Дело № 2-989/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ село Тамбовка
Тамбовский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Головина А.В.,
при секретаре Диколенко В.С.,
с участием заместителя прокурора Тамбовского района Яременко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тамбовского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тамбовского района, ООО «Дальагролига» о признании незаконным разрешения на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тамбовского района обратился в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц указав, что прокуратурой Тамбовского района по обращению жителей с. Тамбовка Тамбовского района Амурской области проведена проверка по факту строительства ООО «ДальАгролига» на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенного <адрес>, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, склада по хранению агрохимикатов. По результатам проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ, главой Тамбовского района ООО «ДальАгролига» выдано разрешение на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагается в.т.ч. градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Статьей 51 ГрК РФ определен перечень документов которые в обязательном порядке должны быть предоставлены застройщиком в целях получения разрешения на строительство, и в указанный перечень включен такой документ, как градостроительный план земельного участка.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из выше изложенного следует, что отсутствие документов предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ является основанием отказа в выдаче разрешения на строительство. Несмотря на это в нарушение требований действующего законодательства, при отсутствии полного перечня документов, а именно застройщиком не представлен градостроительный план земельного участка, что подтверждается объяснениями начальника архитектурно - строительного отдела администрации Тамбовского района, главой Тамбовского района ООО «ДальАгролига» выдано разрешение на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Как следует из объяснений начальника архитектурно - строительного отдела администрации <адрес> экспертиза проектной документации не проводилась в связи с тем, что строительство ведется в четыре очереди, по каждой очереди площадь зданий не превышает 1500 кв.м., в связи с чем, экспертиза проектной документации не требуется.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Из выше изложенного следует, что экспертиза проектной документации не проводится в случае строительства отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров.
Как следует из разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенного <адрес>, из категории земель земли сельскохозяйственного назначения, осуществляется строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, т.е. осуществляется строительство комплекса зданий в который входят: хозяйственно - бытовое здание площадью <данные изъяты> теплый склад площадью - <данные изъяты> холодный склад № площадью - <данные изъяты> холодный склад № площадью - <данные изъяты> Из выше изложенного следует, что общая площадь строящихся объектов составляет более 1500 кв.м.
Таким образом, в данном случае позиция администрации Тамбовского района в части применения п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ незаконна.
В свою очередь в силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, является основанием отказа в выдаче разрешения на строительство. Несмотря на это в нарушение требований действующего законодательства ООО «ДальАгролига» выдано разрешение на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
При таких обстоятельствах выданное главой администрации Тамбовского района ООО «ДальАгролига» разрешения на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, в отсутствие предусмотренных законом оснований является нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов № 17/23 от 16.06.2011 года утверждены «Правила землепользования и застройки территории Тамбовского сельсовета».
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с ч. 11 ст. 35 ГрК РФ, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии с ч. 9 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Из выше изложенного следует, что на этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
В соответствии с п. 15 ст. 8 ПЗЗ территории Тамбовского сельсовета, зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения (Р2). Цели выделения:
- сохранение и обустройство озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов отдыха, спорта и досуга;
- сохранение и развитие зеленых насаждений санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, зон землеотвода магистралей и инженерных сооружений, а также зеленых насаждений на земельных участках, расположенных за пределами жилых, общественно- деловых и рекреационных зон.
Согласно карте градостроительного зонирования с. Тамбовка (приложение к ПЗЗ), строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции ОАО «ДальАгролига» осуществляется на земельном участке отнесенном к зоне Р2, что в силу требований действующего законодательства исключает возможность его использования для строительства указанного объекта, кроме того, действия главы Тамбовского района по выдаче разрешения на строительство данного объекта противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права жителей Тамбовского сельсовета.
Строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, в отсутствие предусмотренных законом оснований нарушены права неопределенного круга лиц, в части безопасности строящегося объекта, а так же может создать угрозу жизни или здоровью неопределенного круга лиц, жителей с. Тамбовка.
Прокурор Тамбовского района просит суд признать разрешение на строительство - строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главой Тамбовского района ООО «ДальАгролига» для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, незаконным.
В судебном заседании заместитель прокурора Яременко С.В. поддержал заявленные требования на тех же основаниях, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Тамбовского района ФИО1, действующая на основании предоставленных ей прав по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ главой Тамбовского района выдано ООО «ДальАгролига» разрешение на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В настоящее время вышеуказанное разрешение утратило силу в связи с истечением срока его действия, на которое оно было выдано. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДальАгролига» обратилась с заявлениями в Администрацию Тамбовского района о выдаче разрешений на строительство не складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а на строительство объектов по отдельным этапам. На основании поступивших заявлений с приложением соответствующих документов Администрацией Тамбовского района были выданы разрешения на строительство отдельными этапами следующих объектов: склада для хранения с/х продукции №, хозяйствено-бытового корпуса, склада для хранения с/х продукции №, склада для хранения с/х продукции №. Поскольку оспариваемое прокурором разрешение в настоящее время утратил силу, то данный правовой акт не может порождать каких-либо гражданских прав и обязанностей и, следовательно, повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц. Суду не представлено доказательств, что действие выданного разрешения нарушало права неопределенного круга лиц, в части безопасности строящегося объекта, поскольку в период действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дальагролига» были возведены только фундаменты хозяйственно-бытового здания и помещений складов. Представитель ответчика просила суд отказать прокурору Тамбовского района в исковых требованиях.
Представитель ответчика - ООО «ДальАгролига», ФИО2, действующий на основании предоставленных ему прав по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что прокурором неверно трактуется смысл п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ. По мнению прокурора, площадь всех строящихся объектов необходимо суммировать, чтобы определить их «общую площадь» и решить требуется ли экспертиза проектной документации. Однако такая трактовка нормативного акта искажает его смысл. Понятие «общая площадь» и конкретно слово «общая» в данном словосочетании очевидно относится к площади лишь одного объекта капитального строительства. Согласно Приложению В «Правила подсчета общей площади здания, площади помещений, строительного объема, площади застройки и этажности здания при проектировании» СНиП 31-05-2003, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. N 108 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «общественные здания административного назначения», общая площадь здания определяется как сумма площадей этажей, измеренных в пределах внутренних отделанных поверхностей наружных стен на уровне пола без учета плинтусов, а также площадь антресолей, переходов в другие здания, лоджий, веранд, галерей и балконов. Данное понятие (общая площадь) может отличаться от других видов площадей - например, жилой площади или площади вспомогательных помещений. Таким образом, при буквальном и логическом толковании нормы п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, с учетом ее места в системе нормативно-правового регулирования, совершенно очевидно, что под словами «общая площадь» следует понимать общую площадь отдельно стоящего здания, а не их комплекса. Если бы законодатель действительно в данном случае имел в виду площадь всего комплекса зданий, то он мог использовать другой общеупотребимый в рамках Градостроительного кодекса РФ термин «площадь застройки». Проектная документация объектов капитального строительства экспертизе в порядке ч. 1 ст. 49 ГрК РФ не подлежала и разрешение на строительство было выдано на законных основаниях. По вопросу строительства спорных объектов в зоне «Р2» (Зона зеленых насаждений общего пользования ООПТ) Администрация Тамбовского района уже давала пояснения, что земельный участок, на котором построены объекты, отнесен к данной зоне ошибочно. Данная техническая ошибка в карте градостроительного зонирования очевидна и потому, что на землях сельскохозяйственного использования, к которым относится спорный земельный участок, согласно Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и нормам Земельного кодекса РФ изначально невозможно ведение предусмотренных в данной зоне видов деятельности. То, что такое указание зоны является ничем иным, как технической ошибкой при изготовлении карты градостроительного зонирования, также подтверждается письмом ООО «Творческая Архитектурная Мастерская «Градо» от ДД.ММ.ГГГГ№.
На момент подачи заявления прокурором, срок действия оспариваемого разрешения на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции № от ДД.ММ.ГГГГ уже истек, т.к. оно было выдано на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Законом также установлен специальный 3-х месячный процессуальный срок для обжалования ненормативных актов органов местного самоуправления, к которым относится вышеуказанное разрешение на строительство. Этот срок прокурором, очевидно, пропущен. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора. Представитель ответчика просит суд в удовлетворении заявления прокурора Тамбовского района отказать.
Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация Тамбовского сельсовета (арендодатель) и ООО «ДальАгролига» (арендатор), заключили договор, по которому арендодатель представляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности Тамбовского сельсовета Тамбовского района Амурской области, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью. Местоположение участка: <адрес>. Участок предоставляется для производства сельскохозяйственной продукции. Срок аренды устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок передан по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту о выборе земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Постановлением главы Тамбовского сельсовета № 10 от 06.02.2014 года, комиссией принято решение осуществить выбор земельного участка под строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории Тамбовского района Амурской области, общей площадью <данные изъяты> в пользу ООО «ДальАгролига» по варианту 2. Настоящий акт о выборе земельного участка является окончательным основанием для разработки проектной документации.
В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовского сельсовета № 10 от 06.02.2014 года, принято решение внести изменения в постановление администрации Тамбовского сельсовета от 11.07.2013 года № 88 и утвердить акт выбора земельного участка под строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, а также предварительно согласовать ООО «ДальАгролига» место размещения под строительство по направлению на север от села Тамбовка, площадь земельного участка <данные изъяты>. Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет с момента его подписания.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДальАгролига» в Администрацию Тамбовского района подано заявление на получение разрешения на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, сроком на 18 месяцев.
Согласно Разрешению на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Обществу с ограниченной ответственностью «ДальАгролига», Администрация Тамбовского района разрешает строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Проектная организация ООО «ПромСтройПроект», показатели: площадь хозяйственно-бытового здания для персонала и хранения инвентаря – <данные изъяты> площадь тёплого склада – <данные изъяты> площадь холодного склада № – <данные изъяты> площадь холодного склада № – <данные изъяты> площадь земельного участка – <данные изъяты> Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Инспекции государственного строительного надзора Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО6 следует, что рассмотрено обращение жителей села Тамбовка Тамбовского района, направленное в адрес Губернатора Амурской области по факту строительства склада для хранения ядохимикатов вблизи с. Тамбовка. По информации Администрации Тамбовского района установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДальАгролига» выдано разрешение на строительство объекта «Складской комплекс для производства, хранения и переработки сельхозпродукции», данный объект располагается на земельном участке, категории земель «земли сельскохозяйственного значения». В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник (в данном случае арендатор) имеет право осуществлять строительство на землях сельскохозяйственного назначения при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и норм в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. Из информации полученной от Министерства строительства и архитектуры Амурской области следует, что разрешение на строительство выдано с нарушением ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (отсутствует градостроительный план земельного участка, не проведена экспертиза проектной документации) и в нарушение градостроительного регламента, так как согласно разработанным и утвержденным администрацией Тамбовского района Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ), данный земельный участок имеет вид разрешенного использования для размещения комплексов аттракционов, аквапарков, садов, скверов, бульваров и не предполагают строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции. Также разъяснено, что данное обращение перенаправлено в Министерство строительства и архитектуры для дальнейшего рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Из письма Министерства строительства и архитектуры Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО6 следует, что на его обращение о строительстве склада для хранения и транспортировки ядохимикатов компанией «ДальАгролига», министром области организована рабочая поездка на данный объект, в ходе которой подтвердился факт начала строительства объекта. На данном объекте выставлена опалубка и залит фундамент под административное здание и под первый склад сельхозпродукции. По информации Администрации Тамбовского района выдано разрешение на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции ООО «ДальАгролига». Участок, выделяемый под строительство находится за пределами населенного пункта. Администрацией Тамбовского района разработаны и утверждены в установленном порядке Правила землепользования и застройки. Они включают в себя градостроительные регламенты, которыми определяется правовой режим земельных участков. Земельный участок, предоставленный ООО «ДальАгролига» для строительства складского комплекса, находится в зоне Р2 – зона зеленых насаждений общего пользования, ООПТ (озеленение ограниченного пользования территории). Строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции не соответствует зоне Р2, установленной ПЗЗ. С учетом выявленных нарушений по выдаче разрешения на строительство администрация Тамбовского сельсовета решает вопрос о приведении в соответствие генерального плана и ПЗЗ. Министерство строительства и архитектуры Амурской области сообщило о выявленных нарушениях в Амурскую межрайонную природоохранную прокуратуру, в которой вопрос о законности деятельности осуществляемой ООО «ДальАгролига» по строительству склада для хранения и транспортировки ядохимикатов в селе Тамбовка находится на рассмотрении и контроле.
Из объяснения директора филиала «Амурский» ООО «ДальАгролига» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ДальАгролига» на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> осуществляется строительство складского комплекса по производству, хранению и переработке сельхозпродукции. Хранение ядохимикатов на территории данного складского комплекса осуществлять не планируют. Ранее он был привлечен Россельхознадзором к административной ответственности, за выявленные нарушения по их мнению. Данные постановления и предписания в судебном порядке отменены. При получении разрешения на строительство, должностными лицами архитектурно-строительного отдела администрации Тамбовского района был указан перечень документов, необходимых для его получения, согласно которому документы были представлены ООО «ДальАгролига» в полном объеме.
Из объяснения начальника архитектурно-строительного отдела Администрации Тамбовского района ФИО7 следует, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тамбовского района выдано ООО «ДальАгролига» разрешение на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, состоящего из хозяйственно-бытового здания площадью <данные изъяты> тёплого склада площадью <данные изъяты> холодного склада № площадью <данные изъяты> холодного склада № площадью <данные изъяты> площадь земельного участка <данные изъяты>. При выдаче разрешения на строительство они руководствовались требованиями Градостроительного кодекса РФ. ООО «ДальАгролига» в целях получения разрешения на строительство был предоставлен весь пакет документов, за исключением градостроительного плана земельного участка. В настоящий момент отсутствует техническая возможность изготовления градостроительного плана земельного участка, потому что в архитектурно-строительном отделе администрации Тамбовского района отсутствует специальная программа для выполнения градостроительного плана. Взамен градостроительного плана земельного участка архитектурно-строительным отделом администрации Тамбовского района была изготовлена схема отвода земельного участка под строительство. Что касается правил землепользования и застройки, то данный земельный участок находится за границами населенного пункта, в свою очередь ПЗЗ разрабатываются для населенных пунктов и не распространяются на земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов. Что касается экспертизы проектной документации, в проектной документации указано, что строительство ведется в порядке очереди, на каждую очередь площадь здания не превышает 1500 кв. м., в связи с чем, экспертиза проектной документации не требовалась.
На основании заявления ООО «ДальАгролига» о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, архитектурно-строительным отделом Администрации Тамбовского района выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство склада для хранения сельскохозяйственной продукции № на земельном участке с кадастровым номером №, градостроительный план земельного участка выдан ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией Тамбовского района, проектная документация «ПромСтрой Проект» ДД.ММ.ГГГГ шифр №, общая площадь <данные изъяты>, объем <данные изъяты>, количество этажей – <данные изъяты>, адрес (местоположение объекта: <адрес> в границах кадастрового квартала №, земельный участок в <адрес>. Срок действия данного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления ООО «ДальАгролига» о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, архитектурно-строительным отделом Администрации Тамбовского района выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство хозяйственно-бытового корпуса на земельном участке с кадастровым номером №, градостроительный план земельного участка выдан ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией Тамбовского района, проектная документация «ПромСтрой Проект» ДД.ММ.ГГГГ шифр №, общая площадь <данные изъяты>, объем <данные изъяты>, количество этажей – <данные изъяты> адрес (местоположение объекта: <адрес> в границах кадастрового квартала №, земельный участок в <адрес><адрес>. Срок действия данного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления ООО «ДальАгролига» о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, архитектурно-строительным отделом Администрации Тамбовского района выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство склада для хранения сельскохозяйственной продукции № на земельном участке с кадастровым номером №, градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Архитектурно-строительный отдел Администрации Тамбовского района, проектная документация «ПромСтрой Проект» главный инженер проекта ФИО8<адрес>ДД.ММ.ГГГГ, шифр № общая площадь <данные изъяты>, объем <данные изъяты>, количество этажей – <данные изъяты>, площадь застройки <данные изъяты>., площадь участка <данные изъяты> адрес (местоположение объекта: <адрес>. Срок действия данного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления ООО «ДальАгролига» о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, архитектурно-строительным отделом <адрес> выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство склада для хранения сельскохозяйственной продукции № на земельном участке с кадастровым номером №, градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Архитектурно-строительный отдел Администрации Тамбовского района, проектная документация «ПромСтрой Проект» главный инженер проекта ФИО8<адрес>ДД.ММ.ГГГГ, шифр №, общая площадь <данные изъяты>, объем <данные изъяты>, количество этажей – <данные изъяты>, площадь застройки <данные изъяты> площадь участка <данные изъяты> адрес (местоположение объекта: <адрес>. Срок действия данного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагается градостроительный план земельного участка.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, судом установлено, что на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство, к заявлению на его выдачу не был приложен градостроительный план земельного участка. Однако, несмотря на это разрешение на строительство объекта было выдано. Вместе с тем, на момент выдачи и срока его действия, законность разрешения на строительства не была оспорена. На основании ранее выданного разрешения на строительство, объект построен не был. Как подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в настоящее время срок действия оспариваемого разрешения на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции № от ДД.ММ.ГГГГ истек, поскольку оно было выдано на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДальАгролига» обратилась с заявлениями в Администрацию Тамбовского района о выдаче разрешений на строительство объектов по отдельным этапам. На основании поступивших заявлений с приложением соответствующих документов Администрацией Тамбовского района выданы разрешения на строительство склада для хранения с/х продукции №, хозяйствено-бытового корпуса, склада для хранения с/х продукции №, склада для хранения с/х продукции №. На момент подачи искового заявления прокурором Тамбовского района разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ является недействующим, в силу чего, его положения не могут каким – либо образом влиять на права и интересы неопределенного круга граждан. При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, в связи с не приложением к нему градостроительного плана, являются несостоятельными в силу изложенных обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Согласно п.4 ч.7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство…. К указанному заявлению прилагаются: положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, экспертиза не проводится в отношении проектной документации на отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Как следует из разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером №, осуществляется строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, в который входят: хозяйственно - бытовое здание площадью <данные изъяты> теплый склад площадью - <данные изъяты> холодный склад № площадью - <данные изъяты> холодный склад № площадью - <данные изъяты>
Согласно Приложению В «Правила подсчета общей площади здания, площади помещений, строительного объема, площади застройки и этажности здания при проектировании» СНиП 31-05-2003, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. N 108 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «общественные здания административного назначения», общая площадь здания определяется как сумма площадей этажей, измеренных в пределах внутренних отделанных поверхностей наружных стен на уровне пола без учета плинтусов, а также площадь антресолей, переходов в другие здания, лоджий, веранд, галерей и балконов. Данное понятие (общая площадь) может отличаться от других видов площадей - например, жилой площади или площади вспомогательных помещений.
Таким образом, при буквальном толковании нормы п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, под общей площадью понимается общая площадь отдельно стоящего здания, а не сумма площадей всех зданий. Учитывая изложенное, суд не может принять во внимание доводы прокурора о незаконности разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ в связи с не проведением экспертизы проектной документации, поскольку они основаны на не верном толковании норм права о необходимости проведения такой экспертизы в связи с наличием общей площади объектов капитального строительства более 1500 кв.м.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с ч. 11 ст. 35 ГрК РФ, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Правилами землепользования и застройки территории Тамбовского сельсовета Тамбовского района Амурской области от 2011 года (пункт 15 статьи 8) предусмотрена рекреационная зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения (Р2). Целями выделения являются: - сохранение и обустройство озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов отдыха, спорта и досуга; - сохранение и развитие зеленых насаждений санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, зон землеотвода магистралей и инженерных сооружений, а также зеленых насаждений на земельных участках, расположенных за пределами жилых, общественно-деловых и рекреационных зон. Данные правила были разработаны ООО творческая архитектурная мастерская «Градо».
Согласно карте градостроительного зонирования с. Тамбовка (приложение к Правилами землепользования и застройки территории Тамбовского сельсовета Тамбовского района Амурской области от 2011 года), строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции ОАО «ДальАгролига» осуществляется на земельном участке отнесенном к зоне Р2.
Как следует из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> местоположение: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, сведения о правах отсутствуют, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> местоположение: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, сведения о правах: собственность Муниципального образования Тамбовский сельсовет Тамбовского района Амурской области (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ).
Из письма ООО Творческая Архитектурная Мастерская «Градо» № от ДД.ММ.ГГГГ «По вопросу внесения поправки в условные обозначения наименований территорий по ПЗЗ Тамбовского сельсовета», адресованного главе Тамбовского сельсовета, следует, что на чертеже «карта градостроительного зонирования» ошибочно указаны территории сельскохозяйственного использования С2 значком Р2 (озеленение общего пользования), в связи с чем, просят считать указанные зоны, прилегающие к территории поселения, зонами сельскохозяйственного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Сельскохозяйственное использование включает в себя все виды разрешенного использования - хранение, переработка сельскохозяйственной продукции, выращивание сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас, в т.ч. размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и выращивания (тепличное хозяйство и т.п.).
Таким образом, суд приходит к выводу об ошибочности отнесения земельного участка с кадастровым номером № к зоне Р2, поскольку очевидно, что данный земельный участок зарегистрирован и относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для производства сельскохозяйственной продукции, расположен за пределами населенного пункта, что подтверждается кадастровыми паспортами, а также письмом ООО Творческая Архитектурная Мастерская «Градо». В данном случае отнесение земельного участка к зоне Р2 не влияет и не изменяет его назначение. Истцом не представлены суду относимые и допустимые доказательства отсутствия ошибочности отнесения земельного участка к зоне Р2. Кроме того, данные обстоятельства не могут влиять на законность разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока его действия.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования прокурора Тамбовского района не подлежащими удовлетворению, поскольку разрешение на строительство является не действующим, а также не представлены суду доказательств о его незаконности, что на момент выдачи разрешения на строительство и срока его действия нарушало права неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Тамбовского района Амурской области в исковых требованиях к Администрации Тамбовского района Амурской области, ООО «ДальАгролига» о признании незаконным разрешения главы Тамбовского района на строительство складского комплекса для производства, хранения и переработки сельхозпродукции № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский районный суд.
Председательствующий судья: А.В. Головин