ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-989/18 от 11.12.2018 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-989/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 11 декабря 2018 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи И.М. Новиковой,

при секретаре М.А. Кошелевой,

с участием истца ФИО1, представителя истца старшего помощника Кувандыкского межрайонного прокурора Кулагиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Кувандыкский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1, с вышеназванным иском, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО3 решением Кувандыкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной. Отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью, соответствующей установленным нормам, за счет средств бюджета Оренбургской области.

В судебном заседании прокурор Кулагина Н.А. иск поддержала по изложенным в нем доводам, просила его удовлетворить.

Истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявлений об отложении дела от них не поступало.

Суд считает, что неявка истца, представителя ответчика и третьего лица является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, и на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в письменном отзыве просил принять решение с учетом имеющихся в деле доказательств.

В письменном отзыве на иск представитель Министерства социального развития Оренбургской области указал, что с исковыми требованиями ФИО1 не согласны по следующим основаниям. ФИО1 состоит в Списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением и реализация ее права на получение жилья возможна только в порядке очередности. В данном случае не нарушено право истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В случае предоставления ФИО1 жилого помещения по решению суда будут нарушены конституционные права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. ФИО1 принята на учет и внесена в Список детей-сирот, в качестве нуждающегося в жилом помещении по дате постановки на учет, но в очереди есть дети сироты, которые не реализовали свое право на приобретение жилья и стоят в очереди. Формирование двух очередей (первая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, и вторая - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в Список по дате постановки на учет, не имеющие аналогичные решения суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья. Кроме того, при вынесении решения об обязании орган местного самоуправления предоставить жилое помещение истцу за счет средств областного бюджета на бюджет ложатся дополнительные расходы, не предусмотренные законом о бюджете на текущий год. Процесс изыскания дополнительных денежных средств из бюджета на исполнение данного решения трудоемкий и не скорый. Органам исполнительной власти потребуется изыскать дополнительные средства, внести изменения в закон о бюджете на текущий год, пройти процедуру согласования законопроекта, что потребует дополнительное время для исполнения данного решения. Приобретение жилых помещений для детей-сирот процесс трудоемкий, требует исполнения норм ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приобретение жилого помещения займет не менее 60 дней, в случае строительства жилого помещения – 2 года минимальный срок.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.

Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет органами исполнительной власти муниципальных районов по месту жительства по договорам найма специализированного жилья, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО3 решением Кувандыкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной. Отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Оренбургской области, у ФИО1 права на имеющиеся объекты недвижимого имущества по Оренбургской области отсутствуют.

ФИО1 до достижения ею возраста 23 лет поставлена на учет нуждающихся в жилье и впоследствии по решению АМО Кувандыкский городской округ Оренбургской области включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Из изложенного следует, что ФИО1 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности и закрепленного за ним жилого помещения, достигла возраста 18 лет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилье и имеющих право на получение жилья по договору найма специализированного жилищного фонда, имеет место жительства на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, то есть, наступили обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления ей жилого помещения, однако до настоящего времени администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ, истец жилым помещением не обеспечена.

Каких-либо возражений против иска ответчиком – администрацией муниципального образования Кувандыкский городской округ суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилья подлежат удовлетворению.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 №1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 33 кв. метра общей площади жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из областного бюджета, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Следовательно, жилое помещение ФИО1 подлежит предоставлению за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.

Руководствуясь ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кувандыкского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, площадью не менее 33 кв.м.

Жилое помещение подлежит предоставлению за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.М. Новикова