ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-988 от 24.10.2013 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2 - 988 / 2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2013 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р., при секретаре Дёминой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края к Отделу судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об отсрочке взыскания исполнительского сбора;

УСТАНОВИЛ:

Администрация Чернушинского муниципального района обратилась в суд с иском об отсрочке взыскания исполнительского сбора.

Исковое заявление Администрация Чернушинского муниципального района мотивировала следующим: ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Чернушинским районным судом <адрес> по делу № о возложении на администрацию Чернушинского муниципального района <адрес> обязанности предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 54 кв.м. за счет средств бюджета <адрес>, выделяемых на эти цели. Согласно Постановлению с должника - администрации Чернушинского муниципального района подлежит взысканию исполнительский сбор в размере *** рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (с учетом решения Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, определения <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем в установленный срок Постановление не может быть исполнено по следующим обстоятельствам. Для исполнения Постановления необходимо выделение из бюджета Чернушинского муниципального района дополнительных денежных средств, так как в бюджете района отсутствует статья расходов на данный вид взысканий, что подтверждается сметой расходов администрации Чернушинского муниципального района. К исключительной компетенции Земского Собрания Чернушинского муниципального района относится утверждение бюджета. В повестку заседания Земского Собрания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, включен вопрос о внесении изменений в бюджет муниципального района в части увеличения расходов. На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.б ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исполнительном производстве» представитель истца администрации Чернушинского муниципального района просит отсрочить исполнение постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании с администрации Чернушинского муниципального района исполнительского сбора в размере *** рублей на один месяц.

ДД.ММ.ГГГГ в суд от Администрации Чернушинского муниципального района поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что в соответствиисо ст. 13 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 529, финансирование администрации муниципального района осуществляется за счет средств бюджета муниципального района. В связи с тем, что в повестку заседания Земского Собрания Чернушинского муниципального района VI созыва, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, вопрос о внесении изменений в бюджет Чернушинского муниципального района в части увеличения расходов не был включен и на основании ст. 39 ГПК РФ истец уточняет свои исковые требования, просит отсрочить исполнение постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании с администрации Чернушинского муниципального района исполнительского сбора в размере *** рублей до ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель истца администрации Чернушинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, исковые требования в уточненном варианте поддержал, просит отсрочить исполнение постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и судебный пристав - исполнитель в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие судебного пристава - исполнителя и представителя отдела.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.

В письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> указал, что с заявленными требованиями УФССП России по <адрес> не согласен по следующим основаниям: в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований с взысканием с него исполнительского сбора. Начало течения 5-дневного срока, предоставленного для добровольного исполнения, исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику. После получения постановления необходимые действия по исполнению исполнительного документа должником предприняты не были, доказательств уважительности причин неисполнения судебному приставу-исполнителю представлено не было, требования по исполнительному документу исполнены не были. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Названное положение пункта 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено. Судебный пристав-исполнитель предоставлял должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроковисполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Наличие обстоятельств непреодолимой силы доказывается должником. Представитель УФССП считает, что в рассматриваемом случае должником не доказано наличия непреодолимой силы, не было также представлено каких-либо документов, доказательств, подтверждающих уважительность причин не исполнения требований исполнительного документа, что не освобождает должника от ответственности. В соответствии со ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве», сторонам исполнительного производства предоставлено право обращаться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Освобождение, отсрочка взыскания, уменьшение исполнительского сбора приводит к потере его значимости, как штрафной санкции. На основании изложенного, руководствуясь ст. 112, 121, 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», представитель УФССП России по <адрес> просит в удовлетворении заявленных требований Администрации Чернушинского муниципального района отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Чернушинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены, возложена обязанность на Администрацию Чернушинского муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв. м. за счет средств, выделенных <адрес> из бюджета на эти цели. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Чернушинским районным судом <адрес> выпущен исполнительный лист серии ВС № в отношении должника <адрес>, в пользу взыскателя ФИО1, по предмету исполнения : предоставление администраций Чернушинского муниципального района жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ взыскатель ФИО1 предоставила в Отдел судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> исполнительный лист для принудительного исполнения.

Постановлением судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Чернушинского муниципального района №, должнику администрации Чернушинского муниципального района установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией Чернушинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.В постановлении содержится предупреждение должнику о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор.

Согласно материалов исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом составлен Акт о совершении исполнительских действий, указано, что требования исполнительного документа не исполнены, жилое помещение взыскателю не предоставлено, документы об исполнении или причине не исполнения администрацией не предоставлено.

ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации Чернушинского муниципального района вручено Требование судебного пристава об исполнении в течении 7 дней решения суда, разъяснено, что в случае неисполнения в установленный срок, не предоставления документов, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных непредотвратимых обстоятельств, с администрации будет взыскан исполнительский сбор.

ДД.ММ.ГГГГ должнику администрации Чернушинского муниципального района вручено Требование судебного пристава - исполнителя об исполнении решения суда и предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ документов о запросе денежных средств, организации конкурсной процедуры, проведении четвертого аукциона. Запрошенные документы должником не предоставлены.

ДД.ММ.ГГГГ должнику администрации Чернушинского муниципального района вручено Требование судебного пристава исполнителя об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № взыскан с должника администрации Чернушинского муниципального района исполнительский сбор в размере *** рублей. Копия постановления вручена должнику ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ должник администрация Чернушинского муниципального района обжаловала постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительного сбора в суд. Решением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора оставлено без удовлетворения. Решение вступило в законную силу после апелляционного обжалования ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения настоящего искового заявления решение не исполнено, жилое помещение взыскателю ФИО1 не предоставлено, исполнительное производство не окончено.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "Об исполнительном производстве", 1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. 3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащейвзысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей... . 6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Администрация Чернушинского муниципального района просит отсрочить взыскание исполнительского сбора.

Суд находит доводы истца заслуживающими внимания.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Расходы по исполнению судебных актов и участию в судебных заседаниях предусматриваются бюджетом отдельными строками бюджетной классификации.

Согласно ст. 32 Бюджетного кодекса РФ, все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

В соответствии со ст. 12 Устава Чернушинского муниципального района, 1. К исключительной компетенции Земского Собрания относится: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В Управление финансов ДД.ММ.ГГГГ от администрации Чернушинского муниципального района поступила служебная записка о выделении дополнительных средств на уплату исполнительного сбора по 15 постановлениям о взыскании исполнительского сбора, Управлением финансов подготовлен проект решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района «О внесении изменений и дополнений в бюджет Чернушинского муниципального района на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы», который предусматривает выделение средств администрации Чернушинского муниципального района на уплату исполнительского сбора, проект направлен в Земское Собрание Чернушинского муниципального района, после утверждения проекта решения Земским Собранием администрация перечислит исполнительский сбор в полном объеме, (л.д. 41, 44, 45)

Согласно Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ годаИ 529 "Об утверждении Положения об администрации Чернушинского муниципального района в новой редакции", 13.3. Финансирование администрации муниципального района и возглавляемых ею отраслевых (функциональных) органов осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, предусмотренных отдельной статьей. 13.4. Бюджетные сметы отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района и отчеты об исполнении смет составляются и утверждаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.Суд учитывает, что должником выступает администрация Чернушинского муниципального района, расходы которой осуществляются согласно бюджета Чернушинского муниципального района. Принятие решения о дополнительно возникших расходах в связи со взысканием исполнительского сбора относится к компетенции Земского Собрания как представительного органа местного самоуправления.

Администрация предоставила доказательства обращения в Земское Собрание для внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет Чернушинского муниципального района, подготовлен проект Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района, отдельной статьей указаны расходы по участию в судебных заседаниях. Данный вопрос включен в повестку дня заседания Земского Собрания.

При таких обстоятельствах усматриваются основания для предоставления должнику администрации отсрочки взыскания исполнительского сбора на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края удовлетворить.

Отсрочить исполнение Постановления судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № о взыскании с Администрации Чернушинского муниципального района <адрес> исполнительского сбора в размере *** рублей по исполнительному производству № 13834/13/42/59, до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.

Судья                                         Е.Р. Низаева