Дело № 2-989/2021
76RS0022-01-2021-000833-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2021 г.
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русинова Д.М.,
при секретаре Слепцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля, МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 21» об обязании выполнить работы по ремонту,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском. В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МУ СШОР № требований федерального законодательства, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан в здании учреждения, по адресу: <адрес>. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> по результатам внеплановой выездной проверки МУ «СШОР №» выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости устранения причин протечек на стенах и восстановления подвесного потолка, проведении ремонта кровли и водостока. По результатам проверки прокуратуры района в августе 2019 года установлено, что на стене коридора первого этажа здания школы не устранены следы протечек, снята часть плит подвесного потолка, вдоль коридора стоят емкости для сбора воды, капает с кровли; не устранена причина возникновения протечек (не произведен ремонт кровли); не устранены следы протечек на потолке и стене в приемной, расположенной на втором этаже. До настоящего момента предписания органа контроля не исполнены, нарушения закона не устранены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований, заместитель прокурора <адрес> просит возложить на мэрию <адрес>, муниципальное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва №» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по ремонту кровли, водосточной системы административно-бытовых помещений манежа, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Новожилов А.А. уточненные исковые требования поддержал, дал пояснения согласно заявленного.
Представитель ответчика Управления по физической культуре и спорту мэрии <адрес> /по доверенности/ Фраш В.Д. по исковому заявлению возражала, позицию обозначила в письменном виде. Представители ответчика МУ «СШОР №» директор Дьяченко С.В., Кривец В.А. исковые требования в части осуществления ремонта признали, просили увеличить срок работ до ДД.ММ.ГГГГ.
Третьи лица мэрия <адрес>, Департамент финансов мэрии <адрес>, КУМИ мэрии <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Одним из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте является обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
МУ СШОР № осуществляет спортивную подготовку по олимпийским не олимпийским видам спорта, организует и участвует в организации и проведении официальных спортивных мероприятий, обеспечивает доступ к объектам спорта, развитие детско-юношеского спорта.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно- технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3).
Согласно ч. 6 ст. 37 Федерального закона № 329-ФЗ лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», пунктом 4.5 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта» используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки помещений должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Допускается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию. Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком.
<адрес> проведена проверка исполнения МУ СШОР № требований федерального законодательства, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан в здании учреждения, по адресу: <адрес>.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> по результатам внеплановой выездной проверки МУ «СШОР №» выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости устранения причин протечек на стенах и восстановления подвесного потолка, проведении ремонта кровли и водостока. По результатам проверки прокуратуры района в августе 2019 года установлено, что на стене коридора первого этажа здания школы не устранены следы протечек, снята часть плит подвесного потолка, вдоль коридора стоят емкости для сбора воды, капает с кровли; не устранена причина возникновения протечек (не произведен ремонт кровли); не устранены следы протечек на потолке и стене в приемной, расположенной на втором этаже.
До настоящего момента предписания органа контроля не исполнены, нарушения закона не устранены.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В силу п. 3 и п. 19 ч. 1 ст.16 Федерального закона №-Ф3, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 329-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, детско-юношеского спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа, развитие массового спорта, детско-юношеского спорта и школьного спорта на территориях муниципальных образований.
Статьей 52 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28, ст. 31 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также прав определять формы * направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий i субвенций из бюджетов других уровней).
В силу положений статей 69, 69.1, 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ, в бюджете бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности является обязанностью не только муниципальных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом МУ СШОР № имеет статус некоммерческой организации, функции и полномочия учредителя которого от имени <адрес> осуществляет Управление по физической культуре и спорту мэрии <адрес>.
Из приведенных норм права и положений Устава учреждения следует, что собственник обязан финансировать подведомственные учреждения.
Недостаточность средств не освобождает от принятия необходимых мер для обеспечения безопасности занимающихся спортом лиц и работников учреждения, поскольку в силу требований закона они должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе с решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.
Применительно к изложенному суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Наличие протечек кровли в период таяния снега, дождливой погоды может привести к короткому замыканию, возгоранию всего здания во время нахождения в нем детей при проведении занятий на лошадях. Неисполнение требований закона в здании спортивного манежа создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, суд, учитывая объем мероприятий, которые необходимо провести для приведения безопасности образовательного учреждения в надлежащее состояние, принцип разумности, баланс интересов сторон, приходит к выводу о том, что сроки для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки – до ДД.ММ.ГГГГ являются достаточными и разумными. При наличии уважительных причин, препятствующих исполнению решения суда в указанный срок, может быть поставлен вопрос о предоставлении отсрочки его исполнения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что сторона истца предоставила суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать мэрию <адрес>, муниципальное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва №» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по ремонту кровли, водосточной системы административно-бытовых помещений манежа, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.М. Русинов
м.р. 06.09.2021