К делу №
23RS0№-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года
Советский районный суд в составе:
судьи Арестова Н.А.
при секретаре ФИО6,
с участием истца ФИО1,
представителя истцов ФИО7, ФИО8 действующих на основании доверенностей от 11.12.2020г., 09.12.2020г., 14.09.2021г., 24.01.2022г.,
представителя ответчика ФИО9 действующего на основании доверенности от 06.08.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Пограничному Управлению Федеральной службы безопасности поо признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском и просят признать незаконными действия ответчика выразившиеся в принятии решения о переносе и строительстве военного объекта – вышки РЛС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0101038:923, по адресу:, который непосредственно примыкает к земельному участку, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу:Б.
В обоснование заявленных требований указали, что истцами, проживающими и являющимися собственниками квартир , города - курорта, в июле-августе 2020 г. было обнаружено несоблюдение требований земельного, градостроительного законодательства, а также законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при строительстве радиолокационной станции обнаружения на земельном участке площадью 423 кв.м, (кадастровый №). Так, с ДД.ММ.ГГГГ во дворе , города - курорта Анапа неизвестные собственникам люди начали производить строительные работы. На вопросы истцов и других граждан, проживающих в данном многоквартирном доме относительно целей проведения работ никто не отвечал, в связи с чем истцам и другим гражданам пришлось обращаться в различные инстанции, чтобы узнать, кто все эти люди и для чего проводятся работы. Как позже они узнали из письма Управления муниципального контроля Администрации муниципального образования города - курорта Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 423 кв.м, (кн 23:37:0101038:923), входящий в состав земельного участка, на котором расположен МКД, был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Пограничное Управление ФСБ РФ по». Действительно, из информации, представленной на сайте Росреестра, следует, что земельный участок площадью 423 кв.м, (кн 23:37:0101038:923) был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование: для объектов общественно - делового значения, по документу: связь, обеспечение внутреннего правопорядка. Истцам стало известно, что на указанном земельном участке планируется и начаты строительные работы (возведено частично из монолитного железобетона основание для вышки РЛС, фото прилагается), для размещения радиолокационной станции (РЛС) обнаружения «Рубеж» с использованием свч-облучения. Указанное решение - о размещении и строительстве данного военного объекта в 20 метрах от существующего 9-ти этажного многоквартирного дома (многоквартирный жилой дом по адресу: Б), принято ответчиком с явными нарушениями действующего Федерального законодательства, прав и законных интересов истцов и других жителей данного многоквартирного дома. Строящаяся вышка РЛС будет размещена в непосредственной близости от многоквартирного дома (около 20 м.) и в 1 метре от набережной, где ежедневно гуляют сотни и тысячи людей во время курортного сезона, прямо над городским пляжем. Кроме того, город - курорт Анапа традиционно является местом детского отдыха. В настоящее время работы продолжаются, на многочисленные обращения граждан в муниципальные, государственные, правоохранительные органы, СМИ, пикеты и забастовки, никто не реагировал. Фактически происходит не строительство нового объекта, а перенос существующей (и действующей в настоящее время) вышки РЛС. Она в настоящее время расположена и действует примерно, на расстоянии 500- 600 м. от многоквартирного дома в том месте, где отсутствуют другие жилые дома. Более того, предполагается разместить ее намного ниже ее сегодняшнего существующего расположения (сейчас - расположена на возвышенности), на одном уровне с многоквартирным жилым 9-ти этажным домом (а с учетом высоты многоэтажного дома - фактически под ним), в нарушение требований п.п. п. 4.20 и 4.22 СНИ11 1823-78, что также приведет к увеличению угрозы облучения людей.
В судебном заседании истец ФИО1 и представители истцов по доверенностям ФИО7, ФИО10 на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, в материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что в рамках планируемой реконструкции и расширения участка Набережной город-курорта Анапа администрация муниципального образования города-курорт Анапа обратилась к Пограничному управлению ФСБ России пос вопросом о возможности переноса объекта, принадлежащего Управлению, который концептуально не вписывается в создаваемую зону рекреационного назначения на другой земельный участок. По результатам рассмотрения предлагаемого для перемещения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0101038:923 площадью 423 кв. м., с учетом его расположения в выгодном в тактическом отношении участке местности, позволяющим Управлению максимально эффективно выполнить задачи по защите и охране Государственной границы Российской Федерации на данном направлении, было принято положительное решение. Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ№ федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 23:37:0101038:923 площадью 423 кв.м., расположенный по адресу: , с видом разрешенного использования - «связь, обеспечение внутреннего правопорядка». Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:37:0101038:880, который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0101038:9, границы которого были поставлены на кадастровый учет 11.09.2005г. Соответственно земельный участок с кадастровым номером 23:37:0101038:923 к придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: б не относился. На данный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 23:37:0101038:923-23/228/2020-2 от 25.08.2020г. за ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по». В целях обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере на участке ответственности органом военного управления (Пограничным управлением ФСБ России по) принято решение о размещении на предоставленном земельном участке инженерного сооружения - башня (для размещения средств связи). При этом, проводимые в зоне ответственности мероприятия по размещению объекта в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, как и сведения о тактико-технических характеристиках оборудования (военной техники) в соответствии со ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной тайне», а также ведомственными правовыми актами относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому установленный вид разрешенного использования земельного участка «связь, обеспечение внутреннего правопорядка» относится к наименованию вида разрешенного использования-связь (код 6.8) и обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3). Таким образом следует, что вид разрешенного использования рассматриваемого земельного участка допускает размещение на его территории объектов связи. Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Сидерации (далее - ГрК РФ), выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи. Вместе с тем, на объекте с размещенном на нем оборудованием, до ввода его в эксплуатацию были проведены исследования (испытания) на предмет определения уровней электромагнитных излучений радиочастотного диапазона в местах расположенных в непосредственной близости к объекту, по результатам которого был оформлен протокол №Э-ФФ от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам произведённых измерений нормативное значение определённое СанПиН 2.1.8/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» не превышает предельно допустимых уровней и соответственно не оказывает негативного воздействия на здоровье граждан и окружающую среду. Ввод в эксплуатацию оборудования на указанном объекте будет осуществлен по мере получения санитарно-эпидемиологического заключения. Таким образом, действия должностных лиц органов военного управления, связанные с принятием решения по возведению инженерного сооружения - башня для обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере на предоставленном и используемым по целевому назначению земельном участке являются законными, и не нарушают каких-либо прав и законных интересов жителей МКД, расположенного по адресу: Б.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что 02.10.2019г. в адрес начальника Пограничного Управления ФСБ России погенерал-лейтенанта ФИО11 было направлено обращение первого заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа ФИО12, согласно которому указано, что администрация муниципального образования город-курорт Анапа, в границах . В рамках реконструкции планируется, расширение прогулочной зоны Набережной, монтаж новых ограждающих конструкций и установка малых архитектурных форм по всей протяженности реконструированного участка. На этапе проектирования формируется (визуализируется) внешний облик Набережной, в сочетании с существующими объектами капитального строительства и иными объектами, попадающими в границы реконструкции. При определении границ участка Набережной подлежащей реконструкции, было установлено, что проектируемый к реконструкции участок, граничит с земельным участком с кадастровым номером: 23:37:0101039:32, который согласно сведений из ЕГРН, принадлежит пограничному управлению ФСБ России. На указанном земельном участке располагается пост технического наблюдения (вышка), которая концептуально не вписывается в создаваемую зону рекреационного назначения, предназначенную для прогулок и отдыха. Перенос поста наблюдения с земельного участка с кадастровым номером: 23:37:0101039:32 в другое место дислокации, благоприятно бы сказался на внешнем облике проектируемой рекреационной зоны. В связи с чем просили рассмотреть возможность переноса поста наблюдения (вышки) с земельного участка с кадастровым номером: 23:37:0101039:32 на другой земельный участок.
В ответ на указанное обращение начальник Управления ФИО13, указал, что ПТН расположен на выгодном в тактическом отношении участке местности, оснащен техническими средствами контроля, позволяющими Управлению максимально эффективно выполнять задачи по охране государственной границы Российской Федерации на данном направлении. По экспертной оценке, перенос ПТН на другой земельный участок потребует значительных финансовых средств. В связи с чем, в целях предотвращения угроз безопасности государства в пограничной сфере, предложил рассмотреть вопросы:
1. Выделения Управлению земельного участка под размещение ПТН с тактическими показателями не ниже существующих. В целях определения тактических показателей другого (выделяемого) земельного участка под размещение ПТН, необходимо его место расположения согласовать со Службой в .
2. Закупки, монтажа и пуско-наладки технических средств на ПТН за счет заинтересованных лиц.
26.06.2020г. первым заместителем муниципального образования город-курорт Анапа ФИО12 в адрес начальника Пограничного управления ФСБ России поФИО14, было направлено сообщение, согласно которого указано, что администрацией были выполнены работы, в результате которых сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:37:0101038:923 с видом разрешенного использования – «связь, обеспечение внутреннего правопорядка», площадью 423 кв.м., который и предлагается для переноса поста технического наблюдения. Просили рассмотреть настоящее предложение при согласии подать соответствующее заявление о предоставлении указанного участка в постоянное (бессрочное) пользование Пограничному управлению ФСБ России по.
По результатам рассмотрения предлагаемого для перемещения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0101038:923 площадью 423 кв. м., с учетом его расположения в выгодном в тактическом отношении участке местности, позволяющим Управлению максимально эффективно выполнить задачи по защите и охране Государственной границы Российской Федерации на данном направлении, было принято положительное решение.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ№ федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 23:37:0101038:923 площадью 423 кв.м., расположенный по адресу: , с видом разрешенного использования - «связь, обеспечение внутреннего правопорядка».
Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:37:0101038:880, который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0101038:9, границы которого были поставлены на кадастровый учет 11.09.2005г. Соответственно земельный участок с кадастровым номером 23:37:0101038:923 к придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: б не относился.
На данный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 23:37:0101038:923-23/228/2020-2 от 25.08.2020г. за ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по».
В целях обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере на участке ответственности органом военного управления (Пограничным управлением ФСБ России по) принято решение о размещении на предоставленном земельном участке инженерного сооружения - башня (для размещения средств связи).
При этом, проводимые в зоне ответственности мероприятия по размещению объекта в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, как и сведения о тактико-технических характеристиках оборудования (военной техники) в соответствии со ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной тайне», а также ведомственными правовыми актами относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому установленный вид разрешенного использования земельного участка «связь, обеспечение внутреннего правопорядка» относится к наименованию вида разрешенного использования-связь (код 6.8) и обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3).
Таким образом следует, что вид разрешенного использования рассматриваемого земельного участка допускает размещение на его территории объектов связи.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Сидерации (далее - ГрК РФ), выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Кроме того, на основании пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ, Правительством Российской Федерации установлены иные случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ранее постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство») установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Необходимо отметить, что согласно статьи 48.1 ГрК РФ, к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
Так, пунктом 14.1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О связи» определено, что особо опасными, технически сложными сооружениями связи являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Разъяснения по вопросу необходимости получения разрешений на строительство в отношении антенных опор (мачт и башен), предназначенных для размещения средств связи, имеются также в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ВК/ОЗ.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Примечанием № к Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального- и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
При этом положения примечания № к Приказу следует понимать, как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Таким образом, Приказом установлено, что размещение отдельных объектов, указанных в примечании №, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ).
Исходя из вышеизложенного следует, что в случае возведения инженерного сооружения-башня высотой до 50 метров, предназначенного для размещения средств связи, получение разрешения на строительство не требуется.
Вместе с тем, на объекте с размещенном на нем оборудованием, до ввода его в эксплуатацию были проведены исследования (испытания) на предмет определения уровней электромагнитных излучений радиочастотного диапазона в местах расположенных в непосредственной близости к объекту, по результатам которого был оформлен протокол №Э-ФФ от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам произведённых измерений нормативное значение определённое СанПиН 2.1.8/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» не превышает предельно допустимых уровней и соответственно не оказывает негативного воздействия на здоровье граждан и окружающую среду. Ввод в эксплуатацию оборудования на указанном объекте будет осуществлен по мере получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истцов о признании незаконным действия ответчика, выразившиеся в принятии решения о переносе и строительстве военного объекта удовлетворению не подлежит, поскольку Пограничное управление Федеральной службы безопасности поне принимало решения о возведении объекта, а лишь согласились на перенос объекта, по обращению администрации город-курорт Анапы о смене дислокации станции с целью реконструкции, земельный участок был сформирован администрацией город-курорт Анапы, затраты на строительные работы по переносу поста технического наблюдения несла заинтересованная сторона.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Пограничному Управлению Федеральной службы безопасности поо признании действий незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано ввой суд через Советский районный суд в течение месяца.
Судья Советского
районного суда Н.А. Арестов
Мотивированное решение изготовлено: 09.03.2022г.
Судья Советского
районного суда Н.А. Арестов