Дело № 2-9875/23
45RS0026-01-2023-009376-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 г. г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Захарова В.С.,
при секретаре Мотыциной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кургана в интересах РФ в лице Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области к ПАО «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии, вводе прибора учета в эксплуатацию, многоквартирного жилого дома по адресу<адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Курганский городской суд <адрес> с иском о возложении обязанности на ПАО «Курганская генерирующая компания» (далее ПАО «КГК») по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии, вводе прибора учета в эксплуатацию, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения ПАО «КГК» законодательства об энергоэффективности. Установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован общедомовым (коллективными) приборами учета потребленной тепловой энергии. По информации ПАО «КГК» многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, имеет техническую возможность установки узла учета тепловой энергии.
Кроме этого, техническая возможность установки узла учета тепловой энергии подтверждается актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор <адрес> просит возложить обязанность на ПАО «КГК» по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии, вводе прибора учета в эксплуатацию, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, предоставила в материалы дела письменные возражения, доводы, которых поддерживала в судебном заседании, в случае удовлетворения иска просила об отсрочке исполнения решения суда.
Третьи лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в результате проверки, проведенной прокуратурой <адрес> выявлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован общедомовым (коллективными) приборами учета потребленной тепловой энергии.
По информации ПАО «КГК» многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, имеет техническую возможность установки узла учета тепловой энергии.
Кроме этого, техническая возможность установки узла учета тепловой энергии подтверждается актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ.
Уклонением от совершения действий по установке прибора учета ответчик нарушает права собственников жилых помещений на получение достоверных данных об использованной теплоэнергии. Без учета показаний электроприбора происходит завышение сумм по оплате коммунальных тарифов за услуги теплоснабжения.
В ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации Российская Федерация предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ (пп. «в» п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с абз. 7 п. 2 указанных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно абз. 8 п. 2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (абзац 17 п. 2 Правил).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Статья 19 названного Федерального закона помимо прочего регулирует и положения, определяющие порядок осуществления организациями и гражданами обязанности по установке приборов учета и вводу их в эксплуатацию.
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (ч. 6 ст. 19 Закона о теплоснабжении).
При этом организация коммерческого учета может быть возложена как на теплоснабжающую организацию, так и на потребителя.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1034 определяется, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры, и давления.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии: принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии; акты разграничения балансовой принадлежности; проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики; свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы); смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя; ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о теплоснабжении владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в, порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В этой связи, п. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», обязывающий ресурсоснабжающую организацию установить общедомовой прибор, является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Поскольку ресурсоснабжающая организация принимает на себя обязанности собственников многоквартирного жилого дома, то оснащение приборами учета предполагает, в том числе и ввод в эксплуатацию узла учета.
Согласно информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в указанный дом, является ПАО «КГК».
Таким образом, требования, установленные Федеральным законом № 261-ФЗ ресурсоснабжающей организацией не выполнены.
Ответственным исполнителем мероприятий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде является Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
В силу п.п. 72 п. 9 Положения о Департаменте строительства, госэкспертизы жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Департамент осуществляет полномочия по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществление контроля за их проведением подведомственными организациями.
В судебном заседании установлено и не отрицалось представителем ответчика, что ПАО «КГК» осуществляет поставку коммунальных услуг.
ПАО «КГК» заявило ходатайство об отсрочке исполнения решения суда сроком на 9 месяцев, так как в настоящее время на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отопительный сезон на территории городского округа завершен, в связи с чем теплоноситель в централизованной системе теплоснабжения, необходимый для проведения опытной эксплуатации прибора учета после его монтажа в спорном многоквартирном доме, отсутствует. При указанных обстоятельствах до прохождения закупочной процедуры, предусмотренной Федеральным законом №-Ф3, заключение договора с поставщиком и поставка необходимых материалов, а также в рамках межотопительного периода установка и ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в спорном многоквартирном жилом доме не представляются возможными.
Вместе с тем, доказательств наличия обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения решения суда, носящих действительно исключительный характер, заявителем не представлено. Наличие приведенных в заявлении обстоятельств само по себе не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Суд приходит к выводу, что предоставление отсрочки на предложенных должником условиях, существенным образом нарушит права взыскателя, поскольку в силу статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки.
При таких обстоятельствах, суд не находит установленных законом оснований для предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении обязанности по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии, вводе прибора учета в эксплуатацию, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на ПАО «Курганская генерирующая компания» обязанность по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии, вводе прибора учета в эксплуатацию, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В отсрочке ПАО «КГК» исполнения решения суда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С. Захаров
Мотивированное решение изготовлено30.11.2023