Дело №
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2016 года Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием прокурора Долгих Д.В.,
ответчика: представителей ООО « Водоканал» ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Кизела в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на ООО « Водоканал» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с заявлением в порядке, предусмотренном Постановлением правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 844, о предоставлении в пользование водных объектов ( реки Кизел, М. Полуденный Кизел, Галановка) с целью сброса сточных вод, в том числе дренажных вод.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой города Кизела с целью укрепления состояния законности в сфере охраны окружающей среды на территории Кизеловского муниципального района проведена проверка соблюдения ООО « Водоканал» требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно п.2 ч.2 ст. 11 Водного Кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11 настоящего Кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются ы пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод. Частью 1 статьи 23 Водного Кодекса РФ установлено, что юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, в пользование, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 ВК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ч. 4 ст. 11 ВК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утвержден Постановлением Правительства РФ № 844 от 30.12.2006 года, пунктом 5 которого установлено, что предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Проверка показала, что в нарушение требований федерального законодательства с заявлением в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 844 в пользование с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод, ООО « Водоканал» в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не обращалось, соответствующее решение указанного органа исполнительной власти Пермского края им не получено. Вместе с тем, предметом деятельности ООО « Водоканал» в соответствии с Уставом, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО
« Водоканал» является - сбор, очистка и распределение воды, дополнительным - удаление и обработка сточных вод, распределение воды. Несоблюдение ООО
« Водоканал» требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов рек Кизел, М.Полуденный Кизел, Галановка как основы жизни и деятельности человека, как важнейших составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации. Обращение прокурора в суд основано на положениях статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, затрагиваются также интересы Российской Федерации, поскольку согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора города Кизела Долгих Д.В. поддержал исковые требования, указав, что срок исполнения ответчиками обязанностей обоснован и реален для исполнения. Представленный ответчиком пакет документов в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с заявлением о предоставлении в пользование водных объектов подготовлен с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации № 844 от 30.12.2006 года, а потому нельзя сделать вывод о том, что ответчик исполнил требования прокурора добровольно.
Представители ООО « Водоканал» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенности, признали исковые требования прокурора, не оспаривают свою обязанность обратиться в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края для предоставления в пользование водных объектов. Не отрицают, что подготовленный пакет документов, направленный в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края подготовлен неполно, они намерены обратиться с новым пакетом документов. Признание иска ответчиками принят судом, о чем вынесено определение.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны окружающей среды, определенных статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», в частности : соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности ; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде ( ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года).
Пунктом 1 статьи 3 Водного Кодекса РФ установлено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Согласно пункта 19 статьи 1 Водного Кодекса РФ сточные воды-дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение ( сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного Кодекса РФ определено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11 настоящего Кодекса, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе и дренажных вод.
Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и ( или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды ( ч.1 ст. 44 Водного Кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 21 Водного Кодекса РФ в иных случаях, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 21 ВК РФ случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ч. 4 ст. 11 ВК РФ.
Частью 1 статьи 23 Водного Кодекса РФ установлено, что юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, в пользование, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 ВК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ч. 4 ст. 11 ВК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Частью 2 статьи 23 Водного Кодекса РФ определено, что в течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, в пользование исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ч. 4 ст. 11 ВК РФ, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Водного Кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-26 ВК РФ.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 26 Водного Кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 21 ВК РФ.
В силу части 6 статьи 23 Водного Кодекса РФ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 844 от 30.12.2006 года. Пункт 5 постановления определил предоставление ы пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в п. 2 Правил, за исключением случаев, указанных в п.п. 3 и 4 правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Принятие вышеуказанных решений согласно подпункта 3.3.6 и пункта 3.3 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением правительства Пермского края от 03.09.2012 года № 756-п, находится в компетенции Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека ( часть 1 статьи 18 вышеназванного Федерального закона).
Как следует из материалов дела и установлено судом согласно п. 2.2 Устава ООО « Водоканал» к основным видам деятельности Общества относятся: удаление и обработка сточных вод, сбор, очистка и распределение воды; распределение воды; удаление и обработка сточных вод ( л.д. 12-29). Из сведений о юридическом лице Единого Государственного реестра юридических лиц видно, что основным видом деятельности ООО « Водоканал» является: сбор, очистка и распределение воды, распределение воды, удаление и обработка воды, удаление и обработка сточных вод
( л.д. 32-35). Как следует из информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ( л.д. 43) ООО « Водоканал» с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных вод не обращалось, решение о предоставлении права пользования водными объектами указанному хозяйствующему субъекту не выдавалось.
Пользование ООО « Водоканал» водными объектами в нарушение действующего законодательства подтверждается представленными документами: - анализами поверхностных вод рек Кизел, Малый Полуденный Кизел, Галановка ( л.д. 71-78);
-показателями содержания загрязняющих веществ водных объектов за сентябрь 2015 года ( 3 квартал 2015 года), октябрь, ноябрь 2015 года ( л.д. 63-70);
-журналом учета поступления сточной воды на городские очистные сооружения за период с сентября 2015 года по ноябрь 2015 года ( л.д. 52-60).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск полностью или частично.
Представители ответчика ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора города признали в полном объеме, последствия признания иска им разъяснены и понятны. Признание иска судом принято, о чем вынесено определение.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что на ООО « Водоканал» следует возложить обязанность по устранить нарушения водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Кизела, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью
« Водоканал» удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью « Водоканал» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с заявлением в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 844, о предоставлении в пользование водных объектов ( р. Кизел, р.М.Полуденный Кизел, г. Галановка) с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Н.Ю. Ибрагимова