Дело № 2-9863/2017 Мотивированное решение изготовлено 22.09.2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Екатеринбург 18 сентября 2017 г. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тяжовой Т.А., при секретаре Абрековой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности, установил: Заместитель прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга (далее – истец, прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Екатеринбурга (далее – ответчик, администрация) о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в ЕГРН бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры: канализационная сеть, проходящая транзитом по подвальному помещению жилого <адрес> (диаметр 300, КС (км) 0,016), сеть канализации по <адрес> (диаметр 150, КС (км) 0,1), водопроводная сеть к жилому дому № по <адрес> (диаметр 315, ВС (км) 0,088, ВС (км) 0,007, ВС (км) 0,176), водопровод к зданию № А по <адрес> (диаметр 150, ВС (км) 0,027, ВС (км) 0,007, ВС (км) 0,009), водовод по <адрес> от врезки в водовод по <адрес> до врезки в водовод по <адрес> (диаметр 500, ВС (км) 0,251), дворовая сеть канализации от жилого <адрес> по <адрес> (вдоль здания школы по адресу: <адрес>) (диаметр 200, КС (км) 0,076), внутриквартальная канализация от здания № по <адрес> (диаметр 200, КС (км) 0,038), расположенные в г.Екатеринбурге. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в марте 2017 г. выявлено указанное бесхозяйное имущество, подлежащее постановке на учет в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством. Обязанность по постановке бесхозяйных объектов недвижимости на учет в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления. Представитель истца ФИО1 требования поддержал, заявил об отказе от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности принять меры по постановке на учет в ЕГРН бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры: канализационная сеть, проходящая транзитом по подвальному помещению жилого <адрес> (диаметр 300, КС (км) 0,016) в связи с тем, что данная сеть поставлена на учет. Против увеличения срока для возложения на ответчика обязанности не возражал. Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что минимально необходимый срок для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного составляет один год с момента заключения муниципального контракта на выполнение работ по изготовлению технической документации на такой объект, заявленный истцом срок является недостаточным. Третье лицо ЕМУП «Водоканал» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, направило в суд отзыв, в котором указал на отсутствие правоприятзаний на спорные объекты инженерной инфраструктуры, а также на то, что технические характеристики данных сетей фактически не определены и указаны в иске ориентировочно. Указанный истцом срок для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного является заведомо невыполнимым. Определением суда от <//> принят отказ истца от иска к Администрации г. Екатеринбурга о возложении на ответчика обязанности принять меры по постановке на учет в ЕГРН бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры: канализационная сеть, проходящая транзитом по подвальному помещению жилого <адрес> (диаметр 300, КС (км) 0,016), производство по делу в данной части прекращено. Заслушав представителя истца, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 5, 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. В части 5 статьи 8 названного закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности. Из указанных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных канализационных систем, а также обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные системы, в том числе канализационный коллектор. Их искового заявления следует и ответчиком не оспаривается, что в марте 2017 г. выявлены следующие бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры: сеть канализации по <адрес> (диаметр 150, КС (км) 0,1), водопроводная сеть к жилому дому № по <адрес> (диаметр 315, ВС (км) 0,088, ВС (км) 0,007, ВС (км) 0,176), водопровод к зданию № А по <адрес> (диаметр 150, ВС (км) 0,027, ВС (км) 0,007, ВС (км) 0,009), водовод по <адрес> от врезки в водовод по <адрес> до врезки в водовод по <адрес> (диаметр 500, ВС (км) 0,251), дворовая сеть канализации от жилого <адрес>А по <адрес> (вдоль здания школы по адресу: <адрес>) (диаметр 200, КС (км) 0,076), внутриквартальная канализация от здания № по <адрес> (диаметр 200, КС (км) 0,038), расположенные в г.Екатеринбурге. В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Из содержания данной нормы следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Из искового заявления следует и ответчиком не оспаривается, что на момент рассмотрения дела указанные объекты недвижимости на учет в ЕГРН администрацией не поставлены. Длительное необращение администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии названных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, довод администрации об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд с заявленными требованиями отклоняется. В рассматриваемом случае прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц, являющихся пользователями указанных объектов инженерной инфраструктуры. Правовая неопределенность в отношении собственника указанных объектов недвижимости, обязанного содержать и поддерживать их в надлежащем состоянии может породить негативные последствия для пользователей указанными объектами инженерной инфраструктуры. При этом суд полагает возможным, с учетом требований административных регламентов, большого объема бесхозяйных объектов недвижимости, баланса интересов сторон увеличить срок исполнения администрацией вышеназванной обязанности до одного года с момента вступления в законную силу решения суда. Руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга - удовлетворить. Возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность в течение одного года шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, расположенные на территории г. Екатеринбурга объекты инженерной инфраструктуры: сеть канализации по <адрес> (диаметр 150, КС (км) 0,1), водопроводная сеть к жилому дому № по <адрес> (диаметр 315, ВС (км) 0,088, ВС (км) 0,007, ВС (км) 0,176), водопровод к зданию № А по <адрес> (диаметр 150, ВС (км) 0,027, ВС (км) 0,007, ВС (км) 0,009), водовод по <адрес> от врезки в водовод по <адрес> до врезки в водовод по <адрес> (диаметр 500, ВС (км) 0,251), дворовая сеть канализации от жилого <адрес> по <адрес> (вдоль здания школы по адресу: <адрес>) (диаметр 200, КС (км) 0,076), внутриквартальная канализация от здания № по <адрес> (диаметр 200, КС (км) 0,038). Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья Тяжова Т.А. |