ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-985/202017И от 17.07.2020 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-985/2020 17 июля 2020 года город Котлас

УИД 29RS0008-01-2020-001291-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Кузнецовой О.Н.

при секретаре Паутова К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононовой Алёны Анатольевны к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» об оспаривании приказа о снятии с регистрационного учета, о признании безработной, об обязании принять решения,

у с т а н о в и л :

Кононова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» (далее - ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения») об оспаривании приказа о снятии с регистрационного учета и о признании безработной.

В обоснование требований указано, что истец 3 марта 2020 года в течение месяца после увольнения по сокращению штата организации, обратилась в Отделение занятости населения по городу Котласу с заявлением о признании безработной для осуществления поиска работы. Приказом от 12 марта 2020 года Кононова А.А. признана безработной. Однако 8 апреля 2020 года руководителем Отделения занятости населения по городу Котласу был вынесен приказ о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 3 марта 2020 года, в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем на основании того, истец является учредителем юридического лица. Полагает, что данный приказ противоречит законодательству, в частности Закону о занятости населения, так как факт наличия регистрации истца в качестве учредителя не доказывает наличие или отсутствие заработка. Кроме этого, учредитель не может считаться работающим, т.е. объективно он сделал только вклад в имущество общества и не может быть признан работником, получающим постоянный или периодический заработок, трудовой доход. Просит отменить приказ от 8 апреля 2020 года, признать Кононову А.А. безработной с 3 марта 2020 года. В случае отказа о признании Кононовой А.А. безработной обязать ответчика внести изменения в приказ от 8 апреля 2020 года согласно п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения на «признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона».

В ходе рассмотрения дела, истец дополнительно заявила требования, в связи с чем по существу судом рассматриваются требования:

признать Кононову А.А. с 3 марта 2020 года зарегистрированной, вставшей на учет как гражданина РФ, который своевременно обратился в ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» в лице отделения занятости населения по городу Котласу на основании поданного ею заявления, зарегистрированным и вставшим на учет с 3 марта 2020 года, в качестве гражданина, которому оказывается государственная услуга: содействие в поиске подходящей работы, при этом в случае необходимости обязать ответчика внести необходимые исправления и корректировки во внутренние документы, решения и приказы, в том числе внести соответствующие изменения в приказ от 12 марта 2020 года № 072Д420/2001, либо обязать провести надлежащую регистрацию согласно имеющегося у ответчика заявления;

обязать ответчика возобновить оказание государственной услуги: содействие гражданам в поиске подходящей работы по заявлению Кононовой А.А. от 3 марта 2020 года с момента вступления решения в законную силу (либо с 8 апреля 2020 года), обязать ответчика внести соответствующие исправления, корректировки в приказ о снятии с регистрационного учета от 8 апреля 2020 года № 099Д40/2001 «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы», либо издать, принять решение о возобновлении оказания заявленной истцом государственной услуги: содействие гражданам в поиске подходящей работы;

период с 8 апреля 2020 года по дату вступления решения в законную силу зачесть Кононовой А.А. как непрерывный период с 3 марта 2020 года, в котором истец надлежащим образом выполнял все возложенные на нее обязанности по обязательной явке и выполнению иных требований ответчика, на основании отказа от предоставления данной услуги по вине ответчика;

признать Кононову А.А. нуждающейся в сохранении за ней права на среднемесячный заработок за четвертый месяц, согласно ст. 318 ТК РФ, по сроку 5 июня 2020 года и обязать ответчика незамедлительно выдать решение о предоставлении права на сохранение среднемесячного заработка за четвертый месяц;

в случае не принятия решения судом до 6 июля 2020 года, признать Кононову А.А. нуждающейся в сохранении за ней права на среднемесячный заработок за пятый месяц, согласно ст. 318 ТК РФ, по сроку 6 июля 2020 года и обязать ответчика незамедлительно выдать решение о предоставлении права на сохранение среднемесячного заработка за пятый месяц;

в случае не принятия решения судом до 6 августа 2020 года, признать Кононову А.А. нуждающейся в сохранении за ней права на среднемесячный заработок за шестой месяц, согласно ст. 318 ТК РФ, по сроку 6 августа 2020 года и обязать ответчика незамедлительно выдать решение о предоставлении права на сохранение среднемесячного заработка за шестой месяц;

обязать ответчика отменить приказ № 099Д40/2001 от 8 апреля 2020 года и признать Кононову А.А. безработной с 3 марта 2020 года;

в случае отказа в признании Кононовой А.А. безработной, а также отказа в регистрации истца в целях содействия гражданину в поиске подходящей работы с 3 марта 2020 года, обязать ответчика внести изменения в приказ № 099Д40/2001 согласно п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения на «Признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего закона».

В судебное заседание истец не явилась, уведомлена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях настаивает.

Интересы истца в судебном заседании представляет Кононов А.А, действующий по доверенности, который требования поддержал по доводам, изложенным в иске и в дополнениях к нему.

Представитель ответчика ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» Ипатова И.С., действующая по доверенности требования, не признала, указав, что решение о снятии Кононовой А.А. с регистрационного учета соответствует требованиям Закона о занятости населения, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется. Так как принято решение о снятии Кононовой А.А. с регистрационного учета, ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» не может принимать никаких решений в отношении истца. В иске просит отказать.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определил рассматривать дело в отсутствие истца.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец 6 февраля 2020 года уволена по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением штата работников ООО «Спецавтохозяйство».

3 марта 2020 года истец обратилась в отделение занятости населения по городу Котласу ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» (далее - Отделение) с целью постановки на учет в качестве лица, ищущего работу.

12 марта 2020 года приказом Отделения № 072Д420/2001 Кононова А.А. признана безработной с 3 марта 2020 года, ей назначено пособие по безработице с 7 августа 2020 года по 6 февраля 2021 года исходя из величины среднего заработка по последнему месту работы в размере 9600 рублей в месяц.

8 апреля 2020 года приказом начальника Отделения № 099Д40/2001 Кононова А.А. снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 3 марта 2020 года в связи с попыткой получения пособия обманным путем.

Основанием для принятия решения о снятии Кононовой А.А. с регистрационного учета явилась информация о том, что на момент обращения в отделение занятости населения по городу Котласу ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» с целью постановки на учет в качестве лица, ищущего работу, на момент признания истца безработной, а также в период нахождения на учете в качестве безработной, являлась учредителем общества с ограниченной ответственностью «КотласАгро» (с 30 апреля 2018 года по настоящее время) и Общества с ограниченной ответственностью «ТелеМедСевер» (с 16 апреля 2018 года по настоящее время).

Из заявленных истцом требований следует, что спор между сторонами основан на оспаривании приказа о снятии истца с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного).

Истец не согласна с приказом от 8 апреля 2020 года в части снятия ее регистрационного учет, полагает, что была обоснованно поставлена на учет в качестве безработной после увольнения по сокращению штата организации с учетом представленных ею документов, так как какой-либо доход от деятельности юридических лиц, в которых она является учредителем, она не получает. Также полагает, что ею представлена вся необходимая для постановки на учет информация, обязанность по проверке которой лежит на сотрудниках отделения.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения), право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице предоставлено только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых.

Абзацем 10 статьи 2 Закона о занятости населения предусмотрено, что занятыми считаются, в том числе граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработными не могут быть признаны граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости населения, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (ч. 2).

Безработными не могут быть признаны граждане, в частности представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными (ч. 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:

а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (пункт 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).

В силу пункта 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:

а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;

б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 Правил регистрации безработных граждан, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Кроме того, из смысла части 1 статьи 3 Закона № 1032-1, пункта 3 Правил регистрации безработных граждан следует, что обязанности государственного учреждения службы занятости населения поставить на регистрационный учет безработных граждан или принятию решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным предшествует выполнение гражданином обязанности предъявить в государственное учреждение службы занятости населения по месту жительства гражданина вместе с соответствующим заявлением документы, предусмотренные частью 2 статьи 3 Закона № 1032-1 и пунктом 3 Правил регистрации безработных граждан.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в частности в случае представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

Основания для снятия с регистрационного учета безработных граждан предусмотрены п. 20 Правил регистрации безработных граждан, в соответствии с которым снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в частности в случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Кононова А.А. на момент обращения в Отделение с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, и на момент признания ее безработной являлась учредителем общества с ограниченной ответственностью «КотласАгро» (с 30 апреля 2018 года по настоящее время) и Общества с ограниченной ответственностью «ТелеМедСевер» (с 16 апреля 2018 года по настоящее время), что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ и не оспаривается истцом.

Указанные общества с ограниченной ответственностью не относятся к некоммерческим организациям, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.

В соответствии с требованиями Закона о занятости населения, участник общества с ограниченной ответственностью не может быть признан безработным и получать пособие по безработице.

При указанных обстоятельствах, истец не могла быть признана безработной, так как считается занятым гражданином.

При постановке на учет Кононова А.А. указала, что не является учредителем или участником организаций любых форм собственности, что подтверждается ее собственноручной подписью в карточке учета. Указанные действия Кононовой А.А. расцениваются как предоставление недостоверных данных для признания ее безработной.

В дальнейшем, при проверке информации, представленной истцом в Отделение, было установлено, что Кононова А.А. является учредителем обществ с ограниченной ответственностью, в связи с чем было принято оспариваемое решение о снятии с регистрационного учета.

Основание снятия с регистрационного учета, а именно «попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем», соответствует требованиям законодательства, а также подтверждается установленными обстоятельствами дела.

Довод истца о том, что она не получает дивиденды от деятельности юридических лиц, учредителями которых она является, не влияет на результат рассмотрения спора.

В соответствии частью 1 статьи 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», участники общества имеют широкий спектр исключительных прав по управлению обществом, определению основных направлений деятельности, образованию исполнительных органов, утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределению прибыли. При этом, отсутствие прибыли либо нерегулярная деятельность общества не лишает участников от принадлежащих им прав и не освобождает от обязанностей.

Таким образом, факт отсутствия у учредителя общества с ограниченной ответственностью дохода от деятельности юридических лиц не является юридически важным обстоятельством при решении вопроса о признании гражданина безработным.

Анализируя, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что основание снятия с регистрационного учета «попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем» соответствует обстоятельствам дела и требования Закона о занятости населения.

Таким образом, решение Отделения от 8 апреля 2020 года о снятии Кононовой А.А. с регистрационного учета в связи с попыткой получения либо получение пособия по безработице обманным путем, является законным и отмене либо изменению не подлежит. В удовлетворении иска в данной части следует отказать.

Все остальные заявленные истцом требования, являются второстепенными от требования об оспаривании решения Отделения о снятии Кононовой А.А. с регистрационного учета, в связи с чем также не подлежат удовлетворению.

Более того в соответствии с требованиями законодательства принятие решений о признании лица безработным, о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы, о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является компетенцией органа службы занятости, а не суда.

В соответствии с требованиями ст. 12 ГК и Закона о занятости населения в компетенцию суда входит только проверка законности решений, принятых органом службы занятости.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска Кононовой Алёны Анатольевны к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» об оспаривании приказа о снятии с регистрационного учета, о признании безработной, об обязании принять решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий О.Н. Кузнецова

Мотивированное решение суда составлено 23 июля 2020 года