ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-98/19 от 23.07.2019 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-98/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тоншаево

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Соловьёвой Н.В.,

при секретаре Шевеловой Ю.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево гражданское дело по иску ФИО1, действующего за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери Б., ФИО3, ФИО4, действующей за себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К., к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтандарт» о признании услуги неоказанной, обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующий за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери Б., ФИО3, ФИО4, действующая за себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К. обратились в Тоншаевский районный суд с иском к ООО «ЭкоСтандарт», указывая, что в соответствии с законом все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Согласно законодательству места накопления ТКО (контейнерные площадки) должны быть расположены не ближе 20 м и не далее 100 м от дома. Вблизи их дома по адресу: р.<адрес>А, в радиусе более 300 м такие места отсутствуют. В связи с чем считают, что договор публичной оферты, опубликованный на сайте ответчика, ответчиком не выполняется и услуги по обращению с ТКО им не предоставляются, но начисления по неоказанной услуге производятся. При том, что в январе начисления произведены дважды на разные лицевые счета и на разное количество человек. По данному факту они обращались в прокуратуру. В ходе прокурорской проверки их доводы в части удаленности размещения мест накопления ТКО нашли свое подтверждение. Просят признать неоказанной услугу по вывозу ТБО ООО «ЭкоСтандарт» по лицевому счету и по лицевому счету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет за спорный период.

Истцы ФИО3, ФИО4, действующая за себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд рассмотрел дело в отсутствие истцов ФИО3, ФИО4, действующая за себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К., на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что ответчиком не выполняется публичный договор, так как вблизи их дома нет контейнерной площадки, а начисления за обращение с ТКО ответчик им производит. По мнению истцов, ответчик должен брать деньги только с тех жителей, которые живут не далее 100 м от контейнерной площадки. Все, что далее – услуга не оказывается, поэтому начислений быть не должно. Выставляемые истцам ответчиком квитанции не оплачены, пока услуга не будет оказана надлежащим образом, истцы платить за обращение с ТКО не будут. В администрацию по вопросу установки дополнительной контейнерной площадки истцы не обращались. К ответчику с заявлением о перерасчете также не обращались. Отходы они утилизируют самостоятельно: то, что горит – сжигают, то, что гниет – выносят на компостную кучу; твердые отходы закладывают в бетон и делают дорожки у дома. Индивидуальный договор с ответчиком они заключать не желают, это очень дорого.

Представитель ответчика (по доверенности) ФИО2 в судебном заседании иск не признала, в удовлетворении просила отказать, пояснила, что за установку контейнерных площадок и их содержание отвечают органы местного самоуправления. Ответственность ответчика наступает с момента погрузки ТБО из контейнера в мусоровоз. Каждый человек в процессе жизнедеятельности образует отходы. Если истцы считают, что услуга им не оказана, тогда возникает вопрос: «Куда же все отходы деваются?». Отходы нельзя закапывать даже на своем земельном участке. Квитанции формируют не они сами, а ООО «Кустовой вычислительный центр», с которым у них заключено соглашение. Выставление 2 квитанций за январь 2019 года является технической ошибкой. В случае оспаривания произведенного начисления потребитель дожжен обратиться к региональному оператору с соответствующим заявлением, что продиктовано Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Однако истцы с заявлениями о перерасчете к ним не обращались.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск не подлежит удовлетворению.

В суде установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: <адрес>. Всего в доме зарегистрировано 5 человек. Ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ряда районов Нижегородской области, в том числе и Тоншаевского района.

В силу п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. На основании п. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц, проживающих на территории, в том числе, Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, в виде публичной оферты размещен в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ООО «ЭкоСтандарт» по электронному адресу www.ec-st.ru.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. № 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме не только путем составления договора, но и посредством выставляемой исполнителем услуг квитанции, талона и т.д.

За период с января 2019 года по апрель 2019 года по лицевому счету по адресу: р.<адрес>А, истцу ФИО1 выставлены счета на оплату услуг ЖКХ: холодного водоснабжения и обращения с ТКО. Получателем (исполнителем) услуги по холодному водоснабжению является ОАО «Коммунтехсервис», по обращению с ТКО – ООО «ЭкоСтандарт».

За январь 2019 года по лицевому счету по адресу: р.<адрес>А, истцу ФИО5 выставлен счет на оплату услуг ЖКХ: обращения с ТКО. Получателем (исполнителем) услуги является ООО «ЭкоСтандарт».

Выставленные счета истцами не оплачены, истцы оспаривают оказание им ООО «ЭкоСтандарт» услуги по обращению с ТКО, поскольку в радиусе более 300 м от дома по адресу: р.<адрес>А, мест накопления ТКО (контейнерных площадок) не имеется, что подтверждено материалами прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1.1 Публичной оферты по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 1.3 Публичной оферты места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, установлены в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 г. № 752.

Приложение 4.1 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области включает в себя реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Тоншаевского муниципального района.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН).

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Постановлением администрации муниципального образования рабочий поселок Тоншаево Тоншаевского муниципального района Нижегородской области № 21 от 12.02.2019 г. утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования рабочий поселок Тоншаево Тоншаевского муниципального района Нижегородской области. Постановление опубликовано на сайте администрации р.п.Тоншаево по электронному адресу: http://rptonshaevo.ru.

Сообщением прокуратуры Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие вблизи 300 метров от дома истцов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем, несоблюдение органом местного самоуправления при создании мест (площадок) накопления ТКО требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии более 300м от дома истцов, не свидетельствует о нарушении ответчиком условий Публичной оферты по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Образование ТБО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии более 300 м от дома истцов не свидетельствует о ненакоплении таковых истцами.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на том, что не пользуется местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Тоншаевского района, а утилизирует ТКО самостоятельно.

При этом доказательств того, что в спорный период истцы осуществляли самостоятельный вывоз ТБО, не нарушая требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, истцами суду не предоставлено.

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.

При таких обстоятельствах доводы истцов о неоказании им услуг по вывозу ТБО, являются несостоятельными, суд приходит к убеждению, что услуги по обращению с ТКО ответчиком истцам оказывались.

В силу подпункта «д» пункта 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту – Правила), потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам (пункт 148(45) Правил).

Согласно пункту 148(49) Правил установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил.

Требования истцов об обязании ответчика произвести им перерасчет платы за обращение с ТКО за спорный период обусловлены тем, что, по мнению истцов, услуги по обращению с ТКО ответчиком им не оказывались.

Поскольку суд пришел к выводу, что услуги по обращению с ТКО ответчиком истцам оказывались, а доказательств предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, суду не представлено, то оснований для удовлетворения требований истцов об обязании ответчика произвести им перерасчет платы за обращение с ТКО за спорный период не имеется.

Выставление истцам в январе 2019 года счетов на оплату услуг ЖКХ по обращению с ТКО по адресу: р.<адрес>А, одновременно по лицевому счету и по лицевому счету не нарушает прав истцов, поскольку данные квитанции истцами не оплачены, задолженность по лицевому счету в последующие месяцы ФИО3 не предъявлялась. Ответчик объяснил это технической ошибкой.

Кроме того, истцы не лишены права обратиться к региональному оператору с заявлением о несогласии с произведенными начислениями по лицевому счету и по лицевому счету в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1, действующего за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери Б., ФИО3, ФИО4, действующей за себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К., к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтандарт» о признании услуги неоказанной, обязании произвести перерасчет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья (подпись) Н.В.Соловьёва

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

Копия верна:

Судья:

Секретарь: