Дело № 2-986/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2016 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., с участием помощника прокурора г. Бодайбо Чирковой В.О., представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 18.11.2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-986/2016 по иску прокурора г. Бодайбо в интересах ФИО2 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру г. Бодайбо обратилась ФИО2 с заявлением об оказании помощи при взыскании с Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области оплаты проезда к месту отдыха и обратно. В соответствии с удостоверением № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является пенсионером, не работает, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Как пенсионер, являющийся получателем трудовой пенсии по старости и проживающий в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ФИО5 на основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-01 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. Отдых проведен ФИО2 в г. Белгород. Реализуя предоставленное законом право, ФИО2 обратилась о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно в Управление Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области. Решением начальника УПФ РФ от 05 августа 2016 года № 307 отказано в оплате проезда по маршруту Бодайбо-Иркутск, Иркутск-Москва, Москва- Белгород, Белгород-Москва, Москва-Иркутск, Иркутск- Бодайбо, так как билеты не содержат обязательных реквизитов. Однако расходы на оплату стоимости проезда подтверждаются проездными документами и посадочными талонами к ним: 15 октября 2015г. по маршруту Бодайбо-Иркутск, стоимость составила 7 000 рублей, 15 ноября 2015 г. по маршруту Иркутск-Москва, стоимость составила 16 150 рублей, 15 ноября 2015 года по маршруту Москва-Белгород, стоимость составила 1 535 рублей, 24 апреля 2016 года по маршруту Белгород-Москва, стоимость составила 2 499 рублей, 24 апреля 2016 года по маршруту Москва-Иркутск, стоимость составила 13585 рублей, 29 июля 2016 года по маршруту Иркутск-Бодайбо, стоимость составила 7 000 рублей.
В связи с этим, на основании заявления ФИО2, прокурор г.Бодайбо в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в ее интересах в суд и просит признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области № 307 от 05 августа 2016г. об отказе в выплате ФИО2 компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; взыскать с ответчика в пользу ФИО2 стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме 47 769 рублей.
Прокурор г.Бодайбо в интересах ФИО2 неоднократно уточнял исковые требования, окончательно заявлением от 29.11.2016г. прокурор уточнил исковые требования указав, что в соответствии с информацией ООО «АК «Уральские авиалинии» ФИО2 был оформлен авиабилет по маршруту Иркутск-Москва, общая стоимость составила 16150 рублей (сквозной тариф по маршруту Иркутск-Моска-Белгород-14 465 рублей, сбор ТКП за бланк 185 рублей, сбор за бронирование 400 рублей, топливный сбор 1 100 рублей), таким образом, стоимость проезда с учетом сквозного тарифа по маршруту Иркутск-Москва-Белгород составляет 15 965 рублей.
Просит суд признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области № 307 от 05 августа 2016г. об отказе в выплате ФИО2 компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; взыскать с ответчика в пользу ФИО2 стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме 45 864 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо Чиркова В.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений, просила их удовлетворить в полном объеме.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 18.11.2015г. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила письменное возражение на исковое заявление, из которого следует, что истец представил электронный билеты № 154 24003122732 по маршруту Бодайбо-Иркутск и № 154 24003773275 по маршруту Иркутск-Бодайбо, в которых отсутствуют обязательные реквизиты: тариф (указано бесплатн.), итоговая стоимость перевозки (указано бесплатн.), форма оплаты (указано чартер), что не позволяет определить понесенные истцом расходы. В билете по маршруту Бодайбо-Иркутск указана дата приобретения данного авиабилета 29 октября 2015 года, дата выдачи квитанции разных сборов на сумму 7000 рублей указана 30 октября 2015 года, в квитанции не указан номер билета, за приобретение которого понесены расходы. Квитанция разных сборов от 30.10.2015г. не относится к покупке 29.10.2015г. авиабилета по маршруту Бодайбо – Иркутск и не может служить доказательством итоговой стоимости данного авиабилета. В электронном билете по маршруту Иркутск-Москва указан класс «А», который по общему классификатору авиакомпаний относится к первому классу обслуживания. В электронных билетах по маршруту Москва-Белгород, Белгород-Иркутск код класса бронирования отсутствует, что не позволяет произвести возмещение. Не согласны с требованиям о взыскании сборов за бронирование по маршруту Иркутск-Москва, Москва-Белгород, сборов Транспортной клиринговой палаты по маршруту Иркутск-Москва, Москва-Белгород, Белгород-Москва, Москва-Иркутск в размере 1 540 рублей. В связи с чем требования истца о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по указанному маршруту считают безосновательным.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные указанным законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат предоставляются гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета ССР от 10 февраля 1960г. и от 26 сентября 1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров ССР от 10 ноября 1967г. № 1029 Бодайбинский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Статьей 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».
Согласно пунктам 3, 6, 9 указанных Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Компенсация производится один раз в два года. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Как усматривается из материалов дела, неработающий пенсионер по старости ФИО2 в 2016 году выезжала к месту использования отдыха в г. Белгород и обратно, о чем свидетельствуют представленные проездные билеты, посадочные талоны.
В связи с использованием права проезда к месту отдыха один раз в два года ФИО2 обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области с заявлением о выплате компенсации его стоимости.
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области № 307 от 05 августа 2016 года, ФИО2 было отказано в оплате расходов в связи с отсутствием в билетах обязательных реквизитов: по маршруту Бодайбо-Иркутск, Иркутск-Бодайбо (тариф, итоговая стоимость), а также форма оплаты не определяет личных затрат заявителя; по маршруту Москва-Белгород (тариф), Белгород-Москва, Москва-Иркутск (наименование и (или) код класса бронирования). Авиабилет по маршруту Иркутск-Москва не оплачивается на основании п.10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, так как оплата производится в пределах стоимости проезда воздушным транспортом-в салоне экономического (низшего) класса (л.д.8).
Данное решение пенсионного органа № 307 от 05 августа 2016 года об отказе ФИО2 в компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по указанному маршруту судом не может быть признано законным.
Так, факт наличия у ФИО2 установленных ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» оснований для оплаты проезда к месту отдыха и обратно – постоянного проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получения пенсии, наличия фактически произведенных расходов подтверждены представленными в материалах дела копией паспорта, пенсионного удостоверения, свидетельством государственного пенсионного страхования, трудовой книжкой, проездными билетами (л.д.9-10, 11, 12-14, 15,16,17,18,19,20).
Данные обстоятельства представителем ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области не оспаривались.
Не заявлено ответчиком и о наличии обстоятельств, свидетельствующих о реализации истцом права на получение оплаты стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно до истечения установленных законом двух лет к моменту настоящего обращения за компенсацией проезда.
Вместе с тем, изложенные в решении данного органа пенсионного фонда № 307 от 05 августа 2016 года, основания в отказе в выплате ФИО2 компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в связи с не указанием обязательных реквизитов, не могут быть признанными соответствующими требованиям закона.
При использовании своего права на проезд к месту отдыха – г. Белгород ФИО2 приобрела электронные билеты по маршруту Бодайбо – Иркутск 29 октября 2015 года на дату вылета 30 октября 2015г., по маршруту Иркутск-Бодайбо 28 июля 2016 года на дату вылета 29 июля 2016 года, по маршруту Иркутск-Москва-Белгород 06.11.2015г. на дату вылета 15.11.2015г., Белгород –Москва на дату вылета 22.04.2016г., Москва-Иркутск 16.04.2016г. на дату вылета 24.04.2016г.
В силу пункта 10 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 года № 176 компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
При этом, согласно ст.105 Воздушного кодекса РФ, к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, и иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п.3 ст.105 Воздушного кодекса РФ).
Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Министерством транспорта РФ Приказом от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Согласно подпункта 2 пункта 1 Приказа Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года электронный билет должен содержать следующую информацию: сведения о пассажире; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами; наименование о код перевозчика, номер рейса, дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа; итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы; наименование и код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агента/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа, уникальный номер электронного билета.
Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.
Кроме того, суд учитывает, что специальных требований к документальному подтверждению расходов при покупке электронных билетов налоговым законодательством не установлено. Поэтому документами, подтверждающими расходы по приобретению электронного билета, могут быть, в частности, распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе; посадочный талон.
Представленные истцом электронные билеты (маршрут/квитанции) по указанному маршруту соответствуют вышеуказанным требованиям.
Поскольку согласно Приказа Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности, при этом из электронных билетов на имя ФИО2 усматривается, что она приобрела билеты за наличный расчет, дополнительных доказательств (чеки ККС), подтверждающих их оплату, не требуется.
Из материалов дела усматривается, что к электронным билетам (маршрут/квитанции) приложены и посадочные талоны.
В силу положений части 1 ст. 785 ГК РФ возмездность договора перевозки пассажира предполагается, пока заинтересованным лицом не доказано обратное.
При этом для подтверждения факта выполнения перевозки и наличия соответствующих расходов в виде провозного тарифа, истец вправе представить любые письменные доказательства.
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО2 был представлены электронные билеты по маршруту Бодайбо –Иркутск и Иркутск-Бодайбо с указанием «форма оплаты – чартер, расчет тарифа – 0 руб., тариф – бесплатн., итоговая стоимость – бесплатн.», в связи с чем они не могут служить основанием для выплаты компенсации, суд находит несостоятельными, поскольку реализация пенсионером права на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия в электронных билетах тех или иных реквизитов. Поэтому само по себе предоставление ФИО2 электронных билетов с не указанием обязательных реквизитов, а именно стоимости билетов, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, при этом судом достоверно установлено, что представленный электронные билеты соответствуют требованиям закона, к ним приложены посадочные талоны.
Кроме того, факт осуществления истцом перелета истцом по указанным маршрутам подтверждается справкой ЗАО Авиакомпании «ИрАэро» от 26.09.2016г. № 0620-2503, согласно которой ФИО2 осуществляла перелет экономическим классом по маршруту Бодайбо – Иркутск рейсом РД-9152 30 октября 2015 года по авиабилету № 154 2400312273 и Иркутск-Бодайбо рейсом РД-9151 29 июля 2016 года по авиабилету № 154 2400377327. Стоимость одного авиабилета в прямом и обратном направлении составила 7 200 рублей (л.д.21).
Согласно п.3 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 года № 176 компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Из квитанции разных сборов усматривается, что ФИО2 понесла расходы по оплате проезда по маршрутам Бодайбо-Иркутск рейс РД-9152 на 30.10.2015г. наличными 7000 рублей, Иркутск-Бодайбо рейс РД 9151 на 29.07.2016г. наличными 7 000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г.Бодайбо Чиркова В.О. пояснила, что указание в квитанции разных сборов даты выдачи указанной квитанции 30.10.2015г., тогда как согласно маршрут–квитанции электронный билет был приобретен ФИО2 29.10.2016г. является технической ошибкой, суд принимает во внимание, поскольку из данной квитанции следует, что оплата была произведена ФИО2 за авиабилет по маршруту Бодайбо-Иркутск, что совпадает с билетом в маршрут-квитанции.
Наличие у истца электронного билета, а также посадочного талона с указанием класса обслуживания -эконом, который согласно ст.ст. 82, 84, 78, 90 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82, выдается при наличии надлежащим образом оформленного билета, и предъявляется при посадке пассажира на борт воздушного судна, в совокупности с информацией АО «Авиакомпании «ИрАэро», подтверждает факт осуществления ФИО2 перелета по маршрутам г. Бодайбо - г. Иркутск, г. Иркутск- г. Бодайбо авиационным транспортом избранной ею авиакомпанией, а также возмездность договора перевозки и наличие осуществленных им расходов по оплате данного проезда по установленному тарифу.
Сведения о стоимости проезда по маршруту Бодайбо- Иркутск, Иркутск-Бодайбо представителем ответчика в судебном заседании не оспорены и не опровергнуты. Доказательств об иной, более низкой, чем указано прокурором г. Бодайбо в исковых требованиях суммы – 7 000 рублей стоимости проезда по этому маршруту, а равно о предоставлении со стороны АО «Авиакомпания «ИрАэро» права бесплатного проезда ФИО2 по данному маршруту, суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что в авиабилете № 262 6142278738 по маршруту: Иркутск-Москва код класса бронирования указан «А», в общей классификации буквенное обозначение «А» относится к первому классу со скидкой, а в электронных билетах по маршрутам Москва-Белгород, Белгород-Москва, Москва-Иркутск отсутствует код класса бронирования суд не может принять во внимание, поскольку согласно информации ООО «Авиакомпании «Уральские авиалинии» от 07 сентября 2016г. авиабилеты на рейсы № У6 106 от 15.11.2015г., У6 105 от 24.04.2016г. на имя ФИО2 по маршруту Иркутск-Москва, Москва-Иркутск, соответственно, были оформлены по тарифу экономического класса, который применяется для перевозок на рейсах с классом обслуживания «Эконом». Стоимость перелета на одного пассажира экономическим классом по маршруту Иркутск-Москва, Москва - Иркутск составила: 16 150 рублей (тариф по маршруту Иркутск-Москва-Белгород 14 465 рублей +сбор ТКП ZZ-185 рублей+ сбор за бронирование YR-400 рублей+топливный сбор YQ-1 100 рублей) и 13 585 рублей (тариф 11 900 рублей +сбор ТКП ZZ-185 рублей+ сбор за бронирование YR-400 рублей+топливный сбор YQ-1 100 рублей) соответственно (л.д.22). Согласно справки ЗАО АК «РусЛайн» от 24.09.2016г. авиабилет № 362 614 2278739 на рейс 7R-165 на имя ФИО2 по маршруту Москва (Домодедово) –Белгород составила 5 535 рублей ( стоимость тарифа 4000 рублей, топливный сбор 1350 рублей, такса ТКП 185 рублей) (л.д.25), согласно информации ООО «Авиакомпания «Победа» от 20.09.2016г. ФИО2, совершила полет рейсом DP 222 по маршруту Белгород-Москва 22.04.2016г., класс обслуживания – эконом, стоимость перевозки составила 2 499 рублей, в указанную стоимость проезда не входит сбор за оформление агентом по продаже пассажирских перевозок бланка строгой отчетности в размере 185 рублей (л.д.26-27).
Наличие у истца электронного билета, а также посадочного талона, который согласно ст.ст. 82, 84, 78, 90 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82, подтверждает факт осуществления ФИО2 перелета по указанным маршрутам.
Согласно пояснениям истца, авиабилеты по маршруту Белгород-Москва и Москва-Иркутск были приобретены при помощи банковской карты, принадлежащей ФИО2 Данная информация подтверждается квитанцией об оплате авиабилетов, отчетом по счету карты, выданной Иркутским отделением №8586 ПАО «Сбербанк России», из которого следует, что карта, по которой происходила оплата авиабилетов, принадлежит ФИО2
Доводы ответчика о том, что пунктом 9 разъяснения от 18 марта 2016. № 118н о применении Правил указано, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в связи с чем указанный в информации о стоимости билета - сбор за бронирование не подлежит взысканию с ответчика в пользу истца суд находит несостоятельными, поскольку Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее - Правила). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 декабря 2008 г. N 12793 и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 15 декабря 2008 г., N 50. При этом согласно ст.64 Воздушного кодекса РФ и п.9 правил Формирования и применения тарифов на различные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области Гражданской Авиации, утвержденных указом Министерства Транспорта РФ от 25.09.2008г. № 155 топливный сбор и сбор за систему бронирования являются сборами авиакомпании перевозчика и входят в стоимость авиабилета,
В данном случае сбор за бронирование входит в стоимость билета, и не относится к сбору за услуги, оказываемые населению при оформлении проездных документов, оформляемому отдельным документом.
При этом прокурором г.Бодайбо в интересах ФИО2 в своих уточнениях к исковому заявлению исключил из стоимости подлежащего взысканию с ответчика авиабилета сбор за бланк авиабилета по маршруту Иркутск-Москва-Белгород, Москва-Иркутск в размере 185 рублей за каждый.
Оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. ст. 67, 68 ГПК РФ суд находит их относимыми, допустимыми и достаточными для вывода суда о наличии у неработающего пенсионера ФИО2 права на оплату проезда к месту использования отдыха и обратно, об обоснованности произведенных истцом расходов на оплату проезда к месту использования отдыха и обратно в соответствии с представленными проездными документами и их соответствие требованиям «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 года № 176.
При таких обстоятельствах, принятое Управлением Пенсионного Фонда РФ (государственным учреждением) в Бодайбинском районе Иркутской области решение № 307 от 05 августа 2016 года об отказе в выплате ФИО2 компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по маршруту Бодайбо-Иркутск, Иркутск- Москва, Москва-Белгород, Белгород-Москва, Москва-Иркутск, Иркутск-Бодайбо не может быть признано законным.
Соответственно с Пенсионного Фонда РФ, в лице его территориального органа – Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области, на основании ст.ст. 4, 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» подлежит взысканию (в пределах заявленных требований) компенсация стоимости проезда ФИО2 к месту отдыха: по маршруту Бодайбо-Иркутск в сумме 7 000 рублей, Иркутск-Москва-Белгород в сумме 15 965 рублей (тариф 14 465 рублей+ сбор за бронирование 400 рублей+ топливный сбор 1 100 рублей), по маршруту Белгород –Москва в размере 2 499 рублей, по маршруту Москва –Иркутск в сумме 13 400 рублей (тариф 11 900 рублей+сбор за бронирование 400 рублей+ топливный сбор-1100 рублей), по маршруту Иркутск-Бодайбо в сумме 7000 рублей, а всего в размере 45 864 рублей.
В силу пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика в доход бюджета муниципального образования г.Бодайбо и района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 575 рублей 92 копеек по правилам пп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ (за удовлетворение требования имущественного характера, подлежащего оценке).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Бодайбо в интересах ФИО2 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха, взыскании стоимости проезда к месту отдыха - удовлетворить.
Признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области № 307 от 05 августа 2016 года об отказе ФИО2 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха - незаконным.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу ФИО2 стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме 45 864 рубля (сорок пять тысяч восемьсот шестьдесят четыре рубля).
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района государственную пошлину по иску в размере 1 575 рублей 92 копеек (одна тысяча пятьсот семьдесят пять рублей 92 копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца.
Судья: И.Ф. Овчинникова