Дело №2-983/2020 г. 37RS0023-01-2020-001483-69
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2020 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Щепеткова В.В.,
при секретаре Морозовой О.А.,
с участием представителя истца заместителя Шуйского межрайонного прокурора Выренкова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Введенского сельского поселения к Совету Введенского сельского поселения о признании наличия неурегулированного конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения ФИО1 и главой КФК «Шахма» ФИО2 по факту предоставления в аренду земельных участков.
У С Т А Н О В И Л:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Введенского сельского поселения к Совету Введенского сельского поселения о признании наличия неурегулированного конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения ФИО1 и главой КФК «Шахма» ФИО2 по факту предоставления главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО1 в аренду без проведения торгов земельных участков КФК «Шахма».
Заявленные исковые требования обоснованы прокурором следующим. Межрайонной прокуратурой в марте 2020 года в целях соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», исполнения требований ПриказаГенеральнойпрокуратурыРФ от 29.08.2014№454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства опротиводействиикоррупции» проведена проверка в Администрации Шуйского муниципального района в сфере исполнения муниципальными служащими требований законодательства о противодействия коррупции. Решением Совета Введенского сельского поселения от 01.10.2019 № …. на должность главы Введенского сельского поселения избран ФИО1. Глава муниципального образования избранный в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исходя из положений п. 4.1 указанной статьи должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Избираясь на соответствующую должность, ФИО1 добровольно принял на себя обязанности соблюдать ограничения и запреты не только в служебной деятельности, но и во вне служебных отношениях. В ходе проверки межрайонной прокуратурой установлен факт наличия конфликта интересов, который не был рассмотрен Советом Введенского сельского поселения, в том числе, по причине не направления в него соответствующих сведений ФИО1. На основании Положения от 28.02.2017 № 9 о порядке предоставления в собственность или аренду без проведения торгов земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района, администрацией Введенского сельского поселения в лице главы – ФИО1 в аренду КФХ «Шахма» выделены земельные участки №№: ….., площадью 301235 кв.м., ….., площадью 248684 кв.м., ….. площадью 218748 кв.м. и …., площадью 48060 кв.м. на основании постановлений от 21.10.2019 №№ ……. Директором КФХ «Шахма» является ФИО2, состоящий в близком родстве с главой Введенского сельского поселения ФИО1. Указанные лица являются близкими родственниками – отцом и сыном. Вместе с тем, в нарушение требований Федерального Закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», ФИО1 не сообщил в Совет Введенского сельского поселения о том, что состоит в близком родстве с лицом, которому в рамках установленных должностных полномочий выделяет земельные участки. По фактам выявленных нарушений в 16.03.2020 года межрайонной прокуратурой в Совет Введенского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В межрайонную прокуратуру 27.05.2020 Советом Введенского сельского поселения представлен ответ о том, что 21.05.2020 представление рассмотрено, удовлетворено частично, в действиях ФИО1 нарушений требований законодательства о противодействии коррупции не усматривается. Вместе с тем, в ответе на представление не указано, каким образом в настоящее время конфликт интересов устранен, а также не дана оценка степени ответственности за совершенное нарушение в рамках действующего законодательства. Согласно п. 7.1 ст. 30 Устава Введенского сельского поселения Глава поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». До настоящего времени, меры для разрешения сложившейся ситуации по факту наличия конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения ФИО1 при исполнении им должностных обязанностей и лицом, состоящим с ним в близком родстве, не приняты.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах Российской Федерации. Коррупция представляет угрозу государству и подрывает его социально-экономическую стабильность, в связи с этим необходимо принимать исчерпывающие меры к любому ее проявлению. Одной из таких мер является контроль по рассмотрению вопросов, связанных с наличием конфликта интересов.
На основании изложенного, истец просил признать наличие неурегулированного конфликта интересов у главы Введенского сельского поселения ФИО1 с 21.10.2019 по 15.07.2020. Признать незаконным решение Совета Введенского сельского поселения при рассмотрении вопроса о наличии конфликта интересов у ФИО1 по факту выделения последним в аренду земельных участков с кадастровыми номерами …., площадью 301235 кв.м., ….., площадью 248684 кв.м., ….. площадью 218748 кв.м. и ….., площадью 48060 кв.м. на основании постановлений от 21.10.2019 №№ …. КФХ «Шахма». Обязать совет решить вопрос о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности с учетом наличия неурегулированного конфликта интересов.
В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования неоднократно истцом уточнялись, в последней редакции уточнений от 02.11.2020 г. прокурор просит суд признать наличие неурегулированного конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО1 и главой КФХ «Шахма» ФИО2 по факту предоставления главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО1 КФХ «Шахма» в аренду без торгов земельных участков с кадастровыми номерами …., площадью 301235 кв.м., …., площадью 248684 кв.м., …. площадью 218748 кв.м. и …., площадью 48060 кв.м. на основании постановлений от 21.10.2019 №№ …... Обязать Совет Введенского сельского поселения принять меры по урегулированию конфликта интересов.
В судебном заседании представитель истца заместитель Шуйского межрайонного прокурора Выренков Е.Ю. заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Таким образом, глава поселения является должностным лицом, на которого распространяются требования о соблюдении требований законодательства в сфере противодействия коррупции. КФХ «Шахма» является коммерческой организацией, созданной для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации. Основной целью деятельности хозяйства осуществление деятельности, направленной на извлечение прибыли. Принятие должностным лицом решения о передаче муниципального имущества в пользование лицу, находящимся с ним в близком родстве и влекущее получение этим лицом доходов от использования указанного имущества, является проявлением личной заинтересованности, которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление должностным лицом своих полномочий. Указанные земельные участки относятся к категориям земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 6 постановлений о выделении земельных участков, контроль за их исполнением возложен на инспектора по земельным и имущественным отношениям Администрации Введенского сельского поселения Бурсикову О.Ю., то есть лицо, находящееся в непосредственной зависимости от главы поселения ФИО1 Наличие близкого родства в случае возникновения ситуации, требующей от главы поселения принятия решений в рамках установленных полномочий и осуществлению надлежащего контроля, может повлиять на законность и объективность принятых решений в отношении родственника. Кроме этого, за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности предусмотрено внесение арендной платы, которое в соответствии с договорами аренды осуществляется ежеквартально. Право собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района на рассматриваемые земельные участки зарегистрировано 22.04.2019 г., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии с требованиями абз. 2 п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» информация о возможности приобретения указанных земельных участков на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, должна быть размещена в периодическом печатном издании «Ивановская газета», на официальном сайте Администрации Введенского сельского поселения, а также размещена на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования, не позднее 05.05.2019. В нарушение указанных требований Администрацией Введенского сельского поселения информация о возможности приобретения указанных земельных участков размещена в периодическом печатном издании «Ивановская газета» только 19.07.2019, что подтверждается сведениями БУ «Ивановские газеты» от 13.11.2020 № 92. На официальном сайте Администрации Введенского сельского поселения соответствующая информация размещена только 12.09.2019. Размещение данной информации на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования, не подтверждено. Указанное бездействие Администрации Введенского сельского поселения привело к ограничению прав иных заинтересованных юридических лиц, граждан на получение информации о возможности приобретения земельных участков на льготных условиях, в то время как КФХ «Шахма» получило их в преимущественном порядке, что привело к ограничению конкуренции. В соответствии с протоколом № 2 от 21.10.2019 Комиссией в составе её председателя ФИО1, секретаря Бурсиковой О.Ю., членов комиссии ФИО3, ФИО4 рассмотрено заявление директора КФХ «Шахма» ФИО2 о предоставлении в аренду земельных участков. Единогласным решением указанной Комиссии Администрации Введенского сельского поселения рекомендовано заключить договора аренды с КФХ «Шахма» по соответствующим земельным участкам. При принятии администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района решений о предоставлении в аренду указанных земельных участков имел место конфликт интересов, поскольку в состав Комиссии в качестве её председателя входил ФИО1, состоящий в близком родстве с заявителем, руководителем КФХ «Шахма» ФИО2 Поскольку мер по урегулированию указанного конфликта интересов со стороны ФИО1 принято не было (в Совет Введенского сельского поселения не сообщил, свое участие в рассмотрении заявки КФХ «Шахма»не исключил, отвод не заявлял), то Комиссия, рассматривая заявку ФИО2 на заключение договоров аренды земельных участков действовала в незаконном составе, в связи с чем не имела соответствующих полномочий на принятие такого решения, что повлекло заключение в нарушение требований действующего законодательства между Администрацией Введенского сельского поселения и КФХ «Шахма» договоров аренды указанных земельных участков как с единственным участником. В настоящее время конфликт интересов между главой Введенского сельского поселения с лицом, состоящим с ним в близком родстве, не урегулирован. При таком положении, при осуществлении возложенных на главу поселения полномочий, у него возникает личная заинтересованность в получении КФХ материальной выгоды, иных преимуществ, которая может повлиять на надлежащее исполнение обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами муниципалитета. Непосредственная подконтрольность близкого родственника, то есть возможность одного из них осуществлять распорядительные полномочия в отношении другого в рамках сложившихся имущественных правоотношений, рассматривается как потенциальный конфликт интересов.
В судебное заседание представитель ответчика Совета Введенского сельского поселения ФИО5, уведомленный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела не явились, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебное заседание, также уведомленные судом надлежащим образом о дате и времени его проведения, не явились: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 и его представитель ФИО6, третьи лица ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Бурсикова О.Ю., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2, о причинах неявки суду не сообщили.
В судебном заседании от 04.08.2020 г. представитель ответчика ФИО5 пояснил, что заявленные исковые требования не признает, представление Шуйской межрайонной прокуратуры рассмотрено на Совете Введенского сельского поселения, каких-либо нарушений в действиях ФИО1, а также конфликта интересов при выделении земельных участков в аренду не установлено. ФИО1 перед заключением договоров аренды земельных участков фактически ставил Совет в известность о заключении указанных договоров об аренде земельных участков. Однако, нормативными актами, Порядок уведомления не предусмотрен. Все депутаты, до момента заключения договоров об аренде земельных участков были в курсе, какой договор заключается, возражений никто не высказал, иные лица на данные земельные участки не претендовали.
В судебном заседании от 01.10.2020 г. представитель третьего лица ФИО1 – ФИО6 в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать, пояснил суду, что никакого влияния такая родственная связь в рассматриваемой ситуации не повлияла на исполнение ФИО1 своих должностных обязанностей и не могла повлиять, поскольку у КФК «Шахма» имеется преимущественное право в силу Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на предоставление земельных участков в аренду, иных заявлений не поступало, иного Порядка в виде торгов в данной ситуации не предусмотрено, поэтому оснований для отказа в предоставлении земельных участков КФК «Шахма» не было. Иного решения Администрация Введенского сельского поселения не имела возможности принять, оно тогда нарушало бы права крестьянско-фермерского хозяйства. Согласно ст.10 ч.5.1 указанного закона следует, что преимущественное право является обязательным для исполнения и в случаях, когда Администрация не предоставляет в аренду земельный участок или не предоставляет возможность выкупа земельного участка, а, наоборот, проводит какие-то торги, то такие действия признаются незаконными и подтверждается преимущественное право сельскохозяйственной организации на получение земельного участка, поэтому другого варианта решения в данной ситуации у ФИО1 не было, соответственно, конфликт интересов отсутствует.
Из представленных в суд письменных пояснений, поступивших от ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 следует, что по их мнению конфликт интересов у Главы Введенского сельского поселения при предоставлении земельных участков КФХ «Шахма» отсутствовал, эти земельные участки ранее использовались для посевов КФХ «Шахма», об их предоставлении им было известно от Председателя Совета ФИО5
Представитель третьего лица Управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которого указал следующее. Отсутствие утвержденного представительного органом сельского поселения порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов не является основанием для освобождения главы сельского поселения от соответствующей обязанности. С учетом законодательно установленного определения признаков личной заинтересованности, полагаем, что при предоставлении администрацией Введенского сельского поселения в аренду КФХ «Шахма» земельных участков на основании постановлений от 21 октября 2019 года, у главы данного муниципального образования ФИО1 возникла личная заинтересованность, поскольку при использовании данных земельных участков КФХ «Шахма», директором которого является ФИО2 имеет возможность получить определенный доход. Без рассмотрения Советом Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района (соответствующей комиссией, созданной при Совете) уведомления ФИО1 о наличии личной заинтересованности администрация названного сельского поселения не вправе была передавать в аренду КФХ «Шахма» вышеуказанные земельные участки.
В судебном заседании от 22.10.2020 г. третье лицо ФИО4 пояснил, что полномочия по контролю за использованием переданных в аренду КФХ «Шахма» земельных участков, возложен на Администрацию Шуйского муниципального района.
В судебном заседании от 02.11.2020 г. представитель третьего лица Администрации Шуйского муниципального района ФИО14 пояснил, что ФИО1 как глава поселения контролирует поступления платежей по арендной плате за использование земельных участков, исполнение условий договора и использование земельных участков по целевому назначению. Администрация Шуйского муниципального района осуществляет контроль в целом за использованием земельных участков, как собственником, так и арендодателем на территории Шуйского муниципального района, в том числе и поселений.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке и на основании ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 4.1 данной статьи глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 года№ 147, от 29 июня 2018 года№ 378, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 года № 18-0/10/П-5146) (далее также - Рекомендации).
В названных методических Рекомендациях раскрываются особенности проведения проверки соблюдения должностным лицом обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сроки применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и основания для применения взыскания.
Под достаточной информацией, являющейся основанием для проведения такой проверки, понимаются сведения, свидетельствующие о наличии личной заинтересованности при реализации должностным лицом своих полномочий и требующие подтверждения (раздел 2 Рекомендаций).
В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности, фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности, наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как семейственность, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, содействие в получении поощрений.
При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод.
При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.
Из изложенного следует, что перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность муниципальной службы, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим.
Согласно п. 7.1 ст. 30 Устава Введенского сельского поселения Глава поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Судом установлено, что Решением Совета Введенского сельского поселения от 01.10.2019 № ….на должность главы Введенского сельского поселения избран ФИО1.
На главу муниципального образования избранного в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исходя из положений п. 4.1 указанной статьи возложены обязанности по соблюдению ограничений и запретов и исполнять обязанности установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
На основании Положения от 28.02.2017 № 9 о порядке предоставления в собственность или аренду без проведения торгов земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района, администрацией Введенского сельского поселения в лице главы – ФИО1 в аренду КФХ «Шахма» на основании постановлений от 21.10.2019 №№ …. выделены земельные участки №№: …., площадью 301235 кв.м., …., площадью 248684 кв.м., …. площадью 218748 кв.м. и …., площадью 48060 кв.м.
Между Администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в лице Главы сельского поселения ФИО1 и Крестьянским (фермерским) хозяйством «Шахма» в лице директора ФИО1 21.10.2019 г. заключены договоры аренды на указанные земельные участки.
Установлено, что директор КФХ «Шахма» ФИО2 и Глава Введенского сельского поселения ФИО1 являются близкими родственниками – отцом и сыном, что сторонами по делу не оспаривалось.
КФХ «Шахма» является коммерческой организацией, созданной для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации. Основной целью деятельности хозяйства осуществление деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Принятие должностным лицом решения о передаче муниципального имущества в пользование лицу, находящимся с ним в близком родстве и влекущее получение этим лицом доходов от использования указанного имущества, является проявлением личной заинтересованности, которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление должностным лицом своих полномочий.
Передача Главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО1 в аренду КФХ «Шахма» указанных земельных участков произведена в отсутствие уведомления о наличии личной заинтересованности, а также без рассмотрения Советом Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района (соответствующей комиссией, созданной при Совете) уведомления ФИО1, в связи с этим к доводам представителя ответчика, а также представителя третьего лица ФИО6, о том, что ФИО1 перед передачей в аренду КФХ «Шахма» указанных земельных участков фактически ставил Совет в известность о заключении указанных договоров об аренде земельных участков суд относится критически, поскольку отсутствие утвержденного представительным органом сельского поселения порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не является основанием для освобождения главы сельского поселения от соответствующей обязанности.
Кроме того, судом установлено, что в соответствии с протоколом №…. от 21.10.2019 г. «О предоставлении в аренду без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения» Комиссией в составе её председателя ФИО1, секретаря Бурсиковой О.Ю., членов комиссии ФИО3, ФИО4 рассмотрено заявление директора КФХ «Шахма» ФИО2 о предоставлении в аренду земельных участков. Единогласным решением указанной Комиссии Администрации Введенского сельского поселения рекомендовано заключить договора аренды с КФХ «Шахма» по соответствующим земельным участкам.
При принятии администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района решений о предоставлении в аренду указанных земельных участков имел место конфликт интересов, поскольку в состав Комиссии в качестве её председателя входил ФИО1, состоящий в близком родстве с заявителем, руководителем КФХ «Шахма» ФИО2
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
В ходе рассмотрения дела, установлено, что в настоящее время конфликт интересов между главой Введенского сельского поселения с лицом, состоящим с ним в близком родстве, не урегулирован. При таком положении, при осуществлении возложенных на главу поселения полномочий, у него возникает личная заинтересованность в получении КФХ материальной выгоды, иных преимуществ, которая может повлиять на надлежащее исполнение обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами муниципалитета. Непосредственная подконтрольность близкого родственника, то есть возможность одного из них осуществлять распорядительные полномочия в отношении другого в рамках сложившихся имущественных правоотношений, рассматривается как потенциальный конфликт интересов.
В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах Российской Федерации, муниципального образования Введенского сельского поселения к Совету Введенского сельского поселения о признании наличия неурегулированного конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения ФИО1 и главой КФК «Шахма» ФИО2 по факту предоставления в аренду земельных участков, удовлетворить.
Признать наличие неурегулированного конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО1 и главой КФХ «Шахма» ФИО2 по факту предоставления главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО1 КФХ «Шахма» в аренду без торгов земельных участков с кадастровыми номерами …., площадью 301235 кв.м., …., площадью 248684 кв.м., …. площадью 218748 кв.м. и …., площадью 48060 кв.м. на основании постановлений от 21.10.2019 №№ …..
Обязать Совет Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области принять меры по урегулированию конфликта интересов.
Ответчик, не присутствующий в судебном заседании, вправе подать в Шуйский городской суд Ивановской области заявление об отмене этого решения в течение 7 дней после его получения.
Заочное решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в апелляционном порядке через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца с момента истечения семидневного срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Судья В.В. Щепетков
Решение в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Судья В.В. Щепетков