РЕШЕНИЕ
И<ФИО>1
07 мая 2019 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лапердиной Т.П.,
при секретаре <ФИО>4,
с участием представителя истца <ФИО>8, представителя ответчика <ФИО>6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску <ФИО>3 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> о признании незаконным отказа в выплате пособия на погребение, о возложении обязанности выплатить пособие на погребение,
У С Т А Н О В И Л:
<ФИО>3 обратилась в суд с иском, указав, что является гражданкой Республики Казахстан. <дата> между ней и гражданином РФ <ФИО>5 был заключен брак. <дата><ФИО>5 умер в <адрес> Республики Казахстан. <дата> произведена запись акта о смерти <номер>. <дата> отделом регистрации актов гражданского состояния <ФИО>2<адрес> выдано свидетельство о смерти. Все расходы на погребение понесены истцом.
<ФИО>5 являлся пенсионером уголовно-исполнительной системы <адрес>. <дата> истец обратилась в ГУФСИН России по <адрес> с заявлением о выплате пособия на погребение на основании п. 2 Постановления Правительства от <дата><номер>.
<дата> в выплате пособия на погребение ГУФСИН России по <адрес> отказано в связи с отсутствием справки о смерти <ФИО>5 формы <номер>.
Истец полагает данный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим нормам ФЗ «О погребении и похоронном деле», Постановления Правительства РФ от <дата><номер> "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Истец при обращении к ответчику с заявлением о выплате пособия не представила справку формы <номер>. Вместе с тем, истцом были представлены оригинал справки о смерти, выданной <ФИО>2<адрес>, заверенная Генеральным Консульством России в Алма-Ате копия свидетельства о смерти, документы о расходах на погребение.
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Вместе с тем, легализация документов не требуется в отношениях между странами – участниками Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов. Участниками данной Конвенции являются <ФИО>1 (с <дата>) и Казахстан (с <дата>).
Согласно ст. 2 Конвенции единственной формальностью, которая не может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документы, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
<ФИО>1 и <адрес> являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от <дата>. На основании ст. 13 Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
При этом органы записи актов гражданского состояния иностранных государств при выдаче документов установленного образца применяют свое национальное законодательство, регулирующее соответствующие вопросы (ст. 8 Конвенции).
Свидетельство о смерти и справка о смерти выданы <ФИО>2<адрес> отдела регистрации актов гражданского состояния, который является уполномоченным органом для выдачи указанных справок по месту смерти <ФИО>5
В справке о смерти <номер> указаны необходимые данные: фамилия, имя, отчество умершего, дата смерти, место смерти, место государственной регистрации смерти, номер записи акта, свидетельство и справка о смерти переведены на русский язык, заверены Генеральным Консульством России в Алма-Ате Республики Казахстан.
Как указывает истец, полученные ею документы о смерти супруга содержат полный объем сведений, предусмотренный в справке формы <номер>, то само по себе отсутствие такой справки не может явиться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение.
С учетом изложенного истец просит суд признать незаконным отказ ГУФСИН России по <адрес> по выплате пособия на погребение пенсионера уголовно-исполнительной системы <ФИО>5, обязать ГУФСИН России по <адрес> выплатить <ФИО>3 пособие на погребение пенсионера уголовно-исполнительной системы <ФИО>5 в размере трехмесячной пенсии.
Истец <ФИО>3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности <ФИО>8 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Суду пояснила, что отсутствие справки <номер>, на что ссылается ответчик, не может являться безусловным основанием для выплаты пособия. Закон не содержит запрета на подтверждение обстоятельства смерти иным способом. Справка о смерти и свидетельство о смерти <ФИО>5 выданы уполномоченными на то органами, переведены на русский язык и заверены в установленном порядке Генеральным консульством России в Алма-Ате. Необходимые сведения, которые должны содержаться в справке <номер>, содержатся в представленной справке о смерти, сомнений в идентификации личности <ФИО>5 нет. Доводы ответчика об отсутствии международных договоров между Российской <ФИО>1 и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров УИС, являются необоснованными и незаконными. <ФИО>1 и <адрес> являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от <дата>, вследствие чего документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме, и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Просит принять во внимание, что в соответствии с ФЗ РФ «О международных договорах РФ» международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы.
Представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес><ФИО>6 в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. В судебном заседании поддержал письменные возражения на иск, согласно которым, <ФИО>5 являлся пенсионером уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), на основании чего к специальным субъектам правоотношений применяются нормы, регулирующие порядок погребения уволенных погибших (умерших) сотрудников УИС. Порядок погребения погибших (умерших) сотрудников УИС, лиц, уволенных со службы из учреждений и органов УИС, оформления документов, необходимых для погребения, сопровождения и доставки погибших (умерших) к месту захоронения, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников утвержден приказом ФСИН России от <дата><номер> «Об утверждении инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников уголовно-исполнительной системы, лиц, уволенных со службы в уголовно-исполнительной системе, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников» (далее - Инструкция <номер>).
Согласно пункту 26 Инструкции, оплата расходов на погребение погибших (умерших) пенсионеров УИС производится в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата><номер> «Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе» (далее - Инструкция 258).
Согласно пункту 5.3. Инструкции 258 пенсионными органами производится выплата пособия на погребение, установленного пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий..», а именно, в случае смерти пенсионера из числа сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Для выплаты пособия на погребение пенсионера в пенсионный орган лицом, производившим похороны, в течение шести месяцев со дня смерти пенсионера подается соответствующее заявление с приложением следующих документов:
- копия свидетельства о смерти пенсионера;
- справка о смерти, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» формы <номер>, которая выдается органами записи актов гражданского состояния вместе со свидетельством о смерти.
В подпункте 7 пункта 9 Приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации от <дата><номер> «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел..» указано, что государственная услуга по государственной регистрации смерти граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно статье 25 Федерального закона от <дата> № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» консульские должностные лица производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти. Соответственно, консульские учреждения РФ выдают свидетельство о смерти и справку о смерти для получения пособия на погребение.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от <дата> № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, а также правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности, каждый такой бланк имеет серию и номер. Бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», форма <номер> выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.
В случае наступления смерти граждан Российской Федерации на территории других государств смерть регистрируется в консульских учреждениях Российской Федерации, ими же выдается свидетельство о смерти и справка о смерти для получения пособия на погребение установленной законодательством Российской Федерации формы. Заявителем перечисленные документы представлены не были, в результате чего ГУФСИН России по <адрес> направлен ответ <дата> ОГ-39/ТО/25-90 об отказе в выплате пособия на погребение умершего пенсионера УИС <ФИО>5, поскольку возможности предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, и которые могут замещать справку формы <номер>, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Представленная заявителем справка о смерти <ФИО>5 не позволяет идентифицировать личность умершего в полном объеме, отсутствуют сведения о гражданстве, дате рождения, месте рождения.
Предоставление мер социальной поддержки по возмещению расходов на погребение родственникам умерших за пределами Российской Федерации пенсионеров УИС на основании документов о смерти, выданными не консульскими учреждениями Российской Федерации, возможно только в соответствии с международными договорами. Международных договоров между Российской <ФИО>1 и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров УИС, не принималось. Указанные заявителем доводы касательно участия обоих государств во взаимных международных отношениях не отменяют необходимость предоставления справки <номер>, утвержденной правительством Российской Федерации, поскольку установление льгот и социальных гарантий для различной категорий граждан и признание за ними права на получение пособия на погребение не предусмотрено. Законные основания для применения норм права иностранного государства при рассмотрении вопроса о выплате пособия на погребение гражданина Российской Федерации, отсутствуют. Ответ <дата> ОГ-39/ТО/25-90 ГУФСИН России по <адрес> дан строго в рамках действующего законодательства Российской Федерации, ведомственного нормативно-правового регулирования.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с абзацем 1 пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата><номер> "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от <дата><номер>) в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 21 Постановления Правительства РФ от <дата><номер> установлено, что пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от <дата> № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от <дата> № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" - Форма <номер>, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от <дата> № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер.
Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме <номер>. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.
Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку Формы <номер> законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Судом установлено, что <ФИО>5 и <ФИО>3<дата> заключили брак, о чем в книге регистрации актов о заключении брака сделана запись <номер>, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
<ФИО>5 умер <дата>, о чем в книге регистрации актов о смерти <дата> произведена запись <номер>, место регистрации – <ФИО>2<адрес> отдел регистрации актов гражданского состояния.
Указанные свидетельства заверены Генконсульством России в Алма-Ате Казахстан, реестровые номера 2736, 2734.
Также суду представлена справка о смерти <ФИО>5<номер> от <дата>, выданная <ФИО>2<адрес> отдел регистрации актов гражданского состояния.
Доводы заявителя об отказе в выплате пособия на погребение подтверждаются письмом ГУФСИН России по <адрес> от <дата> № ОГ-39/ТО/25-90, из которого усматривается, что основанием для отказа послужило отсутствие справки по форме <номер>.
Из представленной суду накладной от <дата> следует, что поминальный обед <ФИО>3 оплачен в сумме 260800 тенге.
Согласно накладной от <дата>, истцом оплачено ИП ФИО1 185000 рублей за ритуальные принадлежности.
Судом установлено, что умерший <ФИО>5 был получателем пенсии, выплачиваемой ему ГУФСИН России по <адрес>, что ответчиком не оспаривается и подтверждается справкой ГУФСИН России по <адрес> от <дата>.
Оценив представленные суду доказательства, применяя вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, что предоставленные истцом ответчику вместе с заявлением о выплате пособия на погребение документы не могут являться в соответствии с действующим законодательством основанием для назначения и выплаты пособия на погребение.
Так, вышеуказанными нормами законодательства установлено, что если регистрация смерти произведена органом ЗАГС Российской Федерации, то справка о смерти установленного законодательством образца, для получения пособия на погребение выдается данным органом; государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации.
Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме <номер>, которая также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.
Учитывая, что установленная нормативными правовыми актами Российской Федерации справка о смерти формы <номер>, являющаяся основанием для выплаты пособия на погребение, истцом не представлена, то законных условий для производства такой выплаты у ответчика не имелось.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
<ФИО>3 отказать в удовлетворении исковых требований к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> о признании незаконным отказа в выплате пособия на погребение, о возложении обязанности выплатить пособие на погребение.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья Т.П. Лапердина