Дело № 2- 989/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2018 года гор. Владикавказ
Промышленный районный суд гор. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего - судьи Моргоевой Ф.Б.,
с участием старшего помощника Владикавказского транспортного прокурора Перепелкиной Н.Б., действующей на основании удостоверения ТО №219323 от 16.03.2016г.,
при секретаре судебного заседания Карапетян Л.М.,
р ассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Владикавказского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, с привлечением заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по РСО-Алания
УСТАНОВИЛ:
Владикавказский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на странице сайта с URL адресом: http://one.diplomium.com/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование искового требования было указано на то, что Владикавказской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства об образовании выявлен Интернет-ресурс http://one.diplomium.com/, на котором размещена информация о продаже дипломов об образовании, в том числе по специальности «Авиационная и ракетно-космическая техника».
Установлено, что вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение - отсутствует.
Согласно ч. 4 ст. 60 Федерального закона от ......-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Пунктом 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ...... (далее - Порядок), дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования.
Учитывая положения п. 27 Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.
Пунктами 23, 24 Порядка установлено, что бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.
Аналогичный порядок заполнения, учета и выдачи предусмотрен для дипломов о среднем профессиональном образовании, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от .......
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа являются уголовно-наказуемыми деяниями, подпадающими под санкции ст.ст. 324, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, поступление на государственную и муниципальную службу и заключение контракта со служащим в силу требований Федерального закона от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона от ... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» неразрывно связано с наличием у претендента соответствующего образования, подтверждаемого дипломом и иными документами об образовании.
Распространение информации о продаже дипломов посредством сети Интернет фактически предоставляет возможность приобретения документа об образовании, который может использоваться при поступлении на государственную или муниципальную службу без прохождения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам различных уровней образования, что противоречит указанным требованиям закона и основополагающим принципам противодействия коррупции.
Предложение о продаже дипломов специалистов в области авиационной техники, непосредственно связанных с безопасностью движения, создает предпосылки к возникновению транспортных происшествий и как следствие причинению вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» на сайте: http://one.diplomium.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, защиты прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от ... № 149-ФЗ основанием для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов, а также сетевых адресов является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. В связи с тем, что распространение в сети «Интернет» информации, распространение которой запрещено, оказывает существенное влияние на защиту нравственности, а также прав и законных интересов граждан истец просит обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, в соответствии с п. 6.2 ч. 6 ст. 29, ч. 1 ст. 45, ст. 212, 262, 264 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просил признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте: http://one.diplomium.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и обратить решение к немедленному исполнению, направив в Федеральную службу в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (г. Москва, ФИО1 пр. д. 7 стр. 2) для включения указателя страниц сайта в сети «Интернет» по адресу: http://one.diplomium.com, в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Представитель заявителя - помощник Владикавказского транспортного прокурора гор. Владикавказа Перепелкина Наталья Борисовна в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по РСО-Алания не явился, но обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии п.1 ст. 10 Федерального закона от ...... - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно с ч. 6 ст. 10 указанного ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 15 вышеуказанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
П. 1 ст. 6 Федерального закона от ... N 273-ФЗ (ред. от ...) "О противодействии коррупции" одной из основных мер по профилактике коррупции признано формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Сведения, размещенные на страницах интернет-сайта ресурс http://one.diplomium.com/ вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Более того, указанная информация создает предпосылки для коррупционных проявлений, пропагандирует коррупцию.
Так, в соответствии с п. п. 11, 19 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ......-Ф3 «О противодействии коррупции» одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.
Поступление на государственную и муниципальную службу и заключение контракта со служащим в силу требований Федерального закона от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона от ... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» неразрывно связано с наличием у претендента соответствующего образования, подтверждаемого дипломом и иными документами об образовании.
Таким образом, распространение информации о продаже дипломов посредством сети Интернет фактически предоставляет возможность приобретения документа об образовании, который может использоваться при поступлении на государственную или муниципальную службу без прохождения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам различных уровней образования, что противоречит указанным требованиям закона и основополагающим принципам противодействия коррупции.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, доступ к странице, в соответствии с законодательством Российской Федерации сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Факт размещения рекламной информации с предложениями о приобретении готовых дипломов о высшем профессиональном образовании, а также об исполнении заказов на дипломные работы, курсовые работы, рефераты на страницах сайтов с приведенными выше URL-адресами, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами:
Согласно справке о результатах проверки и осмотра Интернет-ресурса старшего помощника Владикавказского транспортного прокурора Перепелкиной Н.Б. от ..., в ходе мониторинга сети Интернет был выявлен Интернет-ресурс с URL адресом : http://one.diplomium.com/, о продаже дипломов, в том числе и по специальности в области авиационной техники.
Как усматривается из представленных в материалах данного дела скриншотов, на странице по адресу: http://one.diplomium.com/, действительно в свободном доступе находится рекламная информация с предложениями о приобретении готовых дипломов о высшем профессиональном образовании, с перечнем специальностей, в том числе и по специальности«Авиационная и ракетно-космическая техника».
В ходе прокурорской проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к указанным страницам интернет-сайта, деятельность которых, в свою очередь, осуществляется с нарушением федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно письменному заключению Управления Роскомнадзора по Республике Северная Осетия Алания от 22.06.2018г. ..., порядок включения в реестр доменных имен, сетевых адресов и ограничения доступа к сайтам, распространяющим запрещенную информацию, регламентирован Федеральным закона № 149-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от ....... Сотрудниками Роскомнадзора, в рамках своих полномочий, установлен факт доступа на Интернет-ресурс и отсутствие в «Едином реестре доменных имен указателей страниц сайта в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» интернет-страниц с адресом: http://one.diplomium.com/.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от ... №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от ... N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от ... N 149-ФЗ предусмотрено, что основаниями для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от ... N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен…», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
В целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации в сфере регулирования образовательной деятельности на ее территории и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенную на страницах сайтов с приведенными выше URL-адресами, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ, а также, необходимо внесение указанных страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от ... №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Обращение прокурора в суд с настоящим заявлением направлено на противодействие распространению информации, противоречит целям и задачам действующего законодательства и соответствует требованиям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При установленных обстоятельства требования Владикавказского транспортного прокурора подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанном интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в силу чего является незаконным.
Вместе с тем суд не усматривает оснований для обращения решения к немедленному исполнению, в связи с отсутствием оснований предусмотренных ст. 212 ГПК РФ, а так же в связи с определенным вышеуказанными нормативными актами порядком внесения указателей страниц Интернет ресурса, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Владикавказского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с привлечением заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
- удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайта с URL- адресом: http://one.diplomium.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Заявление Владикавказского транспортного прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению, оставить без удовлетворения.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ для включения указателей страниц сайта - электронный адрес http://one.diplomium.com/, в сети Интернет, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца.
Судья Ф.Б. Моргоева