ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-986/20 от 30.06.2020 Свободненского городского суда (Амурская область)

№ 2-986/2020

УИД 28RS0---15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

с участием старшего помощника Свободненского городского прокурора Жирноклеевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Преображенской С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению 39 военной прокуратуры гарнизона Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» об устранении нарушений обязательных требований в отношении оборонной продукции, об обязании смонтировать пожарные резервуары,

у с т а н о в и л:

39 военная прокуратура гарнизона Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения, действуя в интересах Российской Федерации, обратилась в Свободненский городской суд с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» об устранении нарушений обязательных требований в отношении оборонной продукции, обязании смонтировать пожарные резервуары.

Своё требование истец мотивирует тем, что в соответствии с государственным контрактом -- от --., заключенным Министерством обороны Российской Федерации с Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», последнее приняло обязательства по проведению строительно-монтажных работ комплекса -- в рамках опытно-конструкторской разработки (далее - ОКР) «-- в войсковой части ---- края), стоимость контракта составляет --. ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» является головным исполнителем по Контракту.

В соответствии с п. 2.2 контракта, его предметом являлось осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с условиями контракта, собственными и (или) привлеченными силами и средствами.

Пунктом 5.2 контракта определены сроки выполнения работ с -- по --.

Пункт 8.2.20.2 контракта определяет, что генподрядчик обязан обеспечить производство работ в полном соответствии с проектной документацией, рабочей документацией, условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, строительными нормами и правилами.

Подпунктами 3 и 4 пункта 1.14 подраздела 23.2 раздела 23 контракта на объекте -- (-- качестве основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства определены, в том числе: молниеотводы марки -- по типовому проекту -- столбчатых фундаментах (--), пожарные резервуары из стеклопластика, горизонтальные, цилиндрические, длиной --. на железобетонном фундаменте --

В таком виде основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства, определенные проектной документацией к контракту, утверждены как соответствующие требованиям государственного оборонного заказа 4 отделом государственной экспертизы Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, о чем -- выдано соответствующее положительное заключение государственной экспертизы --.

Сдача-приемка выполненных работ осуществляется путем предъявления их объемов заказчику в лице Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», имеющего на территории Восточного военного округа свое подразделение, именуемое ФКП «Региональное управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации Восточного военного округа».

О приемке выполненных работ сторонами контракта подписываются акты приемки выполненных работ по форме --, которые как документы унифицированной формы первичного учёта работ в капитальном строительстве (ремонтно-строительных работ) предусмотрены постановлением Госкомстата России от ---- «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», подписывается уполномоченными представителями сторон - производителя работ и заказчика (генерального подрядчика).

На основании данного документа, удостоверяющего факт сдачи работ подрядчиком и приёмки их заказчиком, у последнего возникают обязанности по оплате этих работ в соответствии с условиями договора (контракта).

Факт подписания актов приёмки работ --) уполномоченным лицом органа - получателя бюджетных средств является правовым основанием для перечисления бюджетных средств подрядчику (производителю работ).

Так, в соответствии с актом -- 38 от --, подписанным ФКП «РУЗКС ВВО», на комплексе -- в рамках ОКР ---- смонтировано 3 пожарных резервуара емкостью --., изготовленных из стеклопластика (--

Как показала проверка, проведенная -- с участием специалистов, на комплексе --, в рамках -- смонтированы пожарные резервуары той же емкости, выполненные из металла.

Выявленное нарушение изложено в акте проверки осмотра результатов строительно-монтажных работ комплекса -- от --.

По мнению прокурора, действия ответчика повлекли нарушение пункта 12 части 1 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», а также условий контракта в части обязанности обеспечения поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями контракта, а также части 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона в части запрета на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

В связи с выявлением нарушений обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) по государственному оборонному заказу, в отношении юридического лица ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» военным прокурором 39 военной прокуратуры гарнизона -- возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренное ст. --

Решением Арбитражного суда Камчатского края от -- ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» признано виновным в совершении административного правонарушения по -- и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере --

Объект -- войсковой части -- является особо важным оборонным объектом опытно-конструкторской разработки -- в интересах Военно-космических сил Вооруженных Сил Российской Федерации, его строительство осуществляется на основании контракта в целях реализации государственного оборонного заказа для нужд обороны и безопасности Российской Федерации.

Подпунктами 3 и 4 пункта 1.14 подраздела 23.2 раздела 23 контракта предусмотрен монтаж именно пожарных резервуаров из стеклопластика, горизонтальных, цилиндрических, длиной 10,9 мм., диаметром 3,0 м. на железобетонном фундаменте (3 шт. № -- по 75 м3 каждый).

Данные показатели являются основными технико-экономическими показателями объекта капитального строительства.

Данный контракт заключен Министерством обороны Российской Федерации с единственным исполнителем таких работ (ФГУП «ГВСУ по специальным объектам») на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от -----р в рамках Государственной программы вооружения на --

В связи с чем, военный прокурор просит обязать ответчика устранить нарушения обязательных требований в отношении оборонной продукции по государственному оборонному заказу, демонтировать 3 пожарных резервуара емкостью 75 куб.м., изготовленных из металла, обязать смонтировать в рамках контракта на объекте комплекса -- пожарные резервуары горизонтальные, цилиндрические, длиной 10,9 мм., диаметром 3,0 м. на железобетонном фундаменте (3 шт. № --,-- по 75 м3 каждый, изготовленных из стеклопластика).

В настоящем судебном заседании старший помощник Свободненского городского прокурора Жирноклеева Т.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения. Кроме того, полагал, что прокурор пропустил срок на обращение с данным иском в суд, данные исковые требования подлежат рассмотрению в Арбитражном суде.

Третье лицо Федеральное казенное предприятие «Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа», надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.

Старший помощник Свободненского городского прокурора Жирноклеева Т.А. возражала против доводов ответчика о пропуске срока на обращение в суд, представила письменные возражения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что -- между Министерством обороны РФ и Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» заключен государственный контракт -- на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство (реконструкция) технических зданий для обеспечения комплекса ---- края --

Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1.14 подраздела 23.2 раздела 23 вышеуказанного контракта на объекте ----, в качестве основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства определены, в том числе: молниеотводы марки -- типовому проекту 3-- на столбчатых фундаментах (-- генеральному плану), пожарные резервуары из стеклопластика, горизонтальные, цилиндрические, длиной 10,9 мм., диаметром 3,0 м. на железобетонном фундаменте (3 шт. -- 75 м3 каждый).

Сроки выполнения работ определены с --. (п.5.2 контракта).

-- выдано заключение государственной экспертизы --.

В соответствии с актом ---- от --, подписанным ФКП «РУЗКС ВВО», на комплексе --), в рамках -- смонтировано 3 пожарных резервуара емкостью --., изготовленных из стеклопластика (маркировка ПЗ--- стоимостью -- каждый (общей стоимостью -- с учетом монтажа).

Как показала проверка, проведенная -- с участием специалистов, на комплексе -- в рамках ОКР «-- смонтированы пожарные резервуары той же емкости, выполненные из металла.

Выявленное нарушение изложено в акте проверки осмотра результатов строительно-монтажных работ комплекса -- в войсковой части -- от --.

Согласно требованиям п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон № 275-ФЗ) исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.

В силу требований п. 14 ч. 2 ст. 8 Федерального закона №275-ФЗ исполнитель обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. .. :

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 184-ФЗ в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными контрактами (договорами).

Требования пункта 23.1 контракта устанавливают, что выполняемые работы по своим функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, результату и иным требованиям, связанным с определением соответствия выполняемых работ потребностям государственного заказчика, должны соответствовать требованиям контракта.

В судебном заседании установлено, что дополнительных соглашений, изменяющих условия контракта не имеется, то есть одностороннее изменение условий контракта является недопустимым.

-- возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» по ст. --

Решением Арбитражного суда Камчатского края ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» признано виновным в совершении административного правонарушения по -- и ему назначено наказание в виде штрафа в размере --

-- ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» оплатило административный штраф в размере -- по платежному поручению -- от --

Вышеуказанным решением установлено, что предприятие, являющееся исполнителем строительно-монтажных работ по государственному оборонному заказу, осуществило монтаж трех пожарных резервуаров емкостью 75 м3 из материала, не предусмотренного условиями государственного контракта.

В соответствии с ч.3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» имело возможность обеспечить выполнение предусмотренных государственным контрактом -- от --. работ в соответствии с условиями данного государственного контракта. Действия ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» повлекли нарушение п.12 ч.1 ст.8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», а также условий контракта в части обязанности обеспечения поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями контракта, в части запрета на использование полученных по государственному контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Обсуждая довод представителя ответчика ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» о пропуске срока на обращение с данным иском, суд полагает его не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 725 ГК РФ срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год, а в отношении зданий и сооружений определяется по правилам статьи 196 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, частью 2 ст. 725 ГК РФ предусмотрено, что если в соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям, течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом.

Так, проведенной 39 военной прокуратурой гарнизона проверкой установлено, что в рамках реализации контракта по государственному оборонному заказу заказчиком работы принимались по частям и поэтапно. Процесс монтажа пожарных резервуаров был поэтапным, как и процесс приемки данных работ, поскольку из имеющихся в материалах проверки актов о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2 усматривается, что заказчиком приняты и оплачены не только работы по поставке пожарных резервуаров, но и работы по их последующему монтажу.

Кроме того, факт поставки пожарных резервуаров на основании акта выполненных работ -- от --. не оспаривается заказчиком, поэтому срок по предъявлению военным прокурором данного искового заявления не истек.

Обсуждая довод представителя ответчика ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» о подсудности данного спора Арбитражному суду, суд полагает его не подлежащим удовлетворению, поскольку положениями части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен круг дел, инициатором которых может выступать прокурор в арбитражном процессе, данный перечень является исчерпывающим. Приведенный перечень не предусматривает возможность обращения прокурора в интересах Российской Федерации с иском об устранении нарушений обязательных требований в отношении оборонной продукции.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования 39 военной прокуратуры гарнизона Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» об устранении нарушений обязательных требований в отношении оборонной продукции, об обязании смонтировать пожарные резервуары, удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» устранить нарушения в отношении оборонной продукции по государственному оборонному заказу, демонтировать 3 пожарных резервуара емкостью 75 куб.м., изготовленных из металла, на объекте комплекса -- опытно-конструкторской разработки --

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» смонтировать в рамках контракта на объекте комплекса -- опытно-конструкторской разработки -- войсковой части -- пожарные резервуары из стеклопластика, горизонтальные, цилиндрические, длиной 10,9 мм., диаметром 3,0 м. на железобетонном фундаменте (3 шт. № № 4-- по 75 м3 каждый).

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» государственную пошлину в размере -- в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 08 июля 2020 года.

Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова