ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-988 от 30.08.2011 Великолукского городского суда (Псковская область)

                                                                                    Великолукский городской суд Псковской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Великолукский городской суд Псковской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-988/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Великие Луки 30 августа 2011 года

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего федерального судьи Гаркуши Е.Г.

при секретаре Парфеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большакова Ю.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» г. Великие Луки о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением конституционного права на получение информации,

у с т а н о в и л:

Большаков Ю.А. обратился в Великолукский городской суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» г. Великие Луки (далее МУП «Тепловые сети»), в котором просил признать нарушение ответчиком его конституционного права, предусмотренного частью 4 статьи 29 Конституции РФ, подпунктов «б», «е», «ж» пункта 11, подпункта «ж» пункта 14, пунктов 19, 20 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1140 от 30 декабря 2009 года в части нарушения раскрытия стандартов информации в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии и взыскать с ответчика 15000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В обоснование иска указывает, что в соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ответчик не опубликовал в сети Интернет информацию, предусмотренную подпунктами «б», «е», «ж» пункта 11, подпунктом «ж» пункта 14, пунктами 19, 20 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, в установленный Постановлением Правительства РФ №1140 от 30 декабря 2009 года срок. Своими действиями ответчик нарушил его конституционное право на получение информации и тем самым причинил ему моральный вред, компенсацию которого он определяет в 15000 рублей.

Большаков Ю.А., будучи надлежаще уведомлен о дне и месте судебного заседания, в суд не явился. Представил заявление, в котором просил рассмотреть иск без его участия.

Представитель ответчика МУП «Тепловые сети» Дроздова И.А. исковые требования не признала. Возражая против удовлетворения иска, суду пояснила, что на момент предъявления искового заявления информация, подлежащая раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1140 от 30 декабря 2009 года, размещена на официальном сайте предприятия и на сайте Государственного комитета Псковской области по тарифам. Большаков Ю.А. в адрес предприятия с запросом предоставления информации не обращался. Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией, а также право получения запрашиваемой у них информации. Полагает, что МУП «Тепловые сети» не ограничило права и свободу истца в сфере получения информации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140 утверждены стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (далее – Стандарты). Постановление официально опубликовано в «Российской газете» 27 января 2010 года, вступило в силу 04 февраля 2010 года.

Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации (пункт 2 Стандартов).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из подпунктов «б», «е», «ж» пункта 11 Стандартов в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация:

об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);

об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;

о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения.

Причем информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат должна содержать сведения о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (подпункт «ж» пункта 14 Стандартов).

Информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров на подключение к системе теплоснабжения (пункт 19 Стандартов).

Информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения, должна содержать:

а) форму заявки на подключение к системе теплоснабжения;

б) перечень и формы документов, представляемых одновременно с заявкой на подключение к системе теплоснабжения;

в) описание (со ссылкой на нормативные правовые акты) порядка действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение к системе теплоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении;

г) телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение к системе теплоснабжения (пункт 20 Стандартов).

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Как следует из пункта 21 Стандартов информация, указанная в пунктах 19 и 20, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.

Информация, указанная в пункте 14, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Судом установлено, что информация, подлежащая раскрытию согласно Стандартам, размещается МУП «Тепловые сети» на официальном сайте предприятия www.mupts.ucoz.ru.

В нарушение пункта 21 Стандартов информация, указанная в подпункте «ж» пункта 14, пунктах 19, 20 Стандартов, размещена ответчиком на сайте предприятия с нарушением установленных сроков.

Так, согласно сведениям представленным ответчиком бухгалтерский баланс в МИФНС России №2 по Псковской области за 2009 год сдан 30 марта 2010 года, а за 2010 год - 29 марта 2011 года.

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими

организациями, на 2011 год утверждены Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам от 12 ноября 2010 года N 25-т.

Таким образом, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат должна быть размещена за 2009 год не позднее 30 апреля 2010 года и за 2010 год не позднее 29 апреля 2011 года.

Информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения должна быть размещена не позднее 22 декабря 2010 года.

Между тем, как следует из актов сдачи-приемки выполненных работ бухгалтерская отчетность за 2010 год бланк публичного договора теплоснабжения, показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год, показатели финансово-хозяйственной деятельности, принятые при регулировании тарифов на 2011 год, тарифы, инвестпрограммы, информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к услугам размещены на сайте МУП «Тепловые сети» 31 мая 2011 года. Бухгалтерская отчетность за 2009 год, показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год, условия подключения и информация о порядке подключения к системе теплоснабжения, перечень документов для заключения договора теплоснабжения размещены на сайте предприятия 30 июня 2011 года.

Частью 4 статьи 29 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Поскольку бездействием МУП «Тепловые сети», выразившимся в несвоевременном размещении в полном объеме информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения, нарушено неимущественное право Большакова Ю.А. на получение информации, имеются основания для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что ответчиком своевременно размещен основной объем информации, предусмотренной разделом II «Стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №1140. На дату подачи искового заявления на сайте МУП «Тепловые сети» размещена вся информация предусмотренная Стандартами, нарушение права Большакова Ю.А. прекращено.

С учетом степени вины ответчика, продолжительности нарушения, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 500 рублей.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ государственная пошлина, подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Большакова Ю.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Великие Луки в пользу Большакова Ю.А., в счет компенсации морального вреда 500 рублей (Пятьсот рублей).

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Великие Луки в пользу Большакова Ю.А. государственную пошлину в размере 200 рублей (Двести рублей).

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий: Е.Г. Гаркуша