Дело № 2-985/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2019 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Загуменновой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании не законным постановления нотариуса об отказе в совершении нотариального действия,
установил:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обратились в суд с заявлением, в котором просят признать не законным Постановление нотариуса нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 от <дата>№, обязать нотариуса нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 выдать свидетельство о праве на наследство по закону на выморочное имущество после ФИО1, <дата> года рождения, умершей <дата>, расположенное по адресу: <адрес>.
Свои требования истец мотивирует следующим.
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы первоначально обратилось к нотариусу нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 с заявлением от <дата>№ о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество после ФИО1, <дата> года рождения, умершей <дата>, расположенное по адресу: <адрес>. Нотариусом было принято постановление об отказе в совершении нотариального действия от <дата>№, в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателе объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, и непредставлением заявителем документов, подтверждающих принадлежность имущества наследодателю, а также непредставлением документов, подтверждающих полномочия заявителя на получение свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество. Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы в целях представления нотариусу подтверждающих принадлежность имущества наследодателю, письмом от <дата>№ была направлена справка областного государственного бюджетного учреждения «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» от <дата>№ о правообладателе жилого помещения по вышеуказанному адресу и дубликат договора о приватизации жилищного фонда от <дата>№ Кроме того, нотариусу была предъявлена доверенность Администрации города Костромы от <дата>№исх-41/18, уполномочивающая главного специалиста отдела учета, приватизации и работы с недвижимостью Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы на оформление и получение у нотариусов нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области свидетельств о праве на наследство по закону муниципального образования городской округ город Кострома на выморочное имущество. Оспариваемым постановлением от <дата>№ нотариусом повторно отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону по следующим основаниям: заявителем не представлена информация о стоимости наследственного имущества; заявителем не представлено учредительных документов, а также документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица; необходимостью оплаты услуг нотариуса правового и технического характера. Поскольку в настоящем случае информация о стоимости наследственного имущества не является юридически значимой и необходимой нотариусу для совершения нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество, представления нотариусу документов, содержащих информацию о стоимости наследственного имущества, по мнению заявителя, не требуется. Нотариусу при обращении с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону была предъявлена доверенность Администрации города Костромы от <дата>№, уполномочивающая главного специалиста отдела учета, приватизации и работы с недвижимостью Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы на оформление и получение у нотариусов нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области свидетельств о праве на наследство по закону муниципального образования городской округ город Кострома на выморочное имущество. Таким образом, по мнению заявителя, довод постановления о непредставлении учредительных документов и документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица, является необоснованным. Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса, помимо нотариальных действий, дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.
В судебном заседании представитель заявителя Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы по доверенности ФИО3 требования администрации поддержала по указанным в заявлении основаниям, просила суд требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо нотариус нотариального округа город Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 в судебном заседании не участвует, извещалась судом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, направила в суд письменные возражения относительно заявленных требований. В своих возражениях нотариус указала следующее. Нотариус нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 с доводами заявителя о признании незаконным постановления нотариуса об отказу в совершении нотариального действия не согласна по следующим основаниям. 1. Одним из оснований для отказа в совершении нотариального действия явилось непредставление заявителем учредительных документов, а также документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица. Заявитель ссылается на то, что им в соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от <дата>№ была предъявлена доверенность Администрации г. Костромы от <дата>№. Данный довод заявителя не соответствует требованиям действующего законодательства и не подтверждается материалами наследственного дела но следующим основаниям. Согласно требований н, 15 раздела IV и п.21 раздела V Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного приказом Минюста России от 30.08.2017 №156, Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании Информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, учредительном документе юридического лица; полномочия представителя нотариус устанавливает на основании: доверенности: договора, если это следует из его содержания; решения собрания. Заявителем не оспаривается, что в нарушение требований приказа Минюста России от 30,08.2017 №156 учредительные документы Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы представлены не были. Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы представляло документы (копии документов) для совершения нотариального действия двумя письмами: от <дата>№ и от <дата>№. каждое из которых содержит в качестве приложения перечень прилагаемых документов (копии писем прилагаются). Ни к одному из указанных писем доверенность или ее копия не прилагалась и нотариусу не представлялась. Ссылка Заявителя на исполнение им положений Порядка выявления, учета и оформления выморочного имущества в собственность муниципального образования город Кострома утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 18.05.2017 №1517, не основана на нормах действующего законодательства. Согласно ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство, регулирующее правоотношения связанные с наследованием выморочного имущества, относятся в ведению РФ. В соответствии с п,2 ст.59 Устава муниципального образования городского округа г. Кострома муниципальные нормативные правовые акты г. Костромы, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина устанавливающие правовой статуе организаций, учредителем которых выступает г. Кострома а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу со дня их официального опубликования, если конкретным правовым актом не установлен более поздний срок вступления ею в силу. В соответствии с п.5 ст.59 Устава муниципального образования городского округа г. Кострома официальным опубликованием муниципального правового акта г. Костромы или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, учрежденном Администрацией г. Костромы, - бюллетене "Официальный вестник города Костромы". Вместе с тем, в бюллетене "Официальный вестник города Костромы", а также на официальном интернет-портале правовой информации отсутствует информация об опубликовании постановления администрации г. Костромы от <дата>№. Таким образом, постановление администрации г. Костромы от <дата>№ не отвечает требованиям, предъявляемым к нормативным-правовым акта, является локальным муниципальным актом, обязательным для муниципальных служащих и не может регулировать правоотношения, связанные с оформлением наследства выморочного имущества. 2. Заявитель считает необоснованным необходимость оплаты нотариального тарифа, а услуги правового и технического характера ничем не обусловлены. Указанный довод не основан на положениях действующего законодательства. В соответствии с ч.7 ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате, в редакции Федерального закона от 03.08.2018 №338-Ф3 (далее-Основы) размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как общая сумма нотариального тарифа, исчисленного но правилам настоящей статьи, и стоимости уедут правового и технического характера, определяемой с учетом предельных размеров, установленных в соответствии со статьями 25 и 30 настоящих Основ. Согласно ч.2 ст.22 Основ За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. пп. 22 п, 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ за выдачу свидетельства о праве на наследство установлен размер госпошлины. Согласно н.п.4 п.1 ст.333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Костромской областной нотариальной палатой с 01 января 2018 пода за выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество установлен размер платы за оказание услуг правового и технического характера — 2500 руб. Таким образом, нотариус, действуя в соответствии с требованиями действующею законодательства, освобождает орган местного самоуправления - администрацию г. Костромы от уплаты государственной пошлины в размере и взимает установленную региональной нотариальной палатой штату за оказание услуг правового н технического характера. Заявитель указывает, что Основами услуги правового и технического характера не указаны. Вместе с тем, в соответствии с ч.6 ст.22 Основ нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий. предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скап-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера. Согласно материалам наследственного дела нотариус осуществлял правовой анализ представленных документов, а также полученной информации, осуществил свои обязанности и полномочия по получению сведений из ЕГРН в отношении наследуемого выморочного имущества (запрос от 02.11.2018), изготовил копии и скан-образы полученных документов. Мнение заявителя о том, что услуги правовою и технического характера не являются тождественными нотариальным действиям, не входят в содержание нотариальных действий и их получение зависит от согласия лица, обратившегося к нотариусу со ссылкой на практику Верховного Суда РФ основано на выводах, утративших нормативную актуальность в связи изменением федерального законодательства, регулирующего указанный вопрос. Так, Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2018), в п. 9 был сделан вывод о недопустимости навязывания граждан дополнительных услуг правовою и технического характера при совершении нотариальных действий, основанный на правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 26.06.2018 и в определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 №272-0-0. Вместе с тем, учитывая изменения в законодательстве, регламентирующее вопросы оплаты услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 №338-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившие в силу после принятия Определением ВС РФ от 26.06.2018, а именно - с 04.08.2018. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 принято решение об исключении пункта 9 из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2018). При этом, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал: «Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в том числе и в статью 22 Основ законодательства РФ о нотариате. Новая редакция указанной статьи предусматривает, что «нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действах оплачиваются услуги правового и технического характера включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера. Размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как общая сумма нотариального тарифа, исчисленного по правилам настоящей статьи, и стоимости услуг правового и технического характера, определяемой с учетом предельных размеров, установленных в соответствии со статьями 25 и 30 настоящих Основ». Учитывая изложенную правовую позицию Верховного Суда РФ, из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г., исключается пример номер 9 (определение № 31-КГ18-3), который содержит ссылку па указанную выше статью в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений,» Позиция Федеральной нотариальной палаты по указанному вопросу согласуется с правовой позицией Верховного суда РФ (копии писем прилагаются). 3. Заявителем безосновательно делается вывод об отсутствии необходимости представления нотариусу информации о стоимости наследственного имущества а также о том, что эта информация не является юридически значимой и необходимой для осуществления нотариусом нотариального действия. В силу требований п. п. 57, 62 Раздела VIII (Объем информации, необходимой при выдаче свидетельства о нраве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, принятии мер к охране наследственного имущества, и порядок ее фиксирования) Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного Приказом Минюста России от 30.08.2017 К® 156, информацию о стоимости наследственного имущества нотариус устанавливает из документов (сведений), выданных органами (лицами), перечень которых установлен налоговым законодательством РФ. Информация о стоимости наследственного имущества, установленная на основании документов, представленных заявителем, фиксируется в виде копий документов, позволяющих установить лицо, производящее оценку, предмета оценки и стоимость наследства на дату его открытия. Согласно выписке из ЕГРН № от <дата> полученной из ФГБУ «ФКП Росресстра по Костромской области» на основании запроса нотариуса от <дата>, в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости наследуемого выморочною имущества по состоянию на <дата> (дату открытия наследства) отсутствуют (копия ответа прилагается). Информация о стоимости наследственного имущества заявителем в наследственное дело не представлена. Таким образом, вывод заявителя об отсутствии необходимости представления нотариусу информации о стоимости наследственного имущества, а также о том, что эта информация не является юридически значимой и необходимой не основан па требованиях действующего законодательства н противоречит приведенному Приказу Минюста РФ. Кроме того, согласно п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, в т.ч, муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования но закону. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст. 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Исключений по представлению документов о стоимости наследственного имущества, при наследовании выморочного имущества указанные нормативные правовые акты не содержат. Согласно ст.48 Основ нотариус в частности отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону: с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. Учитывая изложенные в возражении обстоятельства, у нотариуса имелись законные основания для отказа в совершении нотариального действия. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Третье лицо Костромская областная нотариальная палата Костромской области в суд своего представителя не направили, извещались, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Указали, что давать правовую оценку законности и обоснованности нотариальных действий, совершаемых нотариусами, действующим законодательством и Уставом КОНП на нотариальную палату не возложено.
Выслушав представителя заявителя, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Заявитель, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы первоначально обратилось к нотариусу нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 с заявлением от <дата>№ о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество после ФИО1, <дата> года рождения, умершей <дата>, расположенное по адресу: <адрес>.
Нотариусом было принято постановление об отказе в совершении нотариального действия от <дата>№, в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателе объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, и непредставлением заявителем документов, подтверждающих принадлежность имущества наследодателю, а также непредставлением документов, подтверждающих полномочия заявителя на получение свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество.
Иных оснований к отказу указано не было.
Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы письмом от <дата>№ была направлена справка областного государственного бюджетного учреждения «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» от <дата>№ о правообладателе жилого помещения по вышеуказанному адресу и дубликат договора о приватизации жилищного фонда от <дата>№.
Оспариваемым постановлением от <дата>№ нотариусом повторно отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону по следующим основаниям: заявителем не представлена информация о стоимости наследственного имущества; заявителем не представлено учредительных документов, а также документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица; необходимостью оплаты услуг нотариуса правового и технического характера.
Не согласившись с данным отказом, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обратились в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка совершаемая от имени юридического, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
Указанный в данной статье перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии со статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1, порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается данными Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования и утверждаемым федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Приказом Минюста России от 30.08.2017 года № 156 утвержден Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее - Регламент).
Из пункта 57 Регламента следует, что информацию о стоимости наследственного имущества нотариус устанавливает из документов (сведений), выданных органами (лицами), перечень которых установлен налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 62 Регламента, информация о стоимости наследственного имущества, установленная на основании документов, представленных заявителем, фиксируется в виде копий документов, позволяющих установить лицо, производящее оценку, предмет оценки и стоимость наследства на дату открытия наследства.
Таким образом, доводы нотариуса о том, что оценка наследственного имущества, установленная нотариусом, необходима для последующего исполнения наследниками обязательств наследодателя, основаны на законе. Однако, мнение нотариуса о том, что таковая оценка может быть установлена по документам, выданным не органами (лицами), перечень которых установлен налоговым законодательством Российской Федерации, является ошибочным, поскольку документы об оценке наследственного имущества, представленные заявителем (заключения экспертов-оценщиков), не могут являться объективным отображением стоимости наследственного имущества.
Размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, особенности уплаты государственной пошлины и льготы при обращении за совершением нотариальных действий установлены положениями статей 333.24, 333.25, 333.35 и 333.38 главы 25.3 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Пунктом 22 части первой статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за совершение нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию государственная пошлина устанавливается в размере: детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей; другим наследникам - 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных данной главой (в том числе и нотариальных действий).
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом.
Кодекс не регулирует порядок исчисления и уплаты нотариальных тарифов, взимаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, за совершение нотариальных действий.
Размеры нотариального тарифа установлены статьей 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1. При этом статьей 22 данных Основ определено, что льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Таким образом, в силу положений статьи 22 указанных Основ нотариусы, занимающиеся частной практикой, при взимании нотариальных тарифов обязаны предоставлять льготы по уплате государственной пошлины, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и льготы, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 и пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса.
Учитывая изложенное, отсутствие информации о стоимости наследственного имущества не может быть основанием к отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство вымороченного имущества.
При выдаче Свидетельства, в дальнейшем кредиторы наследодателя не лишаются права предъявить требования к наследникам об исполнении обязательств наследодателя, и в случае возникновения спора в части стоимости наследственного имущества, предъявить иск в суд и установить стоимость данного имущества на день смерти наследодателя и оформления наследства.
Согласно пункту 15 Регламента, правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц; учредительном документе юридического лица.
В соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в порядке наследования по закону в собственность городского округа переходит выморочное имущество в виде жилого помещения, находящегося на соответствующей территории.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.05.2005 года № 41, город Кострома является муниципальным образованием, наделенным законом Костромской области статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 1.2.1 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 23.03.2015 года № 604 (далее - Положение), Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее - Управление) является функциональным органом Администрации города Костромы и осуществляет от имени города Костромы реализацию прав владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, в том числе земельными участками и водными объектами, распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Костромы, государственная собственность на которые не разграничена, а также обеспечивает реализацию прав граждан на жилище.
В силу подпункта «н» пункта 2.14.1 Положения, Управление обеспечивает приобретение в муниципальную собственность выморочного имущества, расположенного на территории города Костромы.
Порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества в собственность муниципального образования город Кострома, утвержденный постановлением Администрации города Костромы от 18.05.2017 года№ 1517 (далее - Порядок), разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и определяет последовательность действий при выявлении и оформлении выморочного имущества в собственность муниципального образования города Костромы, а также порядок его учета.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка, для получения свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обращается от имени Администрации города Костромы должностное лицо Управления, имеющее соответствующие полномочия.
Указанные нормативные документы опубликованы в официальных источниках, и являются общедоступными.
Судом установлено, что нотариусу была предъявлена доверенность Администрации города Костромы от <дата>№, уполномочивающая главного специалиста отдела учета, приватизации и работы с недвижимостью Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы на оформление и получение у нотариусов нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области свидетельств о праве на наследство по закону муниципального образования городской округ город Кострома на выморочное имущество.
Оспариваемым постановлением от <дата>№ нотариусом было повторно отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, при вынесении первого постановления на данное основание нотариус не указывал.
В материалы дела предоставлена копия доверенности на имя ФИО7, подлинник был представлен суду на обозрение.
Кроме этого, факт предоставления доверенности нотариусу при обращении с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО6 и ФИО7
Так свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что <дата> был повторный отказ нотариуса ФИО2 в выдаче Свидетельства о праве на наследство по закону на вымороченное имущество. Доверенность предоставлялась и при первом обращении <дата> и при повторном, после устранения недостатков, у нотариуса сомнений в полномочиях заявителя не возникало, документы были приняты. К нотариусу приходили вместе с ФИО6, нотариус при них ознакомилась со всеми документами, копии доверенности не затребовала.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что первоначально документы для выдачи Свидетельства о праве наследство по закону после ФИО1, <дата> года рождения, умершей <дата>, нотариусу были предъявлены в октябре 2018 года, был отказ. В декабре 2018 года было повторное обращение с приложением недостающих документов. С ФИО7 зашли к нотариусу, показали доверенность ФИО7, в доверенности указаны полномочия на получение Свидетельства о праве на наследство. Данная доверенность устроила нотариуса, копии с нее снимать не стали. Все указанные при первом обращении недостатки были устранены, для этого была проведена требуемая процедура по заключению муниципального контракта, обращение в БТИ. Препятствий в выдаче Свидетельства не усматривали, документы нотариуса устроили, были приняты.
Таким образом, довод нотариуса о непредставлении учредительных документов и документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица, является необоснованным.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1, размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как общая сумма нотариального тарифа, исчисленного по правилам настоящей статьи, и стоимости услуг правового и технического характера, определяемой с учетом предельных размеров, установленных в соответствии со статьями 25 и 30 указанных Основ.
Согласно пункту 27 статьи 35 Основ, выдача свидетельства о праве на наследство осуществляется нотариусом и является нотариальным действием.
Главой VIII Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрены виды совершаемых нотариальных действий. При этом услуги правового и технического характера, оказываемые нотариусами гражданам и юридическим лицам, в качестве нотариального действия не названы.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 272-0-0, предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством.
В соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.
Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, и в статью 22 Основ законодательства РФ о нотариате.
Новая редакция указанной статьи предусматривает, что «нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действах оплачиваются услуги правового и технического характера включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера. Размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как общая сумма нотариального тарифа, исчисленного по правилам настоящей статьи, и стоимости услуг правового и технического характера, определяемой с учетом предельных размеров, установленных в соответствии со статьями 25 и 30 настоящих Основ».
Заявитель обратился к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество, при этом за оказанием услуг правового и технического характера не обращался.
Нотариусом в постановлении не указано, какие услуги правового и технического характера необходимо осуществить для совершения нотариального действия. Нотариусом в суд не предоставлено доказательств необходимости и обоснованности услуги правового и технического характера необходимо осуществить для совершения нотариального действия – выдача муниципальному образованию городской округ город Кострома Свидетельства о праве на наследство по закону на вымороченное имущество.
Таким образом, основания к отказу, указанные нотариусом ФИО2 в Постановлении № от <дата>, как и само Постановление, не соответствуют закону, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
решил:
Требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании не законным постановления нотариуса об отказе в совершении нотариального действия удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным Постановление нотариуса нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 от <дата>№.
Обязать нотариуса нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО2 выдать свидетельство о праве на наследство по закону на вымороченое имущество после ФИО1, <дата> года рождения, умершей <дата>, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи жалобы через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья -
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2019 года.