ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-98/17 от 12.09.2017 Чеди-хольского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-98/2017

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

12 сентября 2017 года с. Хову-Аксы

Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе

председательствующего Ооржака А.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Чеди-Хольского района Байыр-оол А.Л.,

при секретаре Кадыр-оол С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Чеди-Хольского района Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> об обязании составить и согласовать с сетевой организацией АО «Тываэнерго» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес>, о передаче гарантирующему поставщику АО «Тываэнергосбыт» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее пяти дней со дня согласования с сетевой организацией,

установил:

И.о. прокурора Чеди-Хольского района Маспык-оол А.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, указав, что в результате проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере энергоснабжения ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> заключен договор энергоснабжения от 26.09.2013 года с гарантирующим поставщиком в лице генерального директора АО «Тываэнергосбыт», при этом акт технологической и (или) аварийной брони не согласован. Указанное обстоятельство подтверждается информацией ООО «Водопроводно-канализационные сети» и объяснением представителя ООО «Водопроводно-канализационные сети». Акт технологической и (или) аварийной брони между ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> и сетевой организацией АО «Тываэнерго» не составлен, чем нарушены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"). Отсутствие акта согласования технологической и (или) аварийной брони в случае ограничений режима потребления электрической энергии может повлечь вред жизни и здоровью воспитанников образовательного учреждения. Кроме того, отсутствие согласованной технологической и (или) аварийной брони в образовательном учреждении, при наличии не исполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности), может повлечь прекращение поставок ресурса. Отсутствие на ресурсоснабжающей организации ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> согласованного акта технологической и (или) аварийной брони при ограничении режима потребления электрической энергии может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, последствиями которой станут причинение значительного финансового и материального ущерба, создание угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся и работающих в зданиях, присоединенных к водопроводным сетям, и лиц, имеющих возможность пребывания в указанных объектах, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть нарушены в силу их многочисленности и изменчивости персонального состава определить невозможно. Просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> составить и согласовать с сетевой организацией АО «Тываэнерго» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> Республики Тыва, <адрес>, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу; передать гарантирующему поставщику АО «Тываэнергосбыт» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее пяти дней со дня согласования с сетевой организацией.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Чеди-Хольского района Байыр-оол А.Л. поддержала исковые требования, указав, что отсутствие акта согласования технологической и аварийной брони нарушает права неопределенного круга лиц, составление и согласование которой является обязанностью ООО «Водопроводно-канализационные сети».

Представитель ответчика ООО «Водопроводно-канализационные сети» в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины не явки не сообщала, направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Суд рассматривает дело без участия представителя ответчика ООО «Водопроводно-канализационные сети».

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и жизни.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга улиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с и. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче, электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

Существенными условиями договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с настоящим документом и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и уведомить гарантирующего поставщика о дате заключения такого договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, передать гарантирующему поставщику не позднее 5 дней со дня согласования копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного (измененного) и согласованного в установленном порядке с сетевой организацией после заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (п.40 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации).

В силу п. 43 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» в договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе: обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

В соответствии с п.14 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 04.02.2017) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно¬диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» при исполнении договора потребитель услуг обязан: обеспечивать соблюдение установленного актом согласования технологической и (или) аварийной брони режима потребления электрической энергии (мощности), а также уровня нагрузки технологической и (или) аварийной брони и сроков завершения технологического процесса при введении ограничения режима потребления электрической энергии; обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.

Согласно п. 31. (1) Правил недискриминационного доступа в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31 (4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией (п. 31(3) указанных правил).

В соответствии с п. 31 (4) Правил недискриминационного доступа потребитель, указанный в пункте 31 (1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям. В силу пункта 2 к таким потребителям отнесены в том числе организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Согласно акту проверки от 24.08.2017 года следует, что ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> акт технологической и (или) аварийной брони не составлен, с сетевой организацией не согласован, гарантирующему поставщику не направлен.

Согласно объяснению бухгалтера ООО «Водопроводно-канализационные сети» О.В. от 24.08.2017 года, акт технологической и (или) аварийной брони ими не согласован, ранее подавали в АО «Тываэнерго» акт брони, однако они указали на замечания, которые необходимо устранить. Исправленный акт в сетевую организацию не представили по настоящее время.

По договору энергоснабжения от 26.09.2013 года следует, что Открытое акционерное общество «Тываэнергосбыт» в лице генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт» В.В., с одной стороны Общество с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» в лице генерального директора О.В. заключили Договор энергоснабжения.

Таким образом, в судебном заседании установлены нарушения требований федерального законодательства в сфере энергоснабжения ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес>, что подтверждается актом проверки от 24.08.2017 года, наличием договора энергоснабжения, объяснением бухгалтера ООО «Водопроводно-канализационные сети» О.В. от 24.08.2017 года.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку установлена обязанность ответчика устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере энергоснабжения, выявленные при проверке.

Непринятие указанных мер и не устранение нарушений затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор действует в целях предотвращения негативных последствий чрезвычайных ситуаций в случае ограничения режима потребления электрической энергии на ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес>, которые выражаются в значительных материальных потерях и нарушении условий жизнедеятельности людей.

Какие-либо возражения по заявленным исковым требованиям, имеющие доказательства, не представлены.

Истец просит обязать ответчика составить и согласовать акт технологической и (или) аварийной брони в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, однако суд, учитывая объем необходимых работ, считает необходимым и справедливым предоставить два месяца с момента вступления решения в законную силу для составления и согласования акта технологической и (или) аварийной брони.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования и.о. прокурора Чеди-Хольского района Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> об обязании составить и согласовать с сетевой организацией АО «Тываэнерго» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес>, о передаче гарантирующему поставщику АО «Тываэнергосбыт» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее пяти дней со дня согласования с сетевой организацией удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> составить и согласовать с сетевой организацией АО «Тываэнерго» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении ООО «Водопроводно-канализационные сети» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> Республики Тыва, <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» <адрес> передать гарантирующему поставщику АО «Тываэнергосбыт» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее пяти дней со дня согласования с сетевой организацией.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий А.А. Ооржак