№ 2-98/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» февраля 2017 года п. Зимовники
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,
при секретаре Шиленко И.В.,
С участием представителя ответчика ФИО1, представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 98/17 по иску Сальского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, суд,
у с т а н о в и л:
Истец - Сальский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается, что в результате проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства.
Прокурорской проверкой установлено, что объекты транспортной инфраструктуры, а именно:железнодорожные станцииЗимовники (ЖСТ403286), Ремонтная (ЖСТ403334), Семичная (ЖСТ403181), разъезды Веселый (ЖРП403018), Гашун (ЖСТ403022), Хутуны (ЖРП403219), Сал (ЖРП403174), Мелиоративный (ЖРП403113) находятся в <адрес> и <адрес><адрес> в зоне ответственности Сальского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - Сальский ЦОРС).На перечисленных ОТИ оценка уязвимости уже проведена и утверждена руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта в период с сентября 2013 г. по декабрь 2013 г.. Начальниками железнодорожных станций Зимовники (ЖСТ403286), Ремонтная (ЖСТ403334), Семичная (ЖСТ403181), разъездов Веселый (ЖРП403018), Гашун (ЖСТ403022), Хутуны (ЖРП403219), Сал (ЖРП403174), Мелиоративный (ЖРП403113) разрабатываются Планы обеспечения транспортной безопасности данных объектов и неоднократно возвращаются на доработку для устранения недостатков. Сальской транспортной прокуратурой в 2015 г. дважды вносились представления об устранении нарушений требований вышеуказанного законодательства в сфере разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности. Вместе с тем из полученных ответов от начальника Сальского ЦОРС следует, что планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ на железнодорожных станциях Зимовники (ЖСТ403286), Ремонтная (ЖСТ403334), Семичная (ЖСТ403181), разъездов Веселый (ЖРП403018), Гашун (ЖСТ403022), Хутуны (ЖРП403219), Сал (ЖРП403174), Мелиоративный (ЖРП403113) в зоне ответственности Сальского ЦОРС не разработаны и не утверждены. Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ№ имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по разъезду Мелиоративный: - в п.2.7. планов отсутствует вывод о совершении АНВ; - в п.3.7. планов не указан ответственный за организацию взаимодействия с подразделениями транспортной полиции за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; - в п.7.1. планов не прописаны характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; - в п.7.4 планов не указано, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП; - в п.8.1. планов указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в плане не определены; - в п.10.1 планов предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда как перевозочный сектор не определен; - в приложении № планов отсутствуют копии договоров на осуществление охранной деятельности; - в приложении № планов отсутствуют копии распоряжения об ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и в субъекте; - в приложении № отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ; - приложение № выполнено не по установленной форме; - в приложении № не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения. Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ№/ДЦС-6 имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по станциям Зимовники, Ремонтная: в нарушение п. 5.6 Требований и п. 4 Порядка, не разработаны и не приняты организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ; в нарушение п. 5.25.1, п. 5.25.2, п.5.25.3, п. 5.25.4 Требований, в плане не предусмотрены установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно -
пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск
физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме; информация в п. 7 Плана в нарушение пп. 7 п. 4 Порядка не соответствует графической план - схеме (приложение №), а именно отсутствуют сведения о месте размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры) ОТИ; в п. 7 Плана в нарушение п.5.24 Требований, не предусмотрено обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ; в приложении № не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения. Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ№ имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по разъездам Сал, Гашун, Веселый: - в п.2.7. отсутствует вывод о совершении АНВ; - в п.3.7. планов не указан ответственный за организацию взаимодействия с ЛОП МВД России на транспорте за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; - в п.7.1. планов не прописаны характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; - в п.7.4 планов не указано, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП; - в п.8.1. планов указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в планах не определены; - в п.10.1 планов предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда как перевозочный сектор не определен; - в приложении № отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ; - приложение № выполнено не по установленной форме; - в приложении № не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения. Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ№ имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по станции Семичная и разъезду Хутуны: в п.2.7. отсутствует вывод о совершении АНВ; - в п.3.7. планов не указан ответственный за организацию взаимодействия с ЛОП МВД России на транспорте за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; - в п.7.1. планов не прописаны характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; - в п.7.4 планов не указано, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП; - в п.8.1. планов указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в планах не определены; - в п.10.1 планов предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда как перевозочный сектор не определен; - в приложении № отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ; - приложение № выполнено не по установленной форме; - в приложении № не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения. Без устранения указанных недостатков, выполнения мероприятий, предусмотренных заключениями, Планы обеспечения транспортной безопасности не могут быть утверждены. Изложенные обстоятельства влекут за собой нарушение сроков для разработки, утверждения и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, установленных соответствующим законодательством. Ответчиком - ОАО «РЖД» проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности. С момента утверждения в установленном законом порядке результатов оценки уязвимости ОТИ-железнодорожные станции Зимовники (ЖСТ403286), Ремонтная (ЖСТ403334), Семичная (ЖСТ403181), разъезды Веселый (ЖРП403018), Гашун (ЖСТ403022), Хутуны (ЖРП403219), Сал (ЖРП403174), Мелиоративный (ЖРП403113) прошло более 6 месяцев, вместе с тем, достигнутый уровень защищенности объектов не соответствует существующим угрозам, что в значительной мере обусловлено нарушениями требований действующего законодательства. С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства, вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства о транспортной безопасности. Совершение акта незаконного вмешательства на железнодорожных станцияхЗимовники (ЖСТ403286), Ремонтная (ЖСТ403334), Семичная (ЖСТ403181), разъездах Веселый (ЖРП403018), Гашун (ЖСТ403022), Хутуны (ЖРП403219), Сал (ЖРП403174), Мелиоративный (ЖРП403113) может повлечь крушение подвижного состава с многочисленными человеческими жертвами, причинение крупного имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, причинение вреда окружающей среде, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта в Южном транспортном регионе. С учетом изложенного от субъекта транспортной инфраструктуры требуется принятие неотложных мер по должному обеспечению транспортной безопасности на указанных железнодорожных станциях и разъездах. В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Непринятие адекватных мер ответчиком существенно повышают уязвимость вышеуказанных ОТИ перед угрозами совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. Выступая в защиту неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что бездействие ОАО «РЖД», может стать причиной, по которой будет возможно нарушить нормальное функционирование объектов транспортной инфраструктуры (л.д.2-11).
Указанное исковое заявление подано Сальским транспортным прокурором по правилам подсудности по месту регистрации ответчика - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в Мещанский районный суд г. Москвы 25.01.2016 с ходатайством в порядке пп.2 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ о направлении иска для рассмотрения по месту нахождения большинства доказательств в Зимовниковский районный суд Ростовской области. В Зимовниковский районный судРостовской области исковое заявление поступило 30 января 2017 года в связи с чем, прокуратурой проведена дополнительная проверка, согласно которой нарушения указанные в исковом заявлении до настоящего времени не устранены (л.д.80).
Истец Сальский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, обратился в суд с заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить (л.д.81)
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 исковые требования не признал в полном объеме, о чем подал отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что планы обеспечения транспортной безопасности на
Объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожных станциях <адрес>, разработаны, в настоящее время находятся после выявленных замечаний при проверке в дирекции управления движением, возращены начальникам станций на доработку. В разработанных планах обеспечения транспортной безопасности предусмотрено периметровое ограждение, установка видеонаблюдения и КПП. Также ОАО «РЖД» считает, что у транспортного прокурора отсутствовало право обращение с данными исковыми требованиями к ОАО «РЖД», поскольку контроль за соблюдением требований законодательства о транспортное безопасности возложен на Ространснадзор (л.д.87-89).
Выслушав представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее - ФЗ № 35-ФЗ от 06.03.2006) определено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является устойчивость его работы, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ от 06.03.2006, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Из требований п.п. «в» п. 5 ст. 1 Закона следует, что объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, мосты.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Для реализации указанных положений законодательства, приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).
Пунктами 2, 3, 4 Требований установлено, что они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, они применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона, под субъектом транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно пунктам 5.7 и 5.8 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ, а так же разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ регламентирован приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
В ходе проверки установлено, что начальниками железнодорожных станций <адрес> (ЖСТ403286), <адрес> (ЖСТ403334), <адрес> (ЖСТ403181), разъездов <адрес> (ЖРП403018), <адрес> (ЖСТ403022), <адрес> (ЖРП403219), <адрес> (ЖРП403174), <адрес> (ЖРП403113) разрабатываются Планы обеспечения транспортной безопасности данных объектов и неоднократно возвращаются на доработку для устранения недостатков.
Сальской транспортной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ дважды вносились представления об устранении нарушений требований вышеуказанного законодательства в сфере разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности.
Вместе с тем из полученных ответов от начальника <адрес> следует, что планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ на железнодорожных станциях <адрес> (ЖСТ403286), <адрес> (ЖСТ403334), <адрес> (ЖСТ403181), разъездов <адрес> (ЖРП403018), <адрес> (ЖСТ403022), <адрес> (ЖРП403219), <адрес> (ЖРП403174), <адрес> (ЖРП403113) в зоне ответственности <адрес> не разработаны и не утверждены.
Согласно ответу начальника <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по разъезду Мелиоративный:
- в п.2.7. планов отсутствует вывод о совершении АНВ;
- в п.3.7. планов не указан ответственный за организацию взаимодействия с подразделениями транспортной полиции за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.1. планов не прописаны характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.4 планов не указано, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП;
- в п.8.1. планов указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в плане не определены;
- в п.10.1 планов предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда как перевозочный сектор не определен;
- в приложении № 1 планов отсутствуют копии договоров на осуществление охранной деятельности;
- в приложении № 2 планов отсутствуют копии распоряжения об ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и в субъекте;
- в приложении № 4 отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ;
- приложение № 9 выполнено не по установленной форме;
- в приложении № 13 не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.
Согласно ответу начальника <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по станциям Зимовники, Ремонтная:
в нарушение п. 5.6 Требований и п. 4 Порядка, не разработаны и не приняты организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
в нарушение п. 5.25.1, п. 5.25.2, п.5.25.3, п. 5.25.4 Требований, в плане не предусмотрены установление конфигураций и границ территорий ОТИ,
доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного
доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно -
пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск
физических лиц и перемещение материальных объектов в которые
осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам
установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями)
должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для
перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной
безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и
осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;
информация в п. 7 Плана в нарушение пп. 7 п. 4 Порядка не соответствует графической план - схеме (приложение № 13), а именно отсутствуют сведения о месте размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры) ОТИ;
в п. 7 Плана в нарушение п. 5.24 Требований, не предусмотрено обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
в приложении № 13 не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.
Согласно ответу начальника <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по разъездам Сал, Гашун, Веселый:
- в п.2.7. отсутствует вывод о совершении АНВ;
- в п.3.7. планов не указан ответственный за организацию взаимодействия с ЛОП МВД России на транспорте за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.1. планов не прописаны характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.4 планов не указано, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП;
- в п.8.1. планов указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в планах не определены;
- в п.10.1 планов предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда как перевозочный сектор не определен;
- в приложении № 4 отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ;
- приложение № 9 выполнено не по установленной форме;
- в приложении № 13 не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.
Согласно ответу начальника <адрес> ЦОРС от ДД.ММ.ГГГГ№/ДЦС-6 имеются следующие нарушения при разработке плана обеспечения транспортной безопасности по станции Семичная и разъезду Хутуны:
в п.2.7. отсутствует вывод о совершении АНВ;
- в п.3.7. планов не указан ответственный за организацию взаимодействия с ЛОП МВД России на транспорте за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.1. планов не прописаны характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.4 планов не указано, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП;
- в п.8.1. планов указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в планах не определены;
- в п.10.1 планов предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда как перевозочный сектор не определен;
- в приложении № 4 отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ;
- приложение № 9 выполнено не по установленной форме;
- в приложении № 13 не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.
Без устранения указанных недостатков, выполнения мероприятий, предусмотренных заключениями, Планы обеспечения транспортной безопасности не могут быть утверждены.
Изложенные обстоятельства влекут за собой нарушение сроков для разработки, утверждения и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, установленных соответствующим законодательством.
Принимая во внимание изложенное, в настоящее время установленный Законом срок для направления на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности планов обеспечения транспортной безопасности вышеуказанных ОТИ истек.
Ответчиком - ОАО «РЖД» проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности. С момента утверждения в установленном законом порядке результатов оценки уязвимости ОТИ-железнодорожные станции <адрес> (ЖСТ403286), <адрес> (ЖСТ403334), <адрес> (ЖСТ403181), разъезды <адрес> (ЖРП403018), <адрес> (ЖСТ403022), <адрес> (ЖРП403219), <адрес> (ЖРП403174), <адрес> (ЖРП403113) прошло более 6 месяцев, вместе с тем, достигнутый уровень защищенности объектов не соответствует существующим угрозам, что в значительной мере обусловлено нарушениями требований действующего законодательства(л.д.34-41).
Ссылка ответчика на невозможность проведения указанных работ по устранению нарушения ОАО «РЖД» в течении 6 месяцев и предоставлении срока 12 месяцев - не может быть принята во внимание в связи с установленными грубейшими нарушениями прав и интересов граждан. В связи с установленными обстоятельствами суд полагает, что возложение обязанности устранения указанных нарушений, необходимо возложить на ответчика в течении 6 месяцев, поскольку на момент рассмотрения спора и обнаружения недостатков прошло достаточно времени, кроме того, ответчиком самостоятельно установлен срок, без его обоснования и без предоставления доказательств его обоснованности в судебном заседании.
Кроме того, согласно информации ОАО «РЖД» нарушение требований законодательства о транспортной безопасности, указанные в исковом заявлении до настоящего времени не устранены (л.д.80).
При установленных судом обстоятельствах, а именно: наличии нарушений ответчиком требований транспортной безопасности, суд приходит к выводу, что имеющиеся нарушения создают угрозу транспортной безопасности, жизни и здоровью людей, пользующихся железнодорожными объектами. Непринятие должных мер к разработке планов обеспечения транспортной безопасности существенно повышают уязвимость ОТИ перед угрозами совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
Доводы представителя ответчика в обоснование своих возражений по заявленным требованиям в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения, каких-либо доказательств согласно ст.56 ГПК РФ, подтверждающих отсутствие указанных выше нарушений или их устранения в полном объеме, суду не представлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находить требования Сальского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено несоблюдение требований законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, что создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Боле, того, суд относится критически к доводам ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение в суд к ОАО «РЖД», поскольку в силу ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, представленных ему федеральным законом для предупреждения бездействия ответчика, вследствие которого, создается угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц. Также инфраструктура железнодорожные <адрес> (ЖСТ403286), <адрес> (ЖСТ403334), <адрес> (ЖСТ403181), разъезды <адрес> (ЖРП403018), <адрес> (ЖСТ403022), <адрес> (ЖРП403219), <адрес> (ЖРП403174), <адрес> (ЖРП403113) находятся в <адрес> и <адрес><адрес> в зоне ответственности Сальского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».
Руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сальского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности - удовлетворить.
Обязать в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Семичная, железнодорожных разъездах Мелиоративный, Сал, Гашун, Веселый, Хутуны а именно:
- в п.2.7. планов сделать вывод о совершении АНВ;
- в п.3.7. планов указать ответственных лиц за организацию взаимодействия с подразделениями транспортной полиции за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.1. планов прописать характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;
- в п.7.4 планов указать, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП;
- в п.8.1. планов определить периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов;
- в п.10.1 планов определить территорию перевозочных секторов;
- в приложении № 1 планов включить копии договоров на осуществление охранной деятельности;
- в приложении № 2 планов включить распоряжение об ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и в субъекте;
- в приложении № 4 включить номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ;
- приложение № 9 выполнить по установленной форме;
- в приложении № 13 указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.
Обязать в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Зимовники, Ремонтная, а именно:
- в соответствии с п. 5.6 Требований и п. 4 Порядка, разработать и принять организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
в соответствии с п. 5.25.1, п. 5.25.2, п.5.25.3, п. 5.25.4 Требований, в плане предусмотреть установление конфигураций и границ территорий ОТИ,
доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного
доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно -
пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск
физических лиц и перемещение материальных объектов в которые
осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам
установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями)
должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для
перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной
безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и
осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план - схеме;
в п. 7 Плана в соответствии с пп. 7 п. 4 Порядка отразить сведения о месте размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры) ОТИ;
в п. 7 Плана в соответствии с п. 5.24 Требований, предусмотреть обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
в приложении № 13 указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда, через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течении месяца.
Председательствующий судья А.Ю. Зотова