ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-98/18 от 18.04.2018 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

копия

Дело № 2-98/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Курбангалиеве Р.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Алексеева С.П.,

ответчика ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района в интересах Российской Федерации к Совету депутатов муниципального образования Новоорский поссовет, главе администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 о признании решения Совета депутатов незаконным и подлежащим отмене, установлении факта конфликта интересов в действиях главы администрации,

установил:

Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Росссийской Федерации с иском к Совету депутатов муниципального образования Новоорский поссовет, главе администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 о признании решения Совета депутатов незаконным и подлежащим отмене, установлении факта конфликта интересов в действиях главы администрации.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в администрациях МО Новоорского района.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Единого реестра муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в Оренбургской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27.09.2007 г. N 1599, глава муниципального образования является лицом, замещающим муниципальные должности.

На главу муниципального образования распространяются предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционные обязанности по сообщению о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Новоорский поссовет в лице главы администрации ФИО1 и ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» в лице ФИО4 заключены муниципальные контракты на выполнение кадастровых работ.

Согласно актам выполненных работ администрацией МО Новоорский поссовет приняты работы, о чем имеется подпись главы администрации ФИО1

Согласно сведениям о юридическом лице ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» (), учредителями организации являются Б.Л.А. и ФИО4. При этом Б.Л.А. является супругой главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1, ФИО4 приходится родным братом Б.Л.А., что свидетельствует о том, что ФИО1 находится в свойстве с ФИО4

Считает, что муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Новоорский поссовет и ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» заключены с нарушением требований Закона о контрактной системе при наличии явного конфликта интересов. При указанных обстоятельствах заказчик должен был отказаться от заключения контрактов с близким родственником и лицом, находящимся с ним в свойстве.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Главой администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принимались.

Прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Новоорский поссовет 18.12.2017 г. в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Рассмотрев представление прокурора, Советом депутатов МО Новоорский поссовет Новоорского района ДД.ММ.ГГГГ принято решение -рс «О рассмотрении представления прокуратуры Новоорского района Оренбургской области», согласно которому в удовлетворении представления от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействий коррупции» отказано, факт конфликта интересов в действиях главы МО" Новоорский поссовет ФИО1 при подписании муниципальных контрактов с ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» не усматривается.

Таким образом, Совет депутатов МО Новоорский поссовет Новоорского района при рассмотрении указанного представления прокуратуры проигнорировал требования вышеуказанного законодательства и принял незаконное и необоснованное решение, которое подлежит отмене.

Просит признать решение Совета депутатов МО Новоорский поссовет от 17.01.2018 года № 130-рс «О рассмотрении представления прокуратуры Новоорского района Оренбургской области» незаконным и подлежащем отмене в связи с несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции; установить факт конфликта интересов в действиях главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 при заключении им ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ муниципальных контрактов с ООО «Центр оформления и оценки недвижимости».

Представитель истца – старший помощник прокурора Новоорского района Алексеев С.П. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что проверкой установлено, что главой администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 заключен ряд муниципальных контрактов с ООО «Центр оформления и оценки недвижимости», учредителем которого является его супруга Б.Л.А., а также ее родной брат ФИО4 Считает, что данная ситуация подходит под определение конфликта интересов. Глава администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 в соответствии с требования Федерального закона «О противодействии коррупции» не предпринял меры к урегулированию конфликта интересов. Изложенное нарушение не нашло должной оценки в решении Совета депутатов, в связи с чем решение Совета депутатов является незаконным и подлежит отмене.

Представитель ответчика Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет - ФИО3 в судебном заседании иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Пояснил суду, что порядок проведения закупочных процедур исключает участие главы МО Новоорский поссовет при принятии решения о выборе участника закупки. Решение о заключении муниципальных контрактов с ИП И.И.А., ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» было принято контрактной службой, после чего контракты были переданы на подпись главе администрации МО Новоорский поссовет ФИО1, который имеет единственное право подписи. В связи с чем Совет депутатов принял решение об отсутствии конфликта интересов в действиях ФИО1. Решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-рс является законным и обоснованным.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Пояснил, что является главой администрации МО Новоорский поссовет. В администрации была создана контрактная служба, которая занимается закупками, принимает меры к урегулированию конфликта интересов при проведении закупок. Ему не было известно о том, что его супруга является учредителем ООО «Центр оформления и оценки недвижимости». Кроме того, на момент заключения контрактов законодательно не разработан порядок урегулирования конфликта интересов, который возник у главы муниципального образования. При отсутствии нормы закона нельзя нести ответственность.

Представители ответчика ФИО1 - ФИО2, ФИО5, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Пояснили, что представление прокурора было объемное, в нем шла речь не только о конфликте интересов, но и о его последствиях. Шла речь о нарушениях при производстве кадастровых работ, о том, что работы были проведены не в полном объеме, но впоследствии это не подтвердилось. В администрации МО Новоорский поссовет была создана контрактная служба, закупками занимается контрактный управляющий. Контрактная служба осуществляла выбор организации, подготавливала все необходимые документы, после чего они предоставлялись на подпись главе администрации МО Новоорский поссовет ФИО1, который не принимал решения в отношении участников закупки. Кроме того, порядок урегулирования конфликта интересов на тот момент не был прописан на законодательном уровне.

Представитель Правительства Оренбургской области – ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что материалы дела, равно как и само исковое заявление не содержат информации о нарушении чьих-либо прав и законных интересах. Считает, что процедура закупок заканчивается в момент составления протокола. Конфликт интересов мог возникнуть только на стадии осуществления закупок. Считает, что п. 7 ч. 1 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не распространяется на стадию подписания контракта. Кроме того, на тот период отсутствовало нормативное закрепление порядка исполнения обязанности по сообщению о конфликте интересов высшими должностными лицами муниципальных районов и городских округов, должностное лицо (орган), подлежащее уведомлению, сроки, форма, а также процедура и результаты рассмотрения уведомления не регламентированы.

Представитель третьего лица ООО «Центр оформления оценки и недвижимости» ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что в 2016 году было создано ООО «Центр оформления оценки и недвижимости», учредителями которого является он и его сводная сестра ФИО7. Последняя не знала, что является учредителем общества, поскольку все документы готовил он. Считает, что общество принимало участие в закупках в соответствии с требованиями закона.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).

По смыслу приведенных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с иными нормами Конституции Российской Федерации, местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций демократического правового и социального государства.

Соответственно, конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования, как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2 и 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава МО Новоорский поссовет структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган поссовета - Совет депутатов поссовета (далее по тексту - Совет депутатов); глава муниципального образования - глава поссовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация поссовета; контрольно-счетный орган муниципального образования.

Согласно ст. 20 Совет депутатов – представительный орган поссовета состоит из 16 депутатов, избираемых населением муниципального образования на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Совет депутатов поссовета обладает правами юридического лица.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 23 в компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

В соответствии с ч.2 ст.23 Совет депутатов сельсовета заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

Согласно ст.27 глава поссовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Гарантии осуществления полномочий Главы поссовета устанавливаются решением Совета депутатов сельсовета в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области.

Глава поссовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов.

Глава поссовета представляет Совету депутатов поссовета ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов сельсовета.

Глава поссовета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия Главы поссовета, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 28 глава поссовета обладает следующими полномочиями:

ФИО1 является главой муниципального образования, то есть замещает должность, которая Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) квалифицируется как муниципальная должность (статья 2).

Согласно распоряжению администрации МО Новоорский поссовет -л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приступил к исполнению обязанностей главы МО Новоорский поссовет с 28.10.2015г.

Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, установлен Федеральным законом N 131-ФЗ, согласно абзацу первому части 5.1 статьи 40 которого гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа предписаний статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ и статьи 6 Федерального закона N 25-ФЗ в их системном единстве следует, что муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей лиц, замещающих муниципальные должности, то есть их совместная деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

Согласно представленным документам, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской <адрес> в лице главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1, и ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» в лице директора ФИО8 заключены муниципальные контракты на выполнение кадастровых работ.

Согласно актам выполненных работ администрацией МО Новоорский поссовет приняты работы, о чем имеется подпись главы администрации ФИО1.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что учредителями ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» являются Б.Л.А. и ФИО4.

В судебном заседании установлено, что Б.Л.А. является супругой главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 ФИО4 является родным братом Б.Л.А..

Законодателем во исполнение основных принципов противодействия коррупции, установленных Федеральным законом, - законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (пункты 3 и 5 статьи 3), установлены основания и пределы ответственности, которая наступает для гражданина, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, при их невыполнении.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер в предотвращении и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Понятие "конфликта интересов" применительно к государственной муниципальной службе определено в статье 10 названного Федерального закона, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежаще исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В развитие указанных положений частями 1 - 5 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Устанавливая ответственность лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, федеральный законодатель тем самым допустил возможность применения по аналогии к возникающим с их участием правоотношениям понятия "конфликта интересов" и "личной заинтересованности" и содержащихся признаков, установленных статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Иное истолкование закона могло бы привести к неоправданному освобождению лиц, замещающих государственную должность России Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, от предусмотренной Федеральным закон 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ответственности.

Указанный вывод следует и из положений пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ противодействии коррупции", в силу которой к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено проведение именно единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Более того, обязанность соблюдения требований, установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами предусмотрена ч. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф ст. ст. 13 - 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Приведенное законодательное регулирование в области противодействия коррупции в его системной взаимосвязи применительно к лицам, замещающим муниципальную должность, направлено не только на исключение ситуаций, когда личная заинтересованность такого лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, или становится для него приоритетной по отношению к выполнению государственной функции, что может служить следствием нарушений прав и законных интересов граждан, организаций общества или государства, но в равной степени налагает на это лицо обязанность принимать все возможные меры к исключению аналогичных ситуаций в деятельности лиц, им подчиненных.

При этом, по мнению суда, не имеет значение, что при проведении процедуры закупок были соблюдены требования от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку в рассматриваемом случае глава администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 должен был принять исчерпывающие меры, позволяющие не допустить конфликт интересов при подписании муниципальных контрактов с ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» так как являясь главой администрации МО Новоорский поссовет в силу занимаемого им должностного положения подписывал и утверждал документы, являющиеся основанием для получения ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» из бюджета поселения денежных средств за выполненные работы по контрактам.

Указанная ситуация могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ФИО1 должностных обязанностей, осуществление полномочий и не исключает возможности получения доходов в виде денег.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.12.2003 N 19-П, муниципальная служба, как и государственная, в силу своего публично-правового характера предполагает необходимость профессиональной подготовки служащих и наличие у них соответствующих моральных качеств, что согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления 1985 года об обеспечении подбора высококвалифицированных кадров, основанного на принципах учета опыта и компетентности (статья 6).

Согласно положениям статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.02.2015 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу 07.03.2015 г.) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

ФИО1 занимает высшую должность муниципальной службы, осуществляя полномочия главы поселения Новоорского района Оренбургской области и полномочен осуществлять руководство деятельностью администрации муниципального образования на основе единоначалия и персональной ответственности, решать вопросы местного значения на территории поселения.

Кроме того, он как муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть образцом профессионализма, безупречной репутации, принимать меры по предупреждению коррупции, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. Указанные нормы к муниципальному служащему и его поведению предъявляются и в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21).

Каких-либо доказательств того, что ФИО1 сообщал в Совет депутатов либо в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимал меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено. Данные факты подтверждают бездействие главы муниципального образования Новоорский поссовет в части непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе.

Доводы стороны ответчика о том, что поскольку на тот период отсутствовало нормативное закрепление порядка исполнения обязанности по сообщению о конфликте интересов высшими должностными лицами муниципальных районов и городских округов, должностное лицо (орган) подлежащее уведомлению, сроки, форма, а также процедура и результаты рассмотрения уведомления не были регламентированы, то в связи с указанным правовым пробелом ФИО1 не может нести какую-либо ответственность по не урегулированию возможного наступления конфликта интересов, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ-273 и другими федеральными законами.

В соответствии с действующим законодательством на главу муниципального образования возлагаются обязанности: сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Названные обязанности в полном объеме распространены на лицо, замещающее должность главы муниципального поселения, района и городского округа, а невыполнение указанных обязанностей является основанием для его отставки. Сообщение о возникающем или возникшем конфликте интересов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иных должностей, порядок сообщения закреплен Указом Президента РФ от 22.12.2015 N 650. Данным Указом определяются должностные лица, подлежащие уведомлению, установлены форма уведомления, порядок рассмотрения и варианты принимаемых по уведомлению решений.

Так, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, например, Председатель Правительства РФ, федеральный министр - руководитель федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, Генеральный прокурор РФ и ряд иных должностных лиц сообщают в письменной форме в виде уведомления Президенту РФ. При этом форма уведомления установлена и включает: сообщение об обстоятельствах, являющихся основанием возникновения личной заинтересованности; о должностных обязанностях, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность, а также предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (пп. 2 - 3 прил. N 1 - 4). Рассмотрение уведомления Председателя Правительства РФ осуществляет лично Президент РФ (п. 7). Иные направленные Президенту РФ уведомления по поручению Президента РФ могут быть рассмотрены руководителем Администрации Президента РФ, председателем президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (п. 8). Уведомления по решению уполномоченных лиц могут быть переданы в президиум Совета (п. 10).

Соответственно, на уровне федеральных органов государственной власти порядок уведомления установлен и предполагает единоличное рассмотрение и принятие решения уполномоченным лицом. Коллегиальное рассмотрение возможно только по решению уполномоченного на рассмотрение уведомления лица, но при этом условия принятия такого решения не определены.

Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации не устанавливают порядок сообщения главой муниципального образования, муниципального района и городского округа о конфликте интересов. Предусмотрена санкция за неисполнение главой муниципального образования муниципального района и городского округа указанных обязанностей - удаление в отставку, при этом отсутствие порядка исполнения обязанности не освобождает от ответственности.

В отсутствие должного нормативного закрепления соответствующего порядка сообщения о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, были допустимы несколько вариантов действий главы :

главе муниципального образования муниципального района и городского округа следует уведомить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

главе муниципального образования муниципального района и городского округа следует уведомить представительный орган муниципального образования.

главе муниципального образования муниципального района и городского округа достаточно уведомить комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Из анализа вышеизложенных норм, суд полагает, что направление главой муниципального образования, муниципального района и городского округа уведомления в один из указанных адресов позволит считать выполненной обязанность по сообщению о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и не повлечет за собой применения санкций.

Глава, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющий местную администрацию, связан в силу порядка избрания, подотчетности, подконтрольности с представительным органом муниципального образования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что являясь главой сельского поселения ФИО1 при заключении муниципальных контрактов с ООО «Центр оформления и оценки недвижимости», не принял мер по уведомлению представителя работодателя, в данном случае Совета депутатов о возможности возникновения у него конфликта интересов при заключении муниципальных контрактов с ООО «Центр оформления и оценки недвижимости», а также не принял мер по самоотводу от исполнения должностных обязанностей, связанных с подписанием муниципальных контрактов, возложенных на него ФЗ «О коррупции».

Рассматривая требования прокурора о признании решения Совета депутатов МО Новоорский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным и подлежащим отмене, в связи с несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Новоорского района Оренбургской области по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Новоорской поссовет ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Советом депутатов указанное представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение -рс, согласно которому депутатами принято решение представление прокуратуры Новоорского района Оренбургской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» не удовлетворять, установлено, что факт конфликта интересов в действиях главы МО Новоорский поссовет ФИО1 при подписании муниципальных контрактов с директором ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» ФИО4, не усматривается, поскольку подрядчик был выбран Единой комиссией по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации МО «Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области на основании коммерческих предложений, поступивших от кадастровых инженеров – ИП И.И.А., директора ООО «Центр оформления и оценки недвижимости» ФИО4

В силу части 3 статьи 67 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции", а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов предоставления необходимых документов и материалов о выполнении должностными лицами государственных органов установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов с целью выявления и пресечения коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ.

Прокурор Новоорского района обратился к Совету депутатов МО Новоорский поссовет с представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором просил рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры района, принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь указанных нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении главы муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области ФИО1 к ответственности в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 г. № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В Российской Федерации существует закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей (статья 10). Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти. Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статьи 12, 18,46 и 133 Конституции Российской Федерации).

Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Совета депутатов муниципального образования по принятию решения от 17 января 2018 года, которое прокурор просил признать незаконным осуществлены в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией указанного органа местного самоуправления, процедура рассмотрения представления органа прокуратуры и принятия соответствующего решения, а также форма и порядок муниципального правового акта не нарушены, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права и законные интересы Новоорской районной прокуратуры по рассмотрению такого представления не нарушены.

При этом суду не представлено никаких доказательств, что решение Совета депутатов не соответствует законодательству о противодействии коррупции.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части признания решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным, его отмене, в связи с несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции.

Руководствуясь ст. ст. 194 и 198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области удовлетворить частично.

Установить факт конфликта интересов в действиях главы администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 при заключении им ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ муниципальных контрактов с ООО «Центр оформления и оценки недвижимости».

В удовлетворении исковых требований прокурора Новоорского района в интересах Российской Федерации о признании решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным, его отмене, в связи с несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья подпись А.И. Левченков

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2018 года.

Судья подпись А.И. Левченков