ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-987/19КОПИ от 07.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-987/2019 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» февраля 2019 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми

в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Вольской А.Е.,

с участием представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации <Адрес>, индивидуальному предпринимателю ФИО4, о признании договора от 14.01.2016 на размещение нестационарного торгового объекта, недействительным,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации <Адрес> и индивидуальному предпринимателю ФИО4, о признании договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <Адрес>, недействительным, (л.д. 3-6).

Свои требования истец мотивировала тем, что между администрацией <Адрес> и индивидуальному предпринимателем ФИО4, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <Адрес>. Специализация данного киоска не соответствует специализации указанной в схеме. Кроме того, размещение данного нестационарного объекта нарушает требования пожарной безопасности и расположен в полосе отвода автомобильной дороги, т.е. договор на размещение нестационарного торгового объекта нарушает требования законодательства Российской Федерации. Руководствуясь ст.ст.166,168 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит заявленные требования удовлетворить.

Истец в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представил, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчиков ФИО1 и ФИО2, в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные сторонами в материалы дела, суд считает заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 15 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании п.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Во исполнение положений Закона № 381-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).

Указанными Правилами предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2).

Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).

В соответствии с положениями Постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», проект Схемы разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления <Адрес>, определенным в соответствии с уставом муниципального образования <Адрес> (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ данного порядка, схема - документ, состоящий из текстовой и графической частей, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержащий сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.

Проект Схемы до ее утверждения согласовывается со следующими органами (при их наличии):

органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области градостроительной деятельности, формирования приоритетов и стратегии пространственного развития, создания благоприятной эстетической среды на территории муниципального образования Пермского края;

органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области образования;

органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области здравоохранения;

органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области использования и распоряжения земель;

органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области организации благоустройства на территории муниципального образования Пермского края;

органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области обеспечения благоприятной окружающей среды;

органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченным в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению;

исполнительным органом государственной власти Пермского края в области охраны объектов культурного наследия (если Схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территории зон охраны объектов культурного наследия).

Органы, указанные в пункте 3.4 Порядка, рассматривают представленный им на согласование проект Схемы в течение 30 дней со дня поступления проекта и по итогам рассмотрения принимают решение о согласовании или несогласовании проекта Схемы при наличии замечаний (предложений).

В случае несоответствия проекта Схемы действующему законодательству оформляются письменные замечания (предложения) (п.3.5)Утвержденная Схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на сайтах уполномоченного органа местного самоуправления и Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п.3.10).

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», включение нестационарных торговых объектов в Схему осуществляется в следующих целях:

достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;

формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

повышение доступности товаров для населения (п. 1.2).

Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-п.

В соответствии с Решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 № 27 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части размещения нестационарных торговых объектов», размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных в Схеме (п. 3.1).

Проект Схемы (проект изменений и дополнений в Схему) разрабатывает Уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Пермского края (п.3.2).

Схема утверждается администрацией города Перми и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования город Пермь, и размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Утвержденную Схему Уполномоченный орган в течение десяти дней направляет в исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий функции в сфере государственного регулирования торговой деятельности (п.3.3).

Постановлением Администрации г. Перми от 27.09.2012 г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми», утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между администрацией <Адрес> и индивидуальному предпринимателем ФИО4, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <Адрес>. Площадь объекта 8 кв.м. Место размещения объекта предусмотрено в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, утвержденной постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ под учетным номером – И-КП-18. Вид объекта: киоск. Вид торговли: розничная. Специализация: печатная продукция. Договор действует до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с вышеуказанным договором владелец НТО (ИП ФИО4) вправе разместить указанный объект и обеспечить осуществление торговой деятельности с соблюдением требований действующего законодательства РФ и <Адрес>, правовых актов <Адрес> и настоящего договора.

В силу абз.4 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).(п.1).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.(п.2).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.(п.3).

Статьёй 166 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.(п.1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.(п.2).

В силу п.1 ст.1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом по смыслу приведенных норм, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие нарушение его прав.

В обоснование иска, истец указывает, что размещение данного нестационарного объекта нарушает требования пожарной безопасности, объект расположен в полосе отвода автомобильной дороги, и не соответствует специализации.

Согласно абз.2 п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ, иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Таким образом, помимо доказывания наличия своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, истец должен доказать, что выбранный способ защиты права является единственным ему доступным и приведет к восстановлению нарушенных прав или к реальной защите законного интереса.

В подтверждение своих доводов, истец представил суду следующие документы:

- письмо ГУ МЧС Росси по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения М, из которого следует, что размещение киоска не соответствует требованиям пожарной безопасности;

- письмо из администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-059-16-09-03-П-2946 о рассмотрении обращения;

- письмо из Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД о рассмотрении обращения;

- письмо Управления МВД России по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращений О, Б;

- письмо из администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-059-16-09-03-П-1137 о рассмотрении обращения Б

Вместе с тем, истцом не приведено суду доказательств, указывающих на то, оспариваемый договор нарушает права истца

Также истцом не приведено доказательств, удовлетворяющих требованиям закона об их относимости и допустимости, подтверждающих нарушения прав истца со стороны ответчиков.

При указанных обстоятельствах, недоказанность истцом наличия охраняемого законом интереса в признании сделки недействительной (ничтожной) является основанием для отказа судом в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Болилому ФИО3, в удовлетворении исковых требований к администрации <Адрес>, индивидуальному предпринимателю ФИО4, о признании договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <Адрес>, недействительным, отказать.

Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись С.И.Плешивцев

Копия верна:

Судья