ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-983(1)/2013 от 18.12.2013 Балашовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-983(1)/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Балашов                             

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Климовой С.В.

при секретаре Добренькой Е.С.

с участием истца Руднева А.Н. и представителя по доверенности Рудневой Е.Б., представителя ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности Алексеенко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руднева Андрея Николаевича к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,-

установил:

Руднев А.Н. обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» компенсацию морального вреда.

Требования мотивированы тем, что 15 июля 2013 года законным представителем несовершеннолетнего Рудневой Е.Б. была отправлена заказная бандероль с простым уведомлением в ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России г. Волгограда и внутренняя почта с простым уведомлением в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России г. Москвы и ГБО ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова г. Москвы.

В ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России г. Волгограда документы поступили 06 августа 2013 года, в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России г. Москвы и ГБО ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова г. Москвы соответственно 30 июля 2013 года и 31 июля 2013 года.

Поскольку документы поступили в учебные заведения позднее 25.07.2013 года, приемные комиссии ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России г. Волгограда, ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России г. Москвы и ГБО ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова г. Москвы документы возвратили.

Законный представитель несовершеннолетнего Руднева Е.Б. в адрес ФГУП «Почта России» направила претензию о несвоевременной доставке почтовой корреспонденции в учебные заведения, в связи с чем, как она указала, сын Руднев А.Н. был лишен возможности реализовать свое право на получение образования по своему желанию.

02.10.2013 года Рудневой Е.Б. сообщено о проведении документальной проверки, в процессе которой установлены нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, что за некачественно предоставленную услугу по приему почтовой корреспонденции в адрес Рудневой Е.Б. направлено возмещение денежным переводом на сумму 25 руб.

Рудневу А.Н. исполнилось 18 лет и он подлежит призыву на военную службу, принять участие в конкурсе и начать образование он сможет не ранее лета 2015 года, а также ему необходимы подготовительные курсы.

Истец считает, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 500 000 руб.

Истец Руднев А.Н. и представитель истца Руднева Е.Б. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в лице УФПС Саратовской области филиала ФГУП «Почта России» Алексеенко Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку почтовое отправление направлялось истцом без описи вложения. Также пояснила, что по результатам рассмотрения претензии законного представителя Рудневой Е.Б. в ее адрес 12.10.2013 года направлено возмещение денежным переводом в размере 25 руб. Считает, что истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда. Руднев А.Н. отказался от поступления в СГМУ им. В.И. Разумовского при своевременном поступлении документов в вуз посредством почтовой связи.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее Федеральный закон N 176-ФЗ) почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

В силу ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно ст. 34 ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

За утрату почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, недостачу или порчу (повреждение) вложений почтовых отправлений, недоставку периодических изданий, недостачу денежных средств работники организаций федеральной почтовой связи, по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 37 Федерального закона N 176-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение двух месяцев.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона пользователями услуг почтовой связи являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Согласно ст. 19 указанного Закона, права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Согласно ст. 7 указанного закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В судебном заседании установлено, что Руднев А.Н. в 2013 году закончил обучение в средней общеобразовательной школе, получил аттестат о среднем (полном) общем образовании и пожелал подать документы для поступления в высшие учебные заведения Российской Федерации.

Согласно п. 24 Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895) прием документов у лиц, поступающих в вузы только по результатам ЕГЭ, завершается 25 июля.

Поступающие вправе направить заявление о приеме на первый курс, а также необходимые документы через операторов почтовой связи общего пользования (далее - по почте). Документы, направленные абитуриентом по почте, принимаются при их поступлении в вуз не позднее сроков, установленных пунктом 24 настоящего Порядка для завершения приема документов (пункт 35 Порядка).

Поступающий на первый курс для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста вправе подать заявление и участвовать в конкурсах одновременно не более чем в пять вузов, по трем направлениям подготовки (специальностям), или укрупненным группам направлений подготовки (специальностей), или факультетам в одном вузе в зависимости от порядка организации конкурса. При этом поступающий вправе подать такое заявление одновременно на различные формы получения образования, по которым реализуются основные образовательные программы в вузе, а также одновременно на места в рамках КЦП и на места по договорам с оплатой стоимости обучения (пункт 26 Порядка).

15 июля 2013 года через почтовое отделение № 2 г.Балашова законным представителем несовершеннолетнего Рудневой Е.Б. была отправлена заказная бандероль с простым уведомлением в ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России г. Волгограда и внутренняя почта с простым уведомлением в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России г. Москвы и ГБО ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова г. Москвы.

В ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России г. Волгограда документы поступили 06 августа 2013 года, в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России г. Москвы и ГБО ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова г. Москвы соответственно 30 июля 2013 года и 31 июля 2013 года.

Поскольку документы поступили в учебные заведения позднее 25.07.2013 года, приемные комиссии ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России г. Волгограда, ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России г. Москвы и ГБО ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова г. Москвы документы возвратили.

Законный представитель несовершеннолетнего Руднева Е.Б. в адрес ФГУП «Почта России» направила претензию о несвоевременной доставке почтовой корреспонденции в учебные заведения, в связи с чем, как указала она, сын Руднев А.Н. был лишен возможности реализовать свое право на получение образования по своему желанию.

02.10.2013 года Рудневой Е.Б. сообщено о проведении документальной проверки, в процессе которой установлены нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений. За некачественно предоставленную услугу по приему почтовой корреспонденции в адрес Рудневой Е.Б. направлено возмещение денежным переводом на сумму 25 руб.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации составляют 2 дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции по маршруту Саратов - Москва – 4 дня, по маршруту Саратов-Волгоград – 4 дня.

Таким образом, общий контрольный срок пересылки письменной корреспонденции, направленной Рудневой Е.Б. должен составить 6 дней в каждом направлении (без учета дня приема), что ответчиком нарушено.

Признание ответчиком факта некачественно предоставленной услуги, а также факт перечисления возмещения сторонами в судебном заседании не оспаривался.

Таким образом, суд находит факт нарушения прав потребителя установленным.

Однако, суд полагает, что истец мог проявить должную осмотрительность и направить пакет документов для поступления в вуз заблаговременно. Более того, такая возможность у истца была и, являясь сотрудником почты, Руднева Е.Б. знала о некачественной работе почтовой связи, как пояснила в судебном заседании мать истца Руднева Е.Б.

В судебном заседании установлено, что подтвердила сторона истца, в приемную комиссию Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского посредством почтовой связи Рудневым А.Н. поданы документы для участия в конкурсе 2013 года, которые поступили своевременно и приняты, но Руднев А.Н. отказался от права поступления в данное учебное заведение, потому в реализации его права на возможность подать документы для поступления в вуз Российской Федерации и получить образование по его желанию действиями ФГУП «Почта России» в полной мере Руднев А.Н. не лишен.

Кроме того, истцом не представлены доказательства того, что при своевременном поступлении документов в ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России г. Волгограда, в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России г. Москвы и ГБО ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова г. Москвы Руднев А.Н. был бы зачислен в качестве студента и не отказался бы воспользоваться своим правом на получение образования в вузе.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда. Размер компенсации с учетом обстоятельств дела, касающиеся действий обеих сторон, степени нравственных страданий истца, степени вины ответчика, суд считает необходимым определить в 3 000 руб.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Исходя из буквального толкования смысла указанной статьи, следует, что штраф исчисляется из фактически взысканной в пользу потребителя суммы на момент вынесения решения. При расчете штрафа не могут быть учтены суммы, которые на момент вынесения решения суда не могут быть рассчитаны.

Требования потребителя удовлетворены судом в размере 3 000 руб. Размер штрафа, подлежащий взысканию с ФГУП «Почта России» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя составляет 1 500 руб. (3 000 руб. х 50%).

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1 500 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика ФГУП «Почта России» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Балашовского муниципального района Саратовской области в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Руднева Андрея Николаевича к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу Руднева Андрея Николаевича компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., штраф в размере 1 500 руб., а всего 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб., отказав в остальной части иска.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Председательствующий С.В.Климова