Дело № 2-984/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 года район Талнах, г.Норильск
Норильский городской суд (в районе Талнах) Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудакова Н.Б.,
при секретаре Пустохиной В.В.,
с участием истца ФИО2,
представителя истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению жилищного фонда Администрации <адрес> и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании права на первоочередное получение социальной выплаты, и возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края оформить на ее имя социальную выплату и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения в объеме, согласно действующему законодательству, с учетом общего стажа работы в районах Крайнего Севера; обязать Управление жилищного фонда Администрации г.Норильска направить ее учетное дело в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
В судебном заседании истец ФИО2 на своих требованиях настаивала, мотивируя их тем, что состоит на регистрационном учете Администрации г.Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", во второй очереди, категории "пенсионеры" с 2006 года. С указанного времени она предоставляла в Управление содействия переселению Администрации г.Норильска заявление и пакет документов для участия в программе по переселению. Письмом Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска от 29 февраля 2016 года ее проинформировали о том, что в соответствии с законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края", она включена в краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат в 2016 году по мероприятию "Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка", утвержденный приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 01 февраля 2016 года № 26-о. Ее календарный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет более 38 лет. В 2012 году ей выдавалось свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в Московской области в размере 1177506,00 рублей, но взамен она должна была передать свою квартиру в Управление жилищного фонда Администрации г.Норильска. Данные условия ее не устроили, в связи с чем она отказалась от участия в программе на 2013 год. Кроме того, свое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, которое подлежало сдаче в Управление жилищного фонда Администрации г.Норильска в рамках программы переселения, она подарила своему сыну ФИО5 В 2013 году она вновь подала заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году, но уже без предоставления обязательства о сдаче жилого помещения. На основании ее заявления ей было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, за вычетом стоимости отчужденного жилого помещения. Данная сумма ее не устроила, в связи с чем она отказалась от реализации указанного свидетельства и в 2014 году подала заявление о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, с целью в последующем вновь встать на учет и уже в рамках действующего Закона Красноярского края "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края", иметь возможность получить социальную выплату на приобретение жилья без вычета стоимости отчужденной ею квартиры. Поскольку первоначально она встала на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в 2006 году, считает, что имеет первоочередное право на получение социальной выплаты в 2016 году, в связи с чем ответчик должен перевести ее из резервной очереди в первоочередную.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что ФИО2 ранее состояла на учете Администрации города Норильска в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", во второй очереди категории "пенсионеры", с 29 июня 2006 года. 28 февраля 2011 года истец обратилась в Управление и подала заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011-2020 годы, составом семьи один человек. Также 28 февраля 2011 года ФИО2 было принято обязательство о сдаче (безвозмездном отчуждении) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (принадлежащего на праве собственности истцу на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ) в муниципальный жилищный фонд, в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации социальной выплаты. Согласно условиям Программы государственным заказчиком, исполнителем и главным распорядителем средств федерального и краевого бюджетов по Программе являлось Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, а с 31 октября 2014 года – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, осуществлявшее, в том числе, проверку учетных дел граждан – участников Программы и выдачу им свидетельств. В соответствии с условиями Программы 07 октября 2011 года учетное дело истца было направлено в Министерство для проверки и оформления социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ истцу Министерством было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории <адрес> в размере <данные изъяты> рублей, рассчитанной на состав семьи один человек. ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от реализации вышеуказанного свидетельства. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в Управление и подала заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году в рамках Программы, с предоставлением обязательства о сдаче (безвозмездном отчуждении), принадлежащего ей жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от участия в Программе на 2013 год. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление и подала заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году в рамках Программы, без предоставления обязательства о сдаче (безвозмездном отчуждении), жилого помещения, так как квартира, расположенная по адресу: <адрес>, район Талнах, <адрес> была подарена ДД.ММ.ГГГГ истцом сыну – ФИО5 В соответствии с условиями Программы ДД.ММ.ГГГГ истцу Министерством было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории <адрес> в размере <данные изъяты> рублей, рассчитанной на состав семьи из одного человека, за вычетом стоимости отчужденного жилого помещения по справке Норильского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" об оценочной стоимости объекта капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от реализации вышеуказанного свидетельства и подала заявление о снятии ее с учета в рамках Федерального закона. ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления № истец была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на основании личного заявления. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, и ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления была поставлена на учет в рамках Федерального закона во вторую очередь категории "пенсионеры", с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году, с расчетом социальной выплаты на состав семьи из одного человека (без сдачи жилья). В соответствии с условиями программы переселения, учетное дело участника программы переселения 2015 года ФИО7 II.A., было направлено ДД.ММ.ГГГГ Управлением в Министерство для рассмотрения и принятия решения о предоставлении ей социальной выплаты в 2015 году. Согласно требованиям программы переселения, ФИО1, в соответствии со своей категорией "пенсионеры" (вторая очередь) и датой постановки па учет ДД.ММ.ГГГГ была включена Министерством в краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат в 2015 году, под номером 765. В связи с сокращением финансирования программы переселения Министерством в 2015 году были выданы свидетельства гражданам-участникам программы переселения, включенным в краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат, с датой постановки на учет по ДД.ММ.ГГГГ включительно, категории "пенсионеры". ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2016 году, с расчетом социальной выплаты на состав семьи из одного человека (без сдачи жилья). Также в соответствии с условиями программы переселения ДД.ММ.ГГГГ учетное дело участника программы переселения 2016 года, ФИО7 II.Л. было направлено Управлением в Министерство для рассмотрения и принятия решения о предоставлении ей социальной выплаты в 2016 году. Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-о были сформированы (из списков городов Норильска и Дудинки) и утверждены: Краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2016 году (основной список), в который включены 605 семей на сумму выделенных лимитов бюджетных средств (943,2 млн.руб.). В основной список вошли все заявившиеся граждане категории "инвалиды" (первая очередь получения социальных выплат), а также граждане категории" (вторая очередь) с датой постановки на учет по ДД.ММ.ГГГГ включительно; Краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат в 2016 году (резервный список), в который включены 618 семей категории "пенсионеры" на сумму выделенных лимитов бюджетных средств (943,2 млн.руб.). В резервный список вошли граждане категории "пенсионеры" с датой постановки на учет по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Истец с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, категории "пенсионеры", включена Министерством в резервный список, под номером 315. До настоящего времени, учетные дела истца – участника программы переселения на 2015 и 2016 годы в Управление Министерством, не возвращены. Внеочередное предоставление истцу государственной помощи противоречит действующему законодательству. Кроме того, это повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, состоящих на учете в категории "инвалиды", имеющих право на первоочередное получение государственной помощи и прав граждан, вставших на учет по Федеральному закону до ДД.ММ.ГГГГ и изъявивших желание получить социальную выплату в рамках реализации программы переселения в 2016 году.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В представленных письменных возражениях министр ФИО8 указал, что исковые требования не признает в полном объеме. Право на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Красноярского края установлено Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» (далее – Закон края). В рамках Закона постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 514-п утверждена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы (далее – Подпрограмма) государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края». На основании Закона пунктом 4 раздела 3.1 Подпрограммы устанавливается следующая очередность предоставления социальных выплат: в первую очередь гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь пенсионерам; в третью очередь гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах отселения; в четвертую очередь работающим гражданам. Выдача свидетельств о предоставлении социальных выплат осуществляется на основании списков граждан, сформированных и утвержденных в соответствии с разделом 3.2 Подпрограммы. Согласно пункту 8 раздела 3.2 Подпрограммыформирование списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также в соответствиис очередностью,определяемой исходя из категории, к которой относится гражданин. В соответствии с пунктом 9 раздела 3.2 Подпрограммы, органы местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство списки граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году. На основании пункта 14 раздела 3.2 Подпрограммы Министерство формирует и утверждает краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году (далее – основной краевой список), а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год (далее – резервный список) (далее – краевые списки), по форме согласно приложению № 4 к Подпрограмме. Краевые списки утверждаются приказом Министерства на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. В соответствии с паспортом Подпрограммы финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и безвозмездных поступлений ОАО «ГМК «Норильский никель». Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» средства федерального бюджета на финансирование Подпрограммы не предусмотрены. Законом Красноярского края от 02 декабря 2015 года № 9-3931 «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» на финансирование Подпрограммы в 2016 году предусмотрено 113200,00 тыс.рублей. В соответствии с договором пожертвования средства ОАО «ГМК «Норильский никель» для перечисления в краевой бюджет на финансирование Подпрограммы предусмотрены бюджетом ОАО «ГМК «Норильский никель» на 2016 год в размере 830000,00 тыс.рублей. На 2016 год совокупный лимит бюджетных средств для реализации Подпрограммы составляет 943200,00 тыс.рублей. Предусмотренный в 2016 году лимит бюджетных средств на реализацию Подпрограммы позволит предоставить социальные выплаты и выдать свидетельства 607 семьям граждан с датой постановки на учет не позднее 09 декабря 2013 года. В связи с чем приказом от 01 февраля 2016 года № 26-о (далее – Приказ) Министерством утвержден основной краевой список граждан на 2016 год, в котором числится 607 семей на сумму 943200,00 тыс.рублей. В рамках установленного лимита бюджетных средств указанным приказом Министерства утвержден резервный список, в который вошли 618 семей с датой постановки на учет не позднее 13 ноября 2014 года. Во исполнение пункта 15 раздела 3.2 Подпрограммы Министерство направило краевые списки Администрации (письмо от 04 февраля 2016 года № 82-763 9). Таким образом, предусмотренный в 2016 году лимит бюджетных средств на реализацию Подпрограммы позволил сформировать краевые списки (запланировать предоставление социальных выплат) гражданам с датой постановки на учет не позднее 13 ноября 2014 года. ФИО2 состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Законом края и Подпрограммойс 20 июня 2014 года в категории пенсионеров. Основной краевой список начинается с категории инвалиды I и II групп, а также инвалидам с детства с датой постановки на учет указанной категории с 01 января 1997 года. Категория пенсионеры с датой постановки на учет с 01 января 1992 года. Резервный список начинается с категории пенсионеры с датой постановки на учет 12 декабря 2013 года. Исходя из даты постановки на учет, ФИО2 состоит в резервном списке на 2016 год в категории пенсионеры и значится под № 315. Таким образом, очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой постановки на учет – преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные категории граждан и состоящие на учете с более ранней даты. Предоставление социальной выплаты гражданину осуществляется в пределах лимита бюджетных средств выделяемых на реализацию Подпрограммы только после предоставления социальной выплаты всем предыдущим категориям граждан и гражданам с более ранней датой постановки на учет. Первоочередное предоставление ФИО2 социальной выплаты, повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, включенных в краевые списки в установленном порядке. В соответствии с нормами Закона края и Подпрограммы ФИО2 не имеет права не первоочередное получение социальной выплаты. Также следует отметить, что государственная финансовая поддержка будет оказана ФИО2 по мере поступления бюджетных средств, в порядке очереди, сформированной на основании действующего законодательства, при условии полного соответствия требованиям Закона края и Подпрограммы.
Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, изучив в полном объеме материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 октября 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимися в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края" социальная поддержка оказывается гражданам, соответствующим следующим требованиям: а) имеющим место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; б) состоящим на учете в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; в) переселяющимся в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера; г) прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; д) имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; е) не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении.
Согласно ст. 2 Закона, гражданам, указанным в статье 1, мера социальной поддержки оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера. Оказание гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом, за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемой Правительством Красноярского края долгосрочной целевой программой.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 514-п утверждена государственная программа Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края".
В рамках указанной государственной программы была утверждена подпрограмма "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2018 годы, из раздела 3.1 которой устанавливается следующая очередность предоставления социальных выплат: в первую очередь гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь пенсионерам; в третью очередь гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах отселения; в четвертую очередь работающим гражданам.
Выдача свидетельств о предоставлении социальных выплат осуществляется на основании списков граждан, сформированных и утвержденных в соответствии с разделом 3.2 Подпрограммы.
Согласно пункту 8 раздела 3.2 Подпрограммы формирование списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также в соответствии с очередностью, определяемой исходя из категории, к которой относится гражданин.
В соответствии с пунктом 9 раздела 3.2 Подпрограммы, органы местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство списки граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году.
На основании пункта 14 раздела 3.2 Подпрограммы Министерство формирует и утверждает краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, по форме согласно приложению № 4 к Подпрограмме. Краевые списки утверждаются приказом Министерства на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств.
В соответствии с паспортом Подпрограммы финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и безвозмездных поступлений ОАО «ГМК «Норильский никель».
Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» средства федерального бюджета на финансирование Подпрограммы не предусмотрены.
Законом Красноярского края от 02 декабря 2015 года № 9-3931 «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» на финансирование Подпрограммы в 2016 году предусмотрено 113200,00 тыс.рублей.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается копией договора передачи жилого помещения в собственность граждан, копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 43, 44), отчуждение которого произошло на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состояла на учете Администрации города Норильска в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", во второй очереди категории "пенсионеры" (л.д. 38).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011-2020 годы, составом семьи один человек (л.д. 39-40).
Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было принято обязательство о сдаче (безвозмездном отчуждении) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> муниципальный жилищный фонд, в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации социальной выплаты (л.д. 41-42).
ДД.ММ.ГГГГ истцу Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории <адрес> в размере <данные изъяты> рублей, рассчитанной на состав семьи из одного человека (л.д. 45).
Из пояснений представителя ответчика Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от реализации вышеуказанного свидетельства, что также не оспаривается самим истцом.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в Управление и подала заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году в рамках Программы, с предоставлением обязательства о сдаче (безвозмездном отчуждении), принадлежащего ей жилого помещения (л.д. 46-48).
ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от участия в Программе "Переселение граждан, проживающих в городском округе <адрес> и городском поселении <адрес> края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 годы" на 2013 год. Истец также указала, что последствия отказа от участия в указанной программе ей разъяснены (л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление и подала заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году в рамках Программы, без предоставления обязательства о сдаче (безвозмездном отчуждении), жилого помещения, так как квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> была подарена ДД.ММ.ГГГГ истцом сыну ФИО5 (50-52, 53).
ДД.ММ.ГГГГ истцу Министерством было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории <адрес> в размере <данные изъяты> рублей, рассчитанной на состав семьи из одного человека, за вычетом стоимости отчужденного жилого помещения по справке Норильского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" об оценочной стоимости объекта капитального строительства (л.д. 54, 55).
ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от реализации вышеуказанного свидетельства и подала заявление о снятии ее с учета в рамках Федерального закона (л.д. 56, 57).
Из пояснений представителя ответчика Управления жилищного фонда Администрации <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления № истец была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на основании ее личного заявления.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, и ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления была поставлена на учет в рамках Федерального закона во вторую очередь категории "пенсионеры", с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году, с расчетом социальной выплаты на состав семьи из одного человека (без сдачи жилья).
ДД.ММ.ГГГГ учетное дело участника программы переселения 2015 года ФИО7 II.A., было направлено Управлением в Министерство для рассмотрения и принятия решения о предоставлении ей социальной выплаты в 2015 году (л.д. 59, 60).
Согласно требованиям программы переселения, ФИО2, в соответствии со своей категорией "пенсионеры" (вторая очередь) и датой постановки па учет ДД.ММ.ГГГГ была включена Министерством в краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат в 2015 году, под номером 765.
В связи с сокращением финансирования программы переселения Министерством в 2015 году были выданы свидетельства гражданам-участникам программы переселения, включенным в краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат, с датой постановки на учет по ДД.ММ.ГГГГ включительно, категории "пенсионеры".
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2016 году, с расчетом социальной выплаты на состав семьи из одного человека (без сдачи жилья).
ДД.ММ.ГГГГ учетное дело участника программы переселения 2016 года, ФИО7 II.Л. было направлено Управлением в Министерство для рассмотрения и принятия решения о предоставлении ей социальной выплаты в 2016 году (л.д. 62, 63).
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-о были сформированы из списков городов Норильска и Дудинки и утверждены: Краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2016 году (основной список), в который включены 605 семей на сумму выделенных лимитов бюджетных средств (943,2 млн.руб.). В основной список вошли все заявившиеся граждане категории "инвалиды" (первая очередь получения социальных выплат), а также граждане категории "пенсионеры" (вторая очередь) с датой постановки на учет по ДД.ММ.ГГГГ включительно; Краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат в 2016 году (резервный список), в который включены 618 семей категории "пенсионеры" на сумму выделенных лимитов бюджетных средств (941,7 млн.руб.). В резервный список вошли граждане категории "пенсионеры" с датой постановки на учет по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Истец с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, категории "пенсионеры", включена Министерством в резервный список, под номером 315. (л.д. 27, 28-30, 31-33).
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Законом края и Подпрограммойс 20 июня 2014 года в категории пенсионеры. Исходя из даты постановки на учет, ФИО2 состоит в резервном списке на 2016 год в категории пенсионеры и значится под № 315. Очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой постановки на учет. При этом преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные категории граждан и состоящие на учете с более ранней даты. Предоставление социальной выплаты гражданину осуществляется в пределах лимита бюджетных средств выделяемых на реализацию Подпрограммы только после предоставления социальной выплаты всем предыдущим категориям граждан и гражданам с более ранней датой постановки на учет. Первоочередное предоставление ФИО2 социальной выплаты, повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, состоящих на учете в категории "инвалиды", имеющих право на первоочередное получение государственной помощи и прав граждан, вставших на учет по Федеральному закону до 20 июня 2014 года и изъявивших желание получить социальную выплату в рамках реализации программы переселения в 2016 году.
При этом суд также учитывает, что истец состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера с 2006 года, однако неоднократно отказывалась от участия в программе переселения, поскольку имела в собственности жилое помещение, которое при получении социальной выплаты должна была либо сдать указанное жилое помещение, либо при отчуждении жилого помещения сумма социальной выплаты уменьшалась на стоимость отчужденного жилого помещения. Истец, имея желание получить социальную выплату без уменьшения размера социальной выплаты на стоимость отчужденного жилого помещения, добровольно снялась с учета и на следующий день обратилась с заявлением вновь о постановке на учет.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права истца нарушены не были, и истец реализует свое субъективное право на получение социальной выплаты по своему усмотрению.
Сведений о том, что истец обратилась с заявлением о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона под влиянием заблуждения, обмана, угрозы или насилия, суду не представлено, а судом таких обстоятельств не установлено. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец добровольно обратилась с заявлением о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона, что для нее повлекло правовые последствия, связанные с включением ее в очередь, согласно дате постановке на учет. Учитывая, что с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления была поставлена на учет в рамках Федерального закона во вторую очередь категории "пенсионеры", то у суда не имеется оснований считать, что права истца каким-либо образом нарушены, включением ее в указанную очередь, поскольку списки очередников сформированы ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, при условии постановки на учет истца с 2006 года, при получении социальной выплаты в 2016 году, указанная социальная выплата будет рассчитываться за вычетом стоимости отчужденного жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца, поскольку в соответствии с Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края" и Подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2018 годы, ФИО2 не имеет права не первоочередное получение социальной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению жилищного фонда Администрации г.Норильска и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании права на первоочередное получение социальной выплаты, и возложении обязанностей, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд (в районе Талнах) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Н.Б.Рудаков