РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2014 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,
при секретаре Пилипенко С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в защиту интересов Российской Федерации к Администрации города Ессентуки о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ессентуки обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Администрации города Ессентуки о признании незаконным действия Главы администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по заключению трудового договора на муниципальную должность муниципальной службы с помощником главы администрации города Ессентуки ФИО1, признании незаконным действия Главы администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по изданию распоряжения *** от *** о приеме на ведущую муниципальную должность помощника главы администрации ФИО1, возложении обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение *** от *** и расторгнуть трудовой договор *** от *** года.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
Проверкой установлено, что с *** распоряжением *** и.о. главы города Ессентуки В.В. на высшую должность первого заместителя главы администрации города Ессентуки в порядке перевода из Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки с *** назначен В.В.
Согласно постановлению и.о. главы администрации города Ессентуки от *** *** «О распределении обязанностей ответственных руководителей администрации города Ессентуки», первый заместитель главы администрации города В.В. в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города исполняет его обязанности. Временная передача полномочий оформляется распоряжением Администрации города Ессентуки. Он обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации и рекламы при решении социально значимых задач в соответствии с компетенцией (п.3). Непосредственно контролирует и координирует работу учреждений СМИ (п.4). Возглавляет работу комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ессентуки и урегулированию конфликта интересов (п. 8).
Распоряжением главы администрации города Ессентуки № *** от *** в администрацию города Ессентуки на ведущую муниципальную должность помощника главы с *** назначен ФИО1 Администрацией города Ессентуки с ФИО1 *** заключен трудовой договор *** о прохождении муниципальной службы города Ессентуки и замещении муниципальной должности муниципальной службы городского округа город-курорт Ессентуки.
В соответствии с должностной инструкцией помощника главы администрации города Ессентуки, утвержденной распоряжением администрации города Ессентуки № *** от *** года, помощник главы администрации подчиняется Главе города. В должностные обязанности помощника главы входит осуществление информационного обеспечения работы официального Интернет-сайта Администрации города Ессентуки и Совета города Ессентуки, осуществление сбора, анализа, подготовка и распространение официальных сообщений, пресс-релизов, заявлений и иных информационных материалов о деятельности администрации города, осуществление работы по подготовке и проведению брифингов и конференций, связанных с деятельностью Главы города и администрации (подготовка отчетов, докладов, выступлений Главы города, пресс-релизов для СМИ и других информационных материалов), приглашение журналистов на проводимые в Администрации мероприятия и оказание им помощи в сборе и подготовке материалов о деятельности Главы города и Администрации для их последующего размещения в печатных и электронных СМИ, обеспечение взаимодействия Администрации города по работе с общественностью и средствами массовой информации (п. 4.18, п. 4.19, п. 4.20, п. 4.22, п. 4.24).
Как установлено, первый заместитель главы администрации города Ессентуки В.В. является отцом ФИО1, то есть они являются близкими родственниками.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3«О противодействии коррупции» понятие «противодействие коррупции»определено как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по трем направлениям:
а) предупреждение коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устраненению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность муниципальной службы, при заключении трудового договора предусмотрены Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Закона о муниципальной службе, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных, в том числе статьей 13 данного закона.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Указанная статья ограничивает возможность совместной профессиональной деятельности на муниципальной службе для родственников. Данное ограничение выражено в двух аспектах:
- близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
-непосредственная подчиненность или подконтрольность.
Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа.
Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен.
В.В. в соответствии с постановлением от *** *** «О распределении обязанностей ответственных руководителей администрации
города Ессентуки» в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города исполняет его обязанности. Согласно должностных обязанностей обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации и рекламы при решении социально значимых задач в соответствии с компетенцией. Непосредственно контролирует и координирует работу учреждений СМИ.
Согласно п. 11 ст. 39 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Глава города назначает и освобождает от должности заместителей Главы города - руководителя Администрации города, руководителей отраслевых (функциональных) органов Администрации города, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений; принимает к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности. Должностной инструкцией помощника главы администрации города Ессентуки, утвержденной распоряжением администрации города Ессентуки № *** от *** предусмотрена ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных обязанностей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей (должностной проступок), а также нарушение трудовой и производственной дисциплины и невыполнение требований по охране труда, техники безопасности и этики поведения муниципального служащего, ответственного за работу по связям с общественностью несет дисциплинарные взыскания, предусмотренные действующим законодательством.
На основании ч. 2 ст. 39 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в период отсутствия Главы города или не возможности исполнения им своих обязанностей, полномочия Главы города -руководителя Администрации города, выполняет в полном объеме первый заместитель или заместитель главы города - руководителя администрации на основании распоряжения первого заместителя главы города - руководителя администрации о возложении исполнения обязанностей.
В.В. исполнял обязанности главы города согласно распоряжениям главы города Ессентуки: *** -*** от *** года, № *** от *** года, *** от *** года, № *** от *** года, №*** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** и других распоряжений, находящихся в личном деле.
*** и.о. прокурора города В.В. главе администрации *** JI.O. внесено представление *** об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и законов, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями в РФ и о решении вопроса об освобождении от занимаемой должности одного из них - В.В. либо ФИО1 Указанное представление прокурора администрацией города было отклонено.
Действия главы администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, выразившиеся в несоблюдении ограничений по муниципальной службе, а именно, в допущении к замещению должности муниципального служащего - помощника главы администрации города Ессентуки ФИО1, состоящего в близком родстве с В.В. - замещающим должность первого заместителя главы администрации, и подчиненным, подконтрольным последнему незаконны.
Из Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, должностных инструкций следует, что работодателем помощника главы ФИО1 в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города является В.В., который наделен полномочиями приема служащего на работу и увольнения с работы, применения мер поощрения и дисциплинарного взыскания, что свидетельствует о подчиненности и подконтрольности.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает возможность нахождения в должности муниципальной службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Вышеизложенное свидетельствует о невозможности продолжения трудовой деятельности ФИО1 в должности помощника главы и обязании Главы администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки расторгнуть трудовой договор с ФИО1
Наличие подчиненности и подконтрольности дополнительно подтверждает то обстоятельство, что в период отпуска и иного временного отсутствия главы администрации города Ессентуки и первого заместителя главы города на рабочем месте непосредственным руководителем может автоматически стать в порядке подчиненности первый заместитель главы администрации В.В., который в полном объеме имеет полномочия контролировать деятельность помощника главы, соблюдение трудовой дисциплины, давать поручения, требовать их исполнения, применять меры поощрения и взыскания.
*** прокурор города Ессентуки обратился в суд с заявлением, в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит суд признать незаконными действия администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по заключению трудового договора на муниципальную должность муниципальной службы с помощником главы администрации города Ессентуки ФИО1, признать незаконными действия администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по изданию распоряжения №*** от *** о приеме на ведущую муниципальную должность помощника главы администрации ФИО1, обязать администрацию муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение №*** от *** и расторгнуть трудовой договор *** от *** года.
Старший помощник прокурора города Ессентуки Дмитриева О.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Просила суд признать незаконными действия администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по заключению трудового договора на муниципальную должность муниципальной службы с помощником главы администрации города Ессентуки ФИО1, признать незаконными действия администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по изданию распоряжения *** от *** о приеме на ведущую муниципальную должность помощника главы администрации ФИО1, обязать администрацию муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение №*** от *** и расторгнуть трудовой договор *** от *** года.
Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований, пояснив, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от *** № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а так же братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа.
Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен.
ФИО1 занимает должность помощника главы администрации города Ессентуки с *** по настоящее время.
В соответствии с должностной инструкцией помощник главы администрации города Ессентуки подчиняется Главе города, исполняет поручения Главы города, а в его отсутствие первого заместителя главы администрации города Ессентуки В.В.. Все распоряжения в отношении ФИО1 издавались Л.О. В.В. никаких распоряжений ФИО1 не издавал. Непосредственная подчиненность и подконтрольность между родственниками В.В. и ФИО1 отсутствует. Кроме того, согласно ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления предусмотрен в три месяца. Как видно, заявление прокурора подано за пределами установленного законом трехмесячного срока.
Третье лицо К.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения, участвующих в деле, оценив доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные прокурором, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции РФ право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, нарушенные права могут быть восстановлены посредством реализации права на судебную защиту в конкретной процедуре. Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав, в соответствии с подведомственностью дел определена ст. 11 ГК РФ. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечение действий, нарушающих право или создающего угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, обращение прокурора с настоящим иском соответствует требованиям закона.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность муниципальной службы, при заключении трудового договора предусмотрены Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Целью установления такого ограничения является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения муниципальных служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением. Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа. Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 19 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных, в том числе статьей 13 данного закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, *** на основании Распоряжения Главы города Ессентуки №*** ФИО1 назначен в Администрацию города Ессентуки на ведущую муниципальную должность помощника Главы.
*** между муниципальным образованием городской округ город-курорт Ессентуки, в лице Главы города Ессентуки Л.О., и ФИО1 заключен трудовой договор *** в соответствии с которым ФИО1 поступает на муниципальную службу помощником главы Администрации города Ессентуки.
*** в адрес главы администрации города Ессентуки ФИО3 прокуратурой города Ессентуки было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, в виду близкого родства ФИО1 с первым заместителем главы города и непосредственной подчиненностью.
Согласно должностной инструкции помощника главы администрации города Ессентуки ФИО1, помощник Главы администрации города Ессентуки назначается и освобождается от должности Главой города Ессентуки. Подчиняется Главе города. Обязан своевременно и качественно исполнять поручения Главы города, в его отсутствие первого заместителя главы администрации города Ессентуки В.В. (п.п.1.1, 1.2, 4.2)
В должностные обязанности помощника Главы входит осуществление информационного обеспечения работы официального Интернет-сайта Администрации города Ессентуки и Совета города Ессентуки, осуществление сбора, анализа, подготовка и распространение официальных сообщений, пресс-релизов, заявлений и иных информационных материалов о деятельности Администрации города, осуществление работы по подготовке и проведению брифингов и конференций, связанных с деятельностью Главы города и администрации (подготовка отчетов, докладов, выступлений Главы города, пресс-релизов для СМИ и других информационных материалов), приглашение журналистов на проводимые в Администрации мероприятия и оказание им помощи в сборе и подготовке материалов о деятельности Главы города и Администрации для их последующего размещения в печатных и электронных СМИ, обеспечение взаимодействия Администрации города по работе с общественностью и средствами массовой информации (п.4.18, п.4.19, п.4.20, п.4.22).
*** на основании Распоряжения Главы города Ессентуки *** В.В. назначен в Администрацию города Ессентуки на высшую муниципальную должность первого заместителя главы администрации города Ессентуки в порядке перевода из Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 помощник главы администрации города Ессентуки, является сыном первого заместителя главы администрации города Ессентуки В.В., что подтверждается свидетельством о рождении *** *** от ***.
Согласно Постановлению Администрации города Ессентуки *** от *** о распределении обязанностей ответственных руководителей администрации города Ессентуки первый заместитель Главы Администрации города В.В. в период временного отсутствия Главы города Ессентуки и первого заместителя главы администрации города исполняет его обязанности.
Распоряжениями Главы города №*** от *** года, №*** от *** года, №*** от *** года, №*** от *** года, №*** от *** года, №*** от *** года, №*** от *** года, №*** от *** года, В.В. исполнял обязанности Главы города.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о непосредственной подчиненности ФИО1 В.В. в период исполнения последним обязанностей главы города, который в полном объеме имеет полномочия контролировать деятельность помощника Главы, соблюдение трудовой дисциплины, давать поручения, требовать их исполнения, применять меры поощрения и взыскания, что в силу положений п.5 ч.1 ст.13 Закона №25-ФЗ влечет невозможность пребывания ФИО1 на муниципальной службе в виду его близкого родства с первым заместителем главы города и непосредственной подчиненностью.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что действия Администрации города Ессентуки по заключению с ФИО1 трудового договора являются незаконными, в связи с чем имеются основания для расторжения с ФИО1 трудового договора.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурором города пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права, поскольку положения ст. 256 ГПК РФ в данном случае применению не подлежат.
Анализ изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что заявленные прокурором города Ессентуки требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту интересов Российской Федерации к Администрации города Ессентуки о признании незаконными действий, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по заключению трудового договора на муниципальную должность муниципальной службы помощника Главы города с ФИО1
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки по изданию распоряжения N *** от *** о приеме на ведущую муниципальную должность помощника Главы администрации ФИО1.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить распоряжение N *** от *** и расторгнуть трудовой договора *** от *** с помощником Главы города ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2014 года.
Председательствующий М.Э. Хетагурова