоряжением главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО1 назначена на должность директора муниципального унитарного предприятия Богдановичский технический цент «Гарант» и ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Богданович и ФИО1 заключен трудовой договор, в соответствии с которым предусмотрено, что оплата труда руководителя состоит из должностного оклада и вознаграждения за выполнение показателей экономической эффективности деятельности предприятия. Установлен должностной оклад в размере 37 956 руб.00 коп. (п.4.1, п.4.2) Руководитель имеет право на ежегодный отпуск – 28 календарных дней и дополнительный отпуск за особые условия труда в размере шесть календарных дней. Согласно п.4.6 трудового договора, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается материальная помощь в размере одного оклада. (л.д.93-100)
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФИО1 подпункт 1 пункта 4.2 трудового договора изложен в новой редакции и установлен с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячный оклад руководителя 45 995 руб. 04 коп. Подпункт 2 пункта 4.2 изложен в следующей редакции: вознаграждение за выполнение показателей экономической эффективности деятельности предприятия за отчетный период в размере и порядке, установленном Положением об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий городского округа Богданович, утвержденным постановлением главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ№. Продлено действие трудового договора с ФИО1 по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14-16)
Об изменении условий трудового договора истец ФИО1 уведомлялась администрацией городского округа Богданович, возражений при этом от истца не поступало.(л.д.19-21)
Постановлением Главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое положение об оплате труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий городского округа Богданович пунктами 3.1,3.2, 3.4 и 3.5 которого предусмотрено поощрение руководителя предприятия по показателям экономической эффективности деятельности предприятия. Решение о выплате вознаграждения руководителю принимается главой городского округа на основании протокола по итогам рассмотрения на заседании межведомственной балансовой комиссии по эффективности управления муниципальной собственностью. (л.д.23-26)
Истец также была ознакомлена с новым положением об оплате труда руководителей и возражений по изложенным условиям не высказала. (л.д.160-161)
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что именно Положение об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий городского округа Богданович, утвержденное постановлением Главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ№ (действовавшее на момент заключения трудового договора) и Положение об оплате труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий городского округа Богданович, утвержденное постановлением Главы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ№, является локальным нормативным правовым актом, и не противоречит положениям ст.ст.135 и 145 Трудового кодекса РФ, поскольку регулирует размер заработной платы, размер выплат стимулирующего характера, условия, при которых премии, относящиеся к выплатам стимулирующего характера, не подлежат выплате.
При этом, истцом после заключения трудового договора и ознакомления с условиями оплаты труда Положения об оплате труда не оспаривались.
Поскольку в данном случае работодателем директора МУПа является администрация муниципального образования, любые денежные выплаты, выплачиваемые директору, должны производиться на основании выраженного волеизъявления работодателя, принимаемого в рамках Положения об оплате труда. В связи с чем, требования обязать администрацию внести в п.4.2 трудового договора подпункт 3 о премировании и подпункт 4.9 об установлении социальных льгот и гарантий, предусмотренных п.7.3 коллективного договора (л.д.43-44) связанных с дополнительными денежными выплатами, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.115 Трудового кодекса РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 116 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Пунктом 4.4.2 коллективного договора Муниципального унитарного предприятия Богдановичский технический центр «Гарант» на 2020-2022 годы предусмотрено предоставление работникам дополнительных оплачиваемых отпусков за стаж работы на предприятии от одно до четырех дней, с выплатой материальной помощи исходя из экономических результатов предприятия. (л.д.36)
Как указывалось выше, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией городского округа Богданович и ФИО1 установлено, что руководитель имеет право на ежегодный отпуск – 28 календарных дней и дополнительный отпуск за особые условия труда в размере шесть календарных дней. Согласно п.4.6 трудового договора, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается материальная помощь в размере одного оклада.
При таких обстоятельства, оспариваемые условия трудового договора в части предоставления дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, содержащиеся в п.4.6 не содержат в себе дискриминационных положений, поскольку соответствуют требованиям Трудового законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2021 года.
Решение изготовлено на компьютере.
Судья Богдановичского
городского суда Бабинов А.Н.