ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-989/20 от 20.07.2020 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-989/2020

Принято в окончательной форме 20 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 июля 2020 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,

при секретаре Симаковой Д.В.,

с участием представителей ответчика Масальских А.А., Зотовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелудякова А.М. к Управлению судебного департамента в <адрес> о взыскании сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск,

установил:

Шелудякова А.М. обратилась в суд с иском к УСД в <адрес> о взыскании сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск.

В обоснование требования указано, что с <данные изъяты> год истец работала в ФИО1 районном суде <адрес> в должности старшего специалиста первого разряда, секретаря судебного заседания.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 347-7 и от 23 февраля 2017 года № 228-7 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», которыми в 2016 и 2017 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов, в <данные изъяты> годах истице выплачено материальное стимулирование в размере 117 860 и 208 273 рублей, соответственно.

В период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 году начисления и выплата денежного содержания работодателем производились без учета сумм материального стимулирования, а также, без учета единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», просит суд взыскать с ответчика недоплаченную сумму денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 году в размере 40 510,53 руб.

Истец Шелудякова А.М. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представители ответчика УСД в МО ФИО4, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали доводы, изложенные в возражениях на иск, дополнительно указав, что частью 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 (далее - Закон № 79- ФЗ) установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование не является дополнительной выплатой и не относится к составным частям денежного содержания государственного служащего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Постановление 562, Правила). Пунктом 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Письмом Минтруда России от 21.02.2018 № 18-4/10/П-1250 и от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 разъяснено, что выплата средств материального стимулирования не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий ведет к тому, что в установленных Правилами случаях исчисления денежного содержания эти средства учитываться не будут.

В период с 2017 года по 2019 год Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда, которые гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского государственного служащего не являются.

Нормы права, устанавливающие осуществление материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Таким образом, федеральными государственными органами самостоятельно определяются условия осуществления дополнительного материального стимулирования.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации приказом от 10 апреля 2018 года № 56 «О внесении изменений в Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 марта 2007 года № 41 и Порядок, утвержденный этим приказом» определил, что в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, материальное стимулирование в расчет денежного содержания федерального государственного гражданского служащего не включается.

Просят отказать Шелудякова А.М. в удовлетворении исковых требований в полном объем.

Представитель третьего лица Судебного департамента при ВС РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, согласно письменных пояснений, указал, что частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Ссылаясь на положения части 2 и части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ указал, что дополнительное материальное стимулирование не является премией за выполнение особо важных и сложных заданий, а также материальной помощью. Оно не упомянуто в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562. Также отсутствует упоминание о выплате материального стимулирования в виде премий в постановлениях Правительства Российской Федерации, которыми были предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих в 2014-2019 годах.

В связи с этим в 2014-2019 годах материальное стимулирование не выплачивалось в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и соответственно не учитывалось в судах и системе Судебного департамента при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, временной нетрудоспособности, а также иные периоды, предусмотренные пунктом 1 Правил.

На основании разъяснений письма Минтруда России от 21.02.2018 № 18-4/10/П-1250 Судебным департаментом издан приказ от 10.04.2018 № 56 «О внесении изменений в приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 марта 2007 г. № 41 и порядок, утвержденный этим приказом», которым указанный приказ дополнен разделом 5 - Материальное стимулирование, согласно которому материальное стимулирование в расчет денежного содержания федерального государственного гражданского служащего не включается (пункт 5.3 Порядка).

Представитель третьего лица Министерства финансов России в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, согласно представленных письменных возражений, указывает на то, что Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих для всех случаев определения его размера утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

Согласно положениям пункта 2 Правил при исчислении денежного содержания гражданского служащего помимо должностного оклада и оклада за классный чин учитываются дополнительные выплаты, установленные частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации» далее - Федеральный закон № 79-ФЗ). Указанные выплаты (в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий) учитываются в составе фонда оплаты труда (статья 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

Иные выплаты для учета при исчислении денежного содержания гражданского служащего Правилами не предусматриваются.

Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность гражданским служащим наряду с ежемесячными и иными дополнительными выплатами, установленными частью 5 данной статьи, производить другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом на основании положений части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В период с 2017 года по 2019 год Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам (в том числе Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации) дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2017 году - постановление от 23 февраля 2017 г. № 228-7, в 2018 году - постановление от 6 марта 2018 г. № 229-6, в 2019 году - постановление от 19 марта 2019 г. № 283-14.

Указанные постановления определены как документы, содержащие сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, с грифом «секретно» и поступили в Минфин России из Правительства Российской Федерации в единственном экземпляре с резолюцией «Снимать копии и делать выписки ЗАПРЕЩАЕТСЯ»), в связи с чем представить выписки из указанных постановлений по запросу Октябрьского районного суда г. Мурманска, не представляется возможным.

Одновременно отмечает, что постановлениями установлен общий годовой объем бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов Судебного департамента (без распределения между Управлениями Судебного департамента по субъектам Российской Федерации, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы).

Кроме того, положениями постановлений не предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, замещающих конкретные должности в Судебном департаменте, и, соответственно, гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы Управления Судебного департамента в <адрес>.

При этом указанное материальное стимулирование гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего не является. Нормы права, устанавливающие осуществление материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Единый порядок (условия, периодичность, методика расчета) осуществления указанной выплаты, не носящей постоянного характера, для всех федеральных государственных органов нормативным правовым актом не установлен. Особенности учета средств, предусматриваемых на материальное стимулирование гражданских служащих, при исчислении денежного содержания гражданских служащих не являются предметом регулирования Правил.

Таким образом, федеральными государственными органами самостоятельно определяются условия осуществления дополнительного материального стимулирования, взаимосвязь выплат с достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности, качеством исполнения гражданскими служащими своих служебных обязанностей, а также необходимость учета при исчислении денежного содержания осуществленных в отчетном периоде выплат материального стимулирования в соответствии с характером и основаниями их выплаты.

Представитель третьего лица УФК по МО в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в письменных возражениях на иск указал, что в спорных правоотношениях ни Министерство финансов Российской Федерации, ни Управление Федерального казначейства по <адрес> не являются представителями нанимателя по отношению к Шелудякова А.М., соответственно предметом спора права и интересы указанных органов не затрагиваются, обязанности не возлагаются.

Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года № 1699-р Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации включен в перечень прямых получателей средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование судов общей юрисдикции.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.11.2019 года № 207н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», согласно приложению 7 Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации утвержден код главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - 438.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 и статьи 14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 года № 7-ФЗ Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента. Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со статьей 5 настоящего Закона финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно исковому заявлению Шелудякова А.М. в период с <данные изъяты> г.г. проходила государственную гражданскую службу в ФИО1 районном суде <адрес> в должности старшего специалиста первого разряда, секретаря судебного заседания, что не оспаривалось сторонами.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с Шелудякова А.М. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ в ФИО1 районном суде <адрес> по должности - <данные изъяты>.

Согласно пункту 9 служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

ФИО1 районного суда <адрес>-л/с от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Шелудякова А.М. расторгнут, она освобождена от замещаемой должности, уволена с федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении с Шелудякова А.М. произведен расчет, произведено удержание из заработной платы за ранее предоставленные до окончания рабочего года неотработанные дни отпуска.

Материалами дела подтверждено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> календарных дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> календарных дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> календарных дня) Шелудякова А.М. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Согласно ФИО1 УСД в МО от ДД.ММ.ГГГГ л/с Шелудякова А.М. начислено материальное стимулирование в первом полугодии <данные изъяты> года в размере 100 460 руб., ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ л/с начислено материальное стимулирование за второе полугодие <данные изъяты> года в размере 13 400 руб., ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ л/с за первое полугодие <данные изъяты> начислено 104 167 руб., ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ л/с материальное стимулирование за второе полугодие <данные изъяты> года в размере 104 106 руб.

Суммы материального стимулирования начислены Шелудякова А.М. на основании представлений ФИО1 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных ответчиком сводных расчетных листков усматривается, что при исчислении денежного содержания на период нахождения Шелудякова А.М. в ежегодном оплачиваемом отпуске в <данные изъяты> году материальное стимулирование, а также единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска не учитывались, что не оспаривается ответчиком.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Шелудякова А.М. указала, что ответчиком при исчислении денежного содержания на период нахождения в отпуске неправомерно не учитывались указанные выплаты.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Поскольку единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска включается в расчет месячного денежного содержания в размере 1/12 размера фактически начисленных в течении 12 календарных месяцев только при расторжении служебного контракта, суд приходит к выводу, что ответчиком правомерно не учтены указанные суммы при расчете денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 году.

Согласно положениям пункта 2 Правил при исчислении денежного содержания гражданского служащего помимо должностного оклада и оклада за классный чин учитываются дополнительные выплаты, установленные частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации» далее - Федеральный закон № 79-ФЗ). Указанные выплаты (в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий) учитываются в составе фонда оплаты труда (статья 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

Таким образом, пунктом 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил.

Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены и из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ.

Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации приказом от 10 апреля 2018 года № 56 «О внесении изменений в Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 марта 2007 года № 41 и Порядок, утвержденный этим приказом» определено, что в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, материальное стимулирование в расчет денежного содержания федерального государственного гражданского служащего не включается.

В постановлениях Правительства Российской Федерации, которыми были предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих в 2014-2019 годах также отсутствует упоминание о выплате материального стимулирования в виде премий.

В связи с изложенным, поскольку в 2014-2019 годах материальное стимулирование не выплачивалось в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий либо материальной помощи, дополнительное материальное стимулирование правомерно не учитывалось ответчиком при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, временной нетрудоспособности, а также иные периоды, предусмотренные пунктом 1 Правил.

Статья 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень денежных средств, учитываемых при формировании годового фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. При этом материальное стимулирование, выплачиваемое сверх фонда оплаты труда, в указанный перечень не входит.

Соответственно, выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таких выплат принадлежит работодателю.

Указанные истицей выплаты материального стимулирования не входили в фонд оплаты труда, имели разовый характер и были направлены на стимулирование работы служащих, доказательств иного назначения указанных выплат материалы дела не содержат.

Указанное следует также из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2018 согласно которым дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, ежегодно осуществляемое в рамках поэтапной реализации мероприятий по совершенствованию системы государственного управления, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего в виде постоянной ежемесячной выплаты, носящей регулярный характер.

Объемы бюджетных ассигнований на осуществление указанной выплаты утверждаются отдельным решением Правительства Российской Федерации и доводятся федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

При этом, соблюдая принципы бюджетной системы Российской Федерации, установленные в статьях 28, 34 и 38 Бюджетного кодекса (эффективность использования бюджетных средств, а также адресность и целевой характер бюджетных средств), бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретного получателя бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей – дополнительное материальное стимулирование.

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, что прямо предусмотрено статьей 162 Бюджетного кодекса РФ.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами дела, проанализировав положения действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Шелудякова А.М. требований в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шелудякова А.М. к Управлению судебного департамента в <адрес> о взыскании сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Канева