ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-989/2016 от 18.10.2016 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-989/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2016 года г. Вилючинск, Камчатский край

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Вороновой В.М.,

при секретаре судебного заседания Чернухиной Е.В.,

с участием истца Чорний В.Н., представителя ответчика администрации Вилючинского городского округа Кожевниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чорний В. Н. к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска о защите прав потребителей, возложении обязанности по проведению ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома, устранению неисправностей ненесущих ограждений конструкции и остекления балкона в квартире,

установил:

Истец Чорний В.Н. обратился в суд с иском к администрации Вилючинского городского округа (далее администрация ВГО), в котором просил обязать ответчика:

1. В срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонтно-восстановительные работы в объеме, предусмотренном Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, необходимом для приведения <адрес> в соответствие с требованиями проектной документации, Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, технических регламентов, а именно:

- в оконных проемах подвала установить оконные заполнения, вычистить и высушить подвал, обеспечить температуру воздуха не ниже +5?С, относительную влажность воздуха не выше 60%;

- оборудовать подвал освещением и прочистить дренажи, восстановить теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков;

- устранить протечки систем тепло и водоснабжения, негерметичность стыковых соединений в системе канализации, ликвидировать источники неприятного запаха, обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов, трубопроводов горячей и холодной воды, электрических кабелей;

- вводы инженерных коммуникаций герметизировать и утеплить;

- электрические кабели через фундамент и по подвалу до вводного распределительного устройства расположить в трубах;

- двери в подвал утеплить и уплотнить, один ключ от подвала отдать жителям близлежащих квартир и сделать соответствующую надпись;

- произвести осмотр стен отбить отслоившиеся участки штукатурки, заделать трещины штукатурки, места выкрашывания герметизирующих заделок стыков межблочных швов;

- демонтировать все деревянные конструкции ограждения и остекления балконов, которые свисают с балконных плит и могут упасть;

- произвести дефектацию ограждений и остекления балконов, выявить дефекты (сгнившие деревянные детали, разбитые стекла и т.п.) и по результатам дефектации произвести ремонт деревянных конструкций остекления и ограждения, заменить стекла, восстановить отсутствующие ограждения и остекления, окрасить в соответствии со строительным проектом;

- отремонтировать внешние и внутренние двери тамбуров лестничных клеток, двери запасных входов, а именно: надежно закрепить дверные коробки, устранить неплотности по периметру дверных коробок, зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей, отсутствие или износ уплотняющих прокладок, детали дверных заполнений, подвергшиеся значительному износу (гниение, коробление, разрушение в узлах) заменить;

- устранить негерметичность окон, в третьем подъезде найти и устранить причину протечек воды через оконное заполнение лестничной клетки между первым и вторым этажами;

- отслоившуюся штукатурку стен на лестничных клетках отбить, места, где штукатурка отсутствует - заштукатурить, заделать трещины в штукатурке, стены покрасить и побелить;

отремонтировать деревянные детали перил, металлические детали очистить от коррозии и окрасить;

- заделать выбоины и сколы на лестницах, восстановить покрытие полов керамической плиткой;

- восстановить дверной проем запасного выхода в третьем подъезде и установить дверь в соответствии с проектом;

- герметизировать стык между козырьком и стеной в третьем подъезде;

- установить табличку с номерами квартир над входом в подъезд;

- отремонтировать ступени запасных выходов;

- произвести осмотр потолков квартир верхних этажей для выявления
следов протекания крыши, осмотреть крышу и выявить все трещины,
отслоения от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, вздутия
покровного и защитного слоя и устранить дефекты;

- произвести осмотр, отремонтировать оголовки дымоходов и вентиляционных шахт;

- произвести испытания на прочность и плотность систем отопления и горячей воды для выявления неисправностей (величина пробного давления для системы отопления -6 кг/см2, для системы горячей воды +5 кг/см2, но не более 10 кг/см2), устранить выявленные дефекты;

- произвести осмотр электрооборудования, выявить все подключения, не предусмотренные проектом, очистить щиты от мусора, произвести ремонт электрооборудования внутри щитов, произвести замер сопротивления изоляции внутридомовых сетей, выявить места пробоя изоляции, устранить дефекты, закрыть электрощиты;

- отремонтировать оболочку кабеля электропитания к дому, кабели закопать в землю на глубину не менее 0,7 м, завести в дом через трубу, установленную в фундаменте;

- засыпать ямы на проезжей части перед домом, отремонтировать асфальтовое покрытие.

2. Устранить неисправности несущих ограждающих конструкций и остекления балкона в <адрес>, для чего произвести их дефектацию, все сгнившие деревянные детали демонтировать, отремонтировать оконные рамы остекления, заменить неремонтопригодные рамы и треснувшие стекла, установить отсутствующие стекла, доски ограждения прибить новыми гвоздями, восстановить отсутствующую доску, произвести сборку ограждения и остекления балкона, окрасить конструкцию с наружной стороны в соответствии со строительным проектом.

В обоснование требований истец указал, что является нанимателем служебного жилого помещения – <адрес>, что ответчик, как собственник многоквартирного <адрес> не исполняет свои обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Полагал, что ответчиком нарушены его права, вытекающие из договора найма служебного помещения, поскольку он имеет право пользоваться общим имуществом многоквартирного <адрес>, к которому относится в том числе балкон его квартиры. Однако пользоваться данным имуществом истец и члены его семьи не могут, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием конструкции: деревянные детали остекления сгнили, стекла шатаются, два из них выпали; доски ограждения балкона подгнили, не надежно закреплены, так как коррозией съедены гвозди, что создает угрозу жизни и здоровья истца и членов его семьи, другим людям, которые могут случайно оказаться под балконом. Неоднократные обращения в управляющие организации МУП «Ремжилсервис», МУП «Жилремсервис» положительного результата не принесли. Ответчик администрация ВГО в ремонте балкона отказала, мотивируя данное тем, что балкон не относится к общему имуществу многоквартирного дома, а остекление и ограждение балконов не предусмотрены строительным проектом, ссылаясь при этом на проект не соответствующий действительности. Кроме того, иное общее имущество многоквартирного <адрес> не содержится с соблюдением характеристик безопасности и надежности, сохранности имущества жильцов, архитектурный облик дома не поддерживается в соответствии с проектной документацией, не соблюдаются требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а именно:

- в отношении фундамента и стен подвалов: не соблюдается температурно-влажностный режим, в подвале сырость и замачивание грунтов, отсутствуют оконные заполнения, из подвала идет неприятный запах, внутридомовые и наружные дренажи находятся в неработоспособном состоянии, вводы инженерных коммуникаций не герметичны и не утеплены;

- в отношении фасада: разрушен и поврежден отделочный слой, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из межблочных швов, на части балконов отсутствует ограждение и остекление, часть балконов имеет разрушение деревянных конструкций ограждения и остекления балконов;

- в отношении лестничных клеток: неплотности дверных коробок по периметру, дверные коробки перекошены, шатаются, окна негерметичны, штукатурка стен отслоилась либо отсутствует, в конструкциях лестниц выбоины и сколы, отсутствует керамическая плитка, в третьем подъезде предусмотренная проектом дверь запасного выхода заложена кирпичом, между козырьком над входом и стеной протекает вода;

- в отношении крыши: крыша неисправна, протекает;

- в отношении системы отопления: приборами учета система не оборудована, трубопроводы в подвале не изолированы;

- в отношении электрооборудования: в третьем подъезде электрощиты на лестничных площадках открыты, в месте ввода в подвал кабели проложены прямо по земле, защитная оболочка одного из кабелей порвана;

- в отношении придомовой территории: на проезжей части придомовой территории ямы.

В судебном заседании истец Чорний В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил суду, что, по его мнению, ответчик нарушает его права как нанимателя жилого помещения, поскольку в нарушение подпунктов 2 и 6 пункта 13 договора найма жилого помещения, заключенного с истцом, ответчик не принимает участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится предоставленное ему жилое помещение, не принимает участие в своевременной подготовке данного многоквартирного дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях, не контролирует деятельность управляющих организаций, которые назначаются ответчиком с нарушением действующего законодательства. В результате бездействия ответчика длительный период времени общее имущество <адрес> надлежащим образом не содержится и не ремонтируется, несмотря на то, что он добросовестно оплачивает найм, содержание жилья и текущий ремонт. Полагал, что администрация ВГО в нарушение действующего жилищного законодательства допустила бездействие, что выражается в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью управляющих организаций, которые созданы органом местного самоуправления и незаконно привлекаются ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, однако данные услуги и работы не выполняют. Считал, что поскольку все заключенные администрацией ВГО договора управления многоквартирным домом по <адрес> являются недействительными в силу того, что они заключены с нарушением закона, при этом МУП «Ремжилсервис», а в настоящее время МУП «Жилремсервис» надлежащим образом услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного дома не оказывают, общее имущество многоквартирного дома разрушается, ответчик, как собственник большинства квартир в данном доме, должен самостоятельно оказать ему услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, путем выполнения по дому тех работ, которые указаны им в исковом заявлении. В части остекления и ремонта балкона его квартиры, истец полагал, что раз балкон относится к общему имуществу многоквартирного дома, то администрация ВГО как собственник квартиры, обязана принять меры к надлежащему его содержанию путем проведения указанным им в исковом заявлении ремонтных работ. Такие же действия администрация обязана провести в отношении всех балконов дома, так как большинство из них разрушено и требует ремонта. Пояснил, что квартира ему была предоставлена в 2000 году, остекление балкона на тот момент было, он самостоятельно остекление балкона не проводил, ремонт балкона не осуществлял, в конструкции балкона ничего не менял. Считал, что надлежащим ответчиком по заявленным им требованиям является именно администрация ВГО.

Представитель ответчика администрации ВГО Кожевникова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на иск (т. 1 л.д.141-144), считала, что администрация ВГО является ненадлежащим ответчиком по делу. Дополнительно пояснила суду, что администрация ВГО, как собственник жилого помещения, предоставленного истцу, свои обязанности перед нанимателем выполняет в полном объеме, принимает надлежащие меры к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Пояснила, что в многоквартирном <адрес> более 90 % квартир являются муниципальными, в связи с чем, администрацией ВГО неоднократно объявлялся конкурс по отбору управляющей организации, который уже дважды не состоялся в виду отсутствия заявок от участников. Вместе с тем, по данному дому администрацией ВГО неоднократно заключались договора на предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, в настоящее время на основании постановления администрации ВГО от ДД.ММ.ГГГГ такой договор с ДД.ММ.ГГГГ заключен с управляющей организацией МУП «Жилремсервис», которая в силу принятых на себя обязательств обязана предоставлять истцу услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества надлежащего качества. Со стороны администрации ВГО работа по приведению многоквартирных домов ж/р Рыбачий, в том числе и дома в котором проживает истец, ведется, администрация ВГО незамедлительно реагирует на все обращения граждан, контролирует деятельность управляющей организации, софинансирует проведение капитального ремонта дома. Ссылаясь на п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ, полагала, что только ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома относятся к общему имуществу многоквартирного дома, при этом проектом привязки крупноблочного жилого дома 5-этажного 80-квартирного из блок секций серии 114-034 с/1, который является типовым проектом, и в соответствии с которым, по мнению ответчика, построен <адрес>, остекление балконов не предусмотрено, в связи с чем, полагала, что управляющая организация МУП «Жилремсервис», а также собственник жилого помещения, сданного в найм истцу, не несут обязанности по ремонту деревянного заполнения и балконного остекления, не предусмотренного проектом многоквартирного дома, к тому же остекление балкона и ремонт деревянного балконного заполнения не включено в состав общего имущества и должно содержаться нанимателем в надлежащем состоянии путем проведения текущего ремонта. Указала, что в 2016 году выполнен капитальный ремонт кровли многоквартирного <адрес>, в настоящее время утвержден план текущего ремонта общего имущества данного дома. В отношении ремонта фасада многоквартирного дома, полагала, что данное относится к капитальному ремонту, которым занимается Фонд капитального ремонта, в отношении текущего ремонта подвальных помещений, полагала, что остекления подвального помещения не предусмотрено, так как на окнах подвального помещения должны устанавливаться решетки, которые имеются. Также считала, что осмотры общего имущества дома, проверка работоспособности внутридомовых инженерных коммуникаций, подготовка дома к осенне-зимнему сезону, проведение текущего ремонта подъездов, подвалов и иного общего имущества дома, содержание придомовой территории должно осуществляться управляющей организацией МУП «Жилремсервис». Не исключая, что общее имущество многоквартирного <адрес> может нуждаться в текущем и капитальном ремонте, вместе с тем указала, что совершить действия которые требует истец в своем исковом заявлении администрация ВГО не может, поскольку являясь органом местного самоуправления, созданным для решение вопросов местного значения, не имеет соответствующей лицензии и материально-технической базы для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Полагала, что данные действия должна совершать управляющая организация МУП «Жилремсервис».

Третьи лица МУП «Ремжилсервис» и МУП «Жилремсервис», извещенные о месте и времени рассмотрения надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, мнения по иску не представили.

Государственная жилищная И. по Камчатскому краю, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направила. Представитель И. К. Э.М. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя И..

Из представленного ранее заключения государственной жилищной И. по Камчатскому краю следует, что в силу ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ, п. 10, п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года, управляющая организация МУП «Жилремсервис», приняв на себя управление многоквартирным домом по <адрес> в г. Вилючинске, несет обязанность по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. В отношении требований истца об устранении неисправностей ненесущих ограждений конструкции и остекления балкона в квартире истца, указанно, что в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ, к общему имуществу многоквартирного дома относятся только балконные плиты, как ограждающие несущие конструкции здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость, в свою очередь перила, окна, двери балконов являются частью жилого помещения, то есть объектом частной собственности.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц и представителя Государственной жилищной И. по Камчатскому краю, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав истца, представителя ответчика изучив материалы и обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в том числе, и из договора найма жилого помещения, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение.

Согласно требований ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Вместе с тем, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.

Пункт 1 ч.1 ст. 92 ЖК РФ относит к жилым помещениям специализированного жилищного фонда служебные жилые помещения.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1). К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 ЖК РФ, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ, если иное не установлено другими федеральными законами (ч. 5).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления: обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм; могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов; содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность; содействуют созданию и деятельности в муниципальном образовании указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 41 Устава Вилючинского городского округа органы местного самоуправления городского округа - ЗАТО г. Вилючинска самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом городского округа - ЗАТО г. Вилючинска в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа - ЗАТО г. Вилючинска. Органы местного самоуправления городского округа - ЗАТО г. Вилючинска вправе передавать муниципальное имущество городского округа - ЗАТО г. Вилючинска во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Камчатской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Уставом Вилючинского городского округа, администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с предоставленными ей полномочиями, в том числе по вопросам: владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО г. Вилючинск; управления муниципальным жилым фондом и жилищно-коммунальным хозяйством; осуществления муниципального жилищного контроля, а также обладает иными полномочиями органа местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (ст. ст. 22, 35).

Как следует из материалов гражданского дела, жилое помещение – трехкомнатная <адрес>, расположенная в <адрес> в городе Вилючинске Камчатского края относится к муниципальному жилому фонду и на основании ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено в качестве служебного служащему войсковой части 62695 Чорний В.Н. на него и членов его семьи. ДД.ММ.ГГГГ между директором МУП «Ремжилсервис» Астаниной Г.В., действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования ЗАТО г. Вилючинска Камчатской области (с ДД.ММ.ГГГГ Камчатский край), на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Чорний В.Н. в письменной форме был заключен договор найма указанного служебного жилого помещения (т.1 л.д. 36-37, 169, 170, 239, 240).

Таким образом в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец Чорний В.Н. является нанимателем муниципального служебного жилого помещения – трехкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес>, в свою очередь администрация ВГО, как исполнительно-распорядительный орган, созданный для решения вопросов местного значения, является наймодателем данного жилого помещения.

Многоквартирный дом, в котором находится занимаемое истцом жилое помещение, построен и введен в эксплуатацию в 1982 году, что подтверждается справкой Вилючинского филиала ГУП «Камчатское краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 170), и не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

Согласно справки отдела учета и предоставления жилых помещений администрации ВГО доля муниципальной собственности в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске составляет 92,36% от общей площади жилых помещений в данном доме (т.1 л.д.238).

Истец Чорний В.Н., ссылаясь на ненадлежащее состояние общего и иного имущества многоквартирного <адрес>, указывая на то, что нарушаются его права на безопасные и комфортные условия проживания, просит суд возложить на орган местного самоуправления – администрацию ВГО, как собственника муниципального жилого фонда (наймодателя), обязанность провести и оказать указанные им в иске работы и услуги по содержанию и ремонту общего и иного имущества данного многоквартирного <адрес>.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса РФ).

Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (ст. 681 Гражданского кодекса РФ).

В силу ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Данные положения распространяют свое действие и в отношении обязанностей наймодателя по договорам найма служебных жилых помещений (ст. 100 ЖК РФ).

Согласно пп. 3-5, 9, 10 п. 7 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 наниматель обязан: обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение, проводить текущий ремонт жилого помещения; при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них Наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию; осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

В свою очередь наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; принимать участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях (пп. 2,3, 6 п.14 указанного Типового договора)

Аналогичные положения содержатся и в заключенном ДД.ММ.ГГГГ с истцом договоре найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вилючинск <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме

В силу п. 16 указанных Правил № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

- собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ;

- товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

По смыслу положений действующего жилищного законодательства надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по общему правилу обеспечивается собственниками помещений такого дома путем выбора способа управления многоквартирным домом и заключения соответствующих избранному способу управления домом договоров на предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.

Статьей 163 ЖК РФ предусмотрены случаи управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. При этом управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ (ч. 2 ст. 163 ЖК РФ).

Частью 4 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75

При рассмотрении дела установлено, что до 2016 года конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов администрацией ВГО не проводился, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома оказывались с ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилремсервис» первоначально на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключенного комитетом по управлению муниципальным имуществом ВГО на основании решения общего собрания собственников помещения от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 103-105, 116-127), а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Управлением имущественных отношений администрации ВГО на основании решения общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.106-108, 109-111, т. 2 л.д. 16).

Из представленных суду со стороны ответчика документов следует, что администрацией ВГО в 2016 году проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирных домов ж/р Рыбачий г. Вилючинска, в том числе и для <адрес>, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов.

Процедура открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления такими домами, в том числе многоквартирным домом по <адрес> в г. Вилючинске (вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе) состоялась ДД.ММ.ГГГГ при этом конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок (т.1 л.д. 246), ДД.ММ.ГГГГ – конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок (т.1 л.д.243-244), ДД.ММ.ГГГГ – заявок в отношении указанного дома подано не было (т. 1 л.д.247).

Постановлением администрации Вилючинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Вилючинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Управлению имущественных отношений администрации ВГО было поручено с ДД.ММ.ГГГГ заключить договоры управления многоквартирными домами Вилючинского городского округа согласно перечню, указанному в приложении к постановлению, с МУП «Жилремсервис» на срок до заключения договора управления с победителем конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами (т.2 л.д. 17-18).

Как следует из представленного приложения к вышеуказанному постановлению многоквартирный <адрес> городского округа (т.2 л.д.19)

Постановлением администрации ВГО от ДД.ММ.ГГГГ и Приложением к нему, для нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинск установлен размер платы за содержание жилого помещения в размере 46 рублей 43 копеек за 1 кв.м, в том числе 33 руб. 25 коп. – за услуги по содержанию и 13 руб. 18 коп. за текущий ремонт (т. 2 л.д. 21, 45-47).

В судебном заседании установлено, что в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставления коммунальных и иных услуг между собственниками помещений многоквартирного <адрес> в г. Вилючинске в лице Управления имущественных отношений администрации Вилючинского городского округа и МУП «Жилремсервис» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес> (т. 2 л.д. 1-15).

В силу п.п. 3.1.1 - 3.1.3, 3.1.10, 3.1.28 указанного Договора управления МУП «Жилремсервис» с момента подписания настоящего договора приняло на себя обязанности осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома; выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; оказывать дополнительные услуги и выполнять работы, в том числе по текущему ремонту общего имущества, осуществлять проверку технического состояния общего имущества дома; осуществлять контроль за качеством текущего ремонта, технического обслуживания и санитарного содержания многоквартирного дома и придомовой территории при выполнении соответствующих работ подрядными организациями, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 7.1 Договора управления срок действия договора определен до момента заключения договора управления многоквартирным домом с победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами.

Как следует из акта состояния общего имущества многоквартирного <адрес>, являющегося приложением к вышеуказанному договору управления (т. 2 л.д.9-10), указанный многоквартирный дом 1982 года постройки, сведения о степени физического износа по дому отсутствуют, дом аварийным и подлежащим сносу не признавался, сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют, в целом техническое состояние общего имущества многоквартирного дома (фундамент, наружные и внутренние капитальные стены, перегородки (чердачные, междуэтажные, подвальные), крыша, полы, проемы (окна, двери), отделка стен (внутренняя, наружная), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, внутридомовые инженерные коммуникации и оборудование, крыльцо) удовлетворительное.

Приложением к договору управления предусмотрен перечень услуг (работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирным домом, а также их стоимость, которая соответствует размеру платы за содержание, установленному Постановлением администрации ВГО от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 12-14).

Таким образом, судом установлено, что в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного <адрес>, в отношении которого конкурс по отбору управляющей организации неоднократно в 2016 году признан не состоявшимся, постановлением администрации ВГО определена муниципальная организация, имеющая лицензию на управление многоквартирными домами, - МУП «Жилремсервис», с которой заключен договор управления указанным многоквартирным домом, в рамках которого МУП «Жилремсервис» является ответственным за выполнение услуг и оказание работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на период проведения конкурса и до вступления в силу договора управления, заключенного по результатам такого конкурса.

Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Пунктом п. 10 вышеуказанных Правил содержания общего имущества дома №491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 2 вышеуказанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 определен состав общего имущества, который включает в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Также в состав общего имущества включаются: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п.п. 5-7 Правил № 491).

Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества дома № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Пунктом 11 указанных Правил № 491 предусмотрен перечень работ и услуг, которые в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включаются в содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе: осмотры общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно п.п. 12 и 13 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. При этом осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Анализ вышеприведенных норм права, позволяет суду прийти к выводу, что в случае, когда содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечено собственниками путем заключения договора управления с управляющей организацией, именно данная организация в рамках принятых на себя обязательств несет перед гражданами, проживающими в таком многоквартирном доме, в том числе и нанимателями муниципальных жилых помещений, ответственность за качество оказания соответствующих услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.

Понятия капитального и текущего ремонта содержатся в: Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе РФ от 21 февраля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Ведомственных строительных нормах (ВСН) 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1998 года № 312, Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2 апреля 2004 года, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27 сентября 2003 года № 170.

К текущему ремонту здания относятся ремонтные работы, проводимые с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, то есть текущий ремонт заключается в проведении работ по предохранению частей здания от преждевременного износа и устранению мелких повреждений и неисправностей, в свою очередь капитальный ремонт включает в себя устранение физического износа или разрушения, неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемого здания.

Из заявленных истцом требований о проведении ремонтно-восстановительных работ, необходимых для приведения <адрес> в соответствие с требованиями проектной документации, правилами содержания общего имущества многоквартирного дома и технических регламентов, следует, что Чорний В.Н., при наличии заключенного администрацией ВГО с МУП «Жилремсервис» договора управления, просит возложить именно на администрацию ВГО обязанность провести определенные истцом ремонтно-восстановительные работы в отношении общего имущества многоквартирного <адрес>, которые по своей сути в целом сводятся к оказанию ему, как потребителю, администрацией ВГО, как исполнителем, услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также просит обязать администрацию осмотреть и отремонтировать иное имущество, которое по мнению суда не относится к общему.

При этом из перечня работ и услуг, которые истец просит обязать провести ответчика в целях приведения <адрес> в соответствии с требованиями проектной документации, и его доводов следует, что требований о проведении капитального ремонта общего имущества дома истцом не заявляется.

Между тем, в рассматриваемом случае возложение обязанностей по проведению ремонтно-восстановительных работ по дому по <адрес> (в определенном истцом объеме) на указанного им ответчика, противоречит вышеизложенным положениям действующего жилищного законодательства и условиям договора управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУП «Жилремсервис», согласно условиям которого исполнителем услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества <адрес> является именно МУП «Жилремсервис», в свою очередь потребитель услуг – Чорний В.Н. в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, не лишен права требовать перерасчета платы за содержания жилья в случае предоставления ему услуг ненадлежащего качества, также как и не лишен права требовать от исполнителя услуг выполнения работ и оказания услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.

В рассматриваемой ситуации, установив, что администрацией Вилючинского городского округа заключен с МУП «Жилремсервис» договор управления многоквартирным домом по <адрес>, установлен размер платы за содержание жилья, суд приходит к выводу, что ответчик, произвел как собственник муниципального имущества необходимые действия, свидетельствующие об его участии в надлежащем содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, то есть приняло необходимые меры по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания в нем граждан.

При этом суд учитывает, что закон позволяет собственнику участвовать в надлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома именно посредством заключения соответствующих договоров с другими лицами, что и было сделано ответчиком в данном случае.

Кроме того, в нарушении ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств, подтверждающих, что перечисленные в исковом заявлении Чорний В.Н. работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> фактически не проводятся и не предоставляются, а также о том, что создана угроза жизни и здоровью лиц, проживающих в доме, в том числе истца.

Так, из указанного выше приложения к договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее имущество многоквартирного дома находится в удовлетворительном состоянии.

Из представленных ГЖИ по Камчатскому краю документов видно, что от жильцов указанного многоквартирного дома поступали обращения по факту ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, по данным обращениям проводились проверки, выносились предписания, по которым управляющими в тот момент многоквартирным домом организациями принимались меры к устранению выявленных нарушений.

О проведение экспертизы в целях установления технического состояния многоквартирного <адрес>, вида необходимого ремонта общего имущества дома, истец не ходатайствовал, достоверных доказательств того, что перечисленное им общее имущество дома нуждается в указанном им ремонте, а также того, что услуги по содержанию общего имущества дома МУП «Жилремсервис», несмотря на заключенные договора, не предоставлялись в материалах дела не имеется.

Документов свидетельствующих о том, что проезжая часть перед многоквартирным домом по <адрес>, которую истец требует от ответчика отремонтировать, отнесена к общему имуществу многоквартирного дома и подлежит содержанию как придомовая территория суду не представлено, так же как и отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о состоянии дорожного покрытия указанной проезжей части.

С учетом положения п. 8 Правил № 491 оснований для отнесения кабеля подвода электропитания к дому, находящегося за внешней границей стены многоквартирного дома, к общему имуществу у суда не имеется.

Также суд не может согласиться с доводами стороны истца об отнесении деревянных заполнений и остекления балконов к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку в силу пп. «в, г» п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются только балконные плиты и ограждающие ненесущие конструкции (металлическая решетка), в свою очередь внутреннее заполнение балкона, в том числе остекление, рамы, дощатое заполнение к общему имуществу не относится.

При этом, согласно п. 7 Приложения № 2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004), утвержденного Госстроем России, в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), в отношении балконов включены только работы: по заделке выбоин и трещин бетонных и железобетонных балконных плит; по восстановлению гидроизоляции в сопряжениях балконных плит; по замене балконных решеток; по восстановлению или устройству зонтов над балконами верхних этажей.

Собственники и наниматели иных жилых помещений в данном доме, требований о ремонте указанного истцом имущества их квартир не заявляют, а истец требований о ремонте самих балконных плит и ограждающих металлических решеток балконов не ставит.

Оснований полагать, что управляющей организацией не проводятся: осмотры общего имущества многоквартирного дома, в том числе подвалов, крыш, подъездов, внутридомового санитарно-технического и инженерного оборудования; испытания на прочность внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения; выявленные в ходе осмотров и испытаний дефекты, не устраняются, у суда не имеется и таких доказательств суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оставаясь в пределах заявленных Чорний В.Н. требований, принимая во внимание, что истец настаивал на удовлетворении заявленных им требований о проведении ремонтно-восстановительных работ дома именно к ответчику - администрации ВГО, суд не находит оснований для удовлетворения указанных требований истца.

Доводы истца о том, что ранее ответчиком с МУП «Жилремсервис» были заключены договоры обслуживания и управления спорным многоквартирным домом в нарушение действующего законодательства, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, вместе с тем в настоящее время, при установленных судом обстоятельствах, данные доводы сами по себе не являются основанием для удовлетворения требований истца в части возложения на орган местного самоуправления, в лице администрации ВГО, обязанности провести указанные истцом ремонтно–восстановительные работы <адрес>.

Доводы стороны истца о том, что МУП «Жилремсервис» создано администрацией ВГО с нарушением требований действующего законодательства, в части его учреждения, установления размера уставного капитала, к предмету рассматриваемого спора не относятся.

Доводы Чорний В.Н. о том, что МУП «Жилремсервис» не может осуществлять деятельность, связанную с управлением многоквартирными домами, где большинство квартир являются муниципальными, так как является организацией подконтрольной органу местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм материального права.

Доводы ответчика о том, что у управляющей организации МУП «Жилремсервис» отсутствует лицензия на управление многоквартирными домами, в судебном заседании не нашли своего подтверждения, поскольку как следует из сообщения Государственной жилищной И. лицензия на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами получена МУП «Жилремсервис» ДД.ММ.ГГГГ, о чем в реестре лицензий Камчатского края содержатся соответствующие сведения (т. 2 л.д. 171, 172).

Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности устранить неисправности несущих ограждающих конструкций и остекления балкона в <адрес>, суд приходит к следующему.

Как указанно выше в силу пп. «в,г» п. 2 Правил №491 в состав общего имущества дома включаются только балконные плиты и ограждающая ее ненесущая конструкция -балконная металлическая решетка, между тем каких-либо требований в части проведения ремонта именно данного имущества истца Чорний В.Н. не заявляется.

Фактически истец, указывая на износ внутреннего заполнения балкона его квартиры, просит обязать ответчика демонтировать все сгнившие деревянные детали внутреннего заполнения балкона, отремонтировать оконные рамы остекления, заменить неремонтопригодные рамы и треснувшие стекла, установить отсутствующие стекла, доски ограждения прибыть новыми гвоздями, восстановить отсутствующую доску, произвести сборку ограждения и остекления балкона, окрасить конструкцию с наружной стороны в соответствии со строительным проектом. Кроме того, истец просит возложить на истца обязанность провести дефектацию ненесущих ограждающих конструкций и остекления балкона, в судебном заседании мотивируя данное тем, что перед проведением ремонта необходимо осмотреть балкон его квартиры и выявить конкретный объем необходимых ремонтных работ.

Как указанно выше, в силу положений ст.ст. 39, 65, 67 ЖК РФ, ст.ст. 210, 676, 678 ГК РФ, условий договора найма служебного жилого помещения, заключенного между сторонами, наниматель Чорний В.Н. обязан обеспечивать сохранность и поддерживать предоставленное ему жилое помещение в надлежащем состоянии, в том числе путем проведения в нем текущего ремонта, в свою очередь наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Каких-либо объективных и достоверных данных, которые бы свидетельствовали о необходимости проведения именно капитального ремонта внутреннего заполнения и остекления балкона по квартире истца, суду не представлено, требований о проведении капитального ремонта балкона, со стороны истца не заявлено, таких доводов в обоснование своих требований не приведено.

Так, из представленных суду фотографий и пояснений истца следует, что многоквартирный <адрес> в каждой квартире со второго по пятый этаж имеет балконы, часть из которых имеет остекление, по квартире истца также имеется балкон, который имеет металлическую решетку ограждения, дощатое (деревянное) внутреннее заполнение, деревянные рамы и остекление.

Как указанно выше работы, относящиеся к капитальному или текущему ремонту, определены в том числе Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170 (Правила № 170).

Данными Правилами и нормами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном или текущем ремонте жилищного фонда (Приложения N 7 и N 8).

Согласно Приложению № 7 к указанным Правилам № 170 работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балкона, по смене и восстановлению отдельных элементов (приборов) оконных заполнений, относятся к текущему ремонту.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»), которые введены в действие с 01 июля 1989 года и действуют до настоящего времени.

Из Приложения № 7 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) следует, частичная замена и укрепление балконных решеток, экранов балконов и лоджий, частичная или полная замена балконных ограждений, масляная окраска окон, дверей, ограждений балконов, смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных заполнений; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков относится к текущему ремонту.

Согласно Приложению №8 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) в перечень работ по ремонту квартир, выполняемых за счет средств нанимателей входит в том числе: окраска лоджий, этажерок балконов; окраска оконных переплетов и балконных полотен, внешней и внутренней сторон; замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол.

Приложением № 3 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий, из указанного Приложения следует, что минимальный срок эксплуатации до капитального ремонта балконов с дощатым заполнением составляет 30 лет, металлической решетки ограждения балконов – 40 лет; деревянных переплетов оконных и балконных заполнений – 40 лет.

При этом судом учитывается, что Приложение № 3 устанавливает именно минимальную продолжительность эффективности эксплуатации основных элементов балкона, которая является рекомендуемой, следовательно, само по себе истечение сроков эффективной эксплуатации элементов жилого дома, предусмотренных ВСН 58-88 (р), безусловным основанием для возложения на ответственное лицо обязанности по выполнению капитального ремонта в отношении этих элементов не является.

В свою очередь из акта МУП «Жилремсервис» проверки технического состояния балкона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что балкон расположен на третьем этаже пятиэтажного дома, балконный модуль деревянный, застеклен, имеет незначительные повреждения остекления, деревянные элементы имеют незначительные разрушения (трещины), окраска деревянных элементов частично отсутствует, частично нарушена, покрытие плиты деревянное, не окрашено (т. 1 л.д. 139).

Таким образом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что внутреннее заполнение балкона квартиры истца, в том числе и остекление, требует проведения именно капитального ремонта, напротив указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ дефекты, свидетельствуют о необходимости проведения именно текущего ремонта, что также усматривается из пояснений и требований истца, который указывает на необходимость частичной замены и ремонта именно деревянных деталей балкона, частичной замены и ремонта оконных рам остекления балкона, замену треснувшего и отсутствующего стекла, необходимость окрасить конструкцию балкона с наружной стороны.

При таких обстоятельствах, установив, что с момента постройки и ввода в эксплуатацию <адрес> в г. Вилючинске прошло 34 года, принимая во внимание, что эксплуатация балкона все это время осуществлялась в климатических условиях района Крайнего Севера, между тем по обращению истца о восстановлении ограждающих конструкций балкона и его остеклении было проведено обследование балкона его квартиры на предмет выяснения его действительного состояния, при котором обстоятельств, свидетельствующих о необходимости капитального ремонта внутреннего заполнения балкона и его остекления не выявлено, а выявленные недостатки должны устраняться самим нанимателем в рамках проведения текущего ремонта его жилого помещения, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на администрацию ВГО, как собственника предоставленного истцу служебного жилого помещения, обязанности устранить неисправности несущих ограждающих конструкций и остекления балкона в <адрес>, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Чорний В. Н. к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска о защите прав потребителей, возложении обязанности по проведению ремонтно-восстановительных работ многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, устранению неисправностей ненесущих ограждений конструкции и остекления балкона в <адрес> – отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2016 года.

Судья

Воронова В.М.