ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-987/17Г от 19.10.2017 Ростовского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-987/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2017 года

Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего:

судьи Бабич В.Е.,

при секретаре Пеньковской Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ростове

гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства Ярославской области к ФИО1 о взыскании неустойки,

УСТАНОВЛЕНО:

Департамент лесного хозяйства Ярославской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неустойки.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, пояснив, что 15.03.2016 г. между истцом и ответчиком был заключен договор аренды № 9 лесного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 0,1795 га, расположенного <адрес>, в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области 08 апреля 2016 г. Подпунктом «г» пункта 11 Договора на арендатора возложена обязанность по разработке и представлению Арендодателю (департаменту) проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения договора. С учетом государственной регистрации Договора 08 апреля 2016 года проект освоения лесов должен был быть предоставлен ответчиком в департамент не позднее 08 октября 2016 года. ФИО1 представил проект освоения лесов в департамент для проведения государственной экспертизы только 08 февраля 2017 года., нарушив установленные сроки. Приказом департамента от 07.03.2017 № 273 утверждено отрицательное заключение на проект освоения лесов к Договору. Согласно пункту 10 порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России № 496, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяиственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки. В соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экспертизы на проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 15.03.2016 № 9, переданного ФИО1 для рекреационной деятельности на территории ГКУ ЯО «Ростовское лесничество», к представленному на государственную экспертизу проекту освоения лесов имеются замечания. Таким образом, ввиду несоответствия проекта освоения лесов установленным требованиям и необходимостью соответствующей его доработки, данный проект считается до настоящего времени не представленным. В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Договора за нарушение срока разработки и представления Арендодателю (департаменту) проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы или использование лесного участка без проекта освоения лесов предусмотрена неустойка в размере 50 000 рублей за каждый полный месяц просрочки. В период с 09 октября 2016 г. по 08 сентября 2017 г. просрочка исполнения обязанности ответчика по представлению проекта освоения лесов составила 11 полных месяцев. Таким образом, по условиям договора ответчиком должна быть уплачена неустойка за период с 09 октября 2016 г. по 08 сентября 2017 г. в размере <данные изъяты> рублей. Требование департамента об оплате неустойки от 14.02.2017г., направленное заказным письмом с уведомлением по адресу ответчика осталось без удовлетворения.

Представители ответчика по доверенности ФИО3 и по ордеру ФИО4 исковые требования не признали и пояснили, что обязанность по предоставлению проекта ФИО1 выполнена 08.02.17 г., проект истцу представлен. В связи с чем, департаментом неверно исчислена неустойка. При принятии решения, просили применить положения ст. 333 ГК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что между департаментом лесного хозяйства Ярославской области и ФИО1 15.03.2016 г. на основании приказа департамента от 15.03.2016 г. № 201 был заключен договор аренды № 9 лесного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 0,1795 га, расположенного <адрес>, в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области 08 апреля 2016 г. за номером В силу статьи 88 ЛК РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возлагается обязанность по составлению проекта освоения лесов.В соответствии с пунктом 28 приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Статьей 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов». Согласно части 2 статьи 89 ЛК РФ, пункту 3.1.1.4 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Администрации области от 18.01.2007 № 9, департамент, как орган исполнительной власти Ярославской области, уполномоченный в сфере лесных отношений, проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов. Подпунктом «г» пункта 11 Договора на арендатора возложена обязанность по разработке и представлению Арендодателю (департаменту) проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения договора. С учетом государственной регистрации Договора 08 апреля 2016 года проект освоения лесов должен был быть предоставлен ответчиком в департамент не позднее 08 октября 2016 года. В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. ФИО1 представил проект освоения лесов в департамент для проведения государственной экспертизы 08 февраля 2017 года. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон по делу и заявлением на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов, поступившее истцу от ответчика 08.02.17г. с приложением проекта. Приказом департамента от 07.03.2017 № 273 утверждено отрицательное заключение на проект освоения лесов к Договору.Согласно пункту 10 порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России № 496, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяиственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки. В соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экспертизы на проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 15.03.2016 № 9, переданного ФИО1 для рекреационной деятельности на территории ГКУ ЯО «Ростовское лесничество», к представленному на государственную экспертизу проекту освоения лесов имеются замечания. Таким образом, ввиду несоответствия проекта освоения лесов установленным требованиям и необходимостью соответствующей его доработки, данный проект истцом считается до настоящего времени не представленным. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом приведенных положений закона, прихожу к выводу о том, что на ответчике лежала обязанность по предоставление истцу проекта освоения лесов в срок до 08 октября 2016 г. ФИО1 свою обязанность исполнил 08.02.17г. При этом суд учитывает, что договором аренды не предусмотрены условия положительного согласования проекта, указано - предоставить проект. Просрочка предоставления проекта составляет 4 месяца ( с 08.10.16г. по 08.02.17г.) х 50000 руб. ежемесячную неустойку = неустойка в размере 200000 руб. При разрешении спора суд применяет положения ст. 333 ГК РФ и с учетом последствий нарушения обязательства снижает ее размер до 60000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования частично :

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента лесного хозяйства Ярославской области неустойку в размере 60000 рублей.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход государства в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: В.Е.Бабич