ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-98/2017 от 26.05.2017 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2-98/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Косматенко О.А.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

с участием истца – заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадырь) Драгунова А.Г.,

представителя ответчика Федерального казённого учреждения «Анадырская региональная поисково-спасательная база» З..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городском поселении Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа 26 мая 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Анадырская региональная поисково-спасательная база» о возложении обязанностей совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Анадырский районный суд с указанным исковым заявлением. Свои требования обосновал тем, что в ходе проведённой Магаданской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения аварийно-космического поиска и спасения, было установлено, что в нарушение пунктов 5, 6 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 530, п. 12 Требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утверждённых приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, Федеральное казённое учреждение «Анадырская региональная поисково-спасательная база» (далее – ФКУ «Анадырская РПСБ») не оснащена в полном объёме специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, исходя из штатной численности 12 спасателей спасательной парашютно-десантной группы (далее – СПДГ), в соответствии с Приложением № 6 к указанным Требованиям.

Нарушение ФКУ «Анадырская РПСБ» вышеприведённых требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере свидетельствует об отсутствии обеспечения высокого качества профессиональной подготовки, поддержания постоянной готовности к участию спасателей учреждения в проведении поисково-спасательных операций и оказанию помощи пострадавшим, эвакуации их с места бедствия, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на качественное и профессиональное проведение спасателями поисковых и спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие транспортных средств, а также населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. На основании изложенного просит суд обязать ФКУ «Анадырская РПСБ» в срок до 31.12.2018 оснастить спасательную парашютно-десантную группу специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а именно:

- прицепом для транспортировки снегохода - 2 шт,

- катером спасательным с мотором - 1 шт,

- прицепом для транспортировки катера - 1 шт,

- лодкой спасательной (3-4 местной, надувной, жесткомодульной конструкции) с мотором - 1 шт,

- прицепом для транспортировки лодки - 1 шт,

- жилетами спасательными индивидуальными - 10 шт,

- оборудованием для спасательных катеров - 1 компл,

- радиостанциями УКВ-диапазона (50-100 Вт) - 2 шт,

- телеграфным аппаратом (АФТН) - 1 шт,

- программно-техническим комплексом связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - 1 компл,

- мобильным программно-техническим комплексом связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - 2 компл,

- диктофоном цифровым - 1 шт,

- видеопроигрывающим устройством - 1 шт,

- индивидуальным приёмником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS) - 2 шт,

- комплектом гидравлического аварийно-спасательного инструмента - 1 шт,

- пневмодомкратом из силовых эластомерных конструкций грузоподъёмностью 5- 20 т - 1 шт,

- электроножницами - 1 шт,

- автогенорезательной ранцевой установкой (с резаками, шлангами, редукторами, баллонами) - 1 шт,

- подъёмно-переносным устройством типа «Таль» (5 т) - 1 шт,

- сигнально-маркерными устройствами контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» - 15 шт,

- приборами обнаружения спасателей по активным меткам - 2 шт,

- оптико-телевизионными системами обнаружения пострадавших под завалами - 2 шт,

- автономными приборами ночного поиска и обнаружения с цифровым дальномером - 2 шт,

- телевизором типа «Поиск» - 1 шт,

- акустическим прибором обнаружения пострадавших типа «Пеленг-1», «Поиск» - 1 шт,

- поясами авиационными спасательными – 12 шт,

- парашютно-грузовыми системами - 3 шт,

- парашютно-десантными универсальными ремнями - 6 шт,

- парашютными системами (для людей) с УГК - 2 шт,

- парашютными системами первоначального обучения (для людей) - 5 шт,

- ракетницами сигнальными - 3 шт,

- ракетами сигнальными 3-цветными к ракетнице - 21 шт,

- сигнальными устройствами - 2 компл,

- патронами к сигнальному устройству - 2 компл,

- фальшфейерами (факел, свеча) типа ПСНД - 20 шт,

- комплектами выживания спасателей - 2 шт,

- бочками полиэтиленовыми 100 л - 5 шт,

- мешками капроновыми - 50 шт,

- спичками ветровыми в непромокаемой упаковке - 38 шт,

- свечами стеариновыми, светильниками масляными - 50 шт,

- мешочками для сухого пайка - 50 шт,

- сетками-накомарниками, пропитанными репеллентом (в летнее время) - 12 шт,

- устройством для обеззараживания воды из пресных источников - 1 шт,

- респираторами типа «Лепесток» - 12 шт,

- костюмами легкими защитными типа Л-1, ОЗК - 9 шт,

- боевой одеждой пожарного - 9 компл,

- защитными касками пожарного - 9 шт,

- костюмами защитными непромокаемыми - 9 шт,

- перчатками резиновыми защитными - 9 шт,

- индивидуальными дозиметрами - 2 шт,

- фонарями индивидуальными (налобными, карманными), аккумуляторными, батареечными с комплектом элементов питания - 2 шт,

- элементами питания для электрических фонарей - 2 шт,

- химическими источниками света - 12 шт,

- светомаяками типа МИМ с комплектом батарей - 12 шт,

- мешками для транспортного снаряжения - 20 шт,

- рюкзаками штурмовыми, объёмом 40 л - 2 шт,

- рюкзаками экспедиционными, объёмом 70-210 л - 10 шт,

- костюмами противоэнцефалитными, противомоскитными - 12 шт,

- ботинками горными пластиковыми - 12 пар,

- плащ-накидками (нейлон) - 12 шт,

- устройствами для очистки воды (групповыми) - 2 шт,

- устройствами для обеззараживания воды (групповыми) - 2 шт,

- палатками двухместными - 5 шт,

- палатками 4-местными - 3 шт,

- палатками 8-местными - 3 шт,

- бивачными аварийными бачками - 3 шт,

- ковриком теплоизолирующим - 1 шт,

- мешками спальными пуховыми - 2 шт,

- мешками спальными синтепоновыми - 12 шт,

- термосами (ранцевыми) 2-10 л - 5 шт,

- канистрами алюминиевыми 20 л - 5 шт.

Определением судьи от 03.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (том 1 л.д. № 5).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство воздушного транспорта в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, просят суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 1 л.д. № 240-242, 247-250).

В представленном отзыве на исковое заявление третье лицо Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) указывает, что исковое заявление прокурора необоснованно в связи с чем, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 22.08.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатели в установленном законом порядке проходят аттестацию. 12.11.2015 Центральной аттестационной комиссией Росавиации по аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте ФКУ «Анадырьская РПСБ» аттестована на право ведения спасательных работ и оформлено свидетельство об аттестации. Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о соответствии ФКУ «Анадырьская РПСБ» требованиям, предъявляемым к аварийно-спасательным службам (формированиям) при аттестации, и о возможности в полной мере осуществлять возложенные обязанности, в связи с чем, доводы искового заявления о невозможности надлежащего выполнения ФКУ «Анадырская РПСБ» возложенных обязанностей по поиску и спасанию лиц, потерпевших бедствие воздушных судов в связи с неполнотой оснащённости техникой, имуществом и снаряжением, являются необоснованными.

Обращаясь в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределённого круга лиц, прокурор не представил доказательств некачественного и не профессионального исполнения ФКУ «Анадырьская РПСБ» возложенных на него задач и как следствие нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, считает, что интерес в обеспечении ФКУ «Анадырьская РПСБ» материальными ценностями у неопределённого круга лиц отсутствует, поэтому прокурор не обладает правом на обращение в суд с таким иском.

Также считает, что фактически прокурором предъявлен иск в интересах ФКУ «Анадырьская РПСБ» об обеспечении материальными ценностями, в связи с чем, ФКУ «Анадырьская РПСБ» не может быть ответчиком.

Кроме того требования прокурора направлены на принуждение ФКУ «Анадырьская РПСБ» к заключению государственных контрактов на поставку оборудования в нарушение пункта 5 статьи 161, пунктов 2, 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ. Отношения по образованию и расходованию бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, носят публично-правовую природу. Публичный характер бюджетно-правового регулирования предполагает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется. В этой связи, избранный способ защиты нарушенного (по мнению прокурора) права не применим к правоотношениям по исполнению бюджета по расходам.

Также, требования заявленные прокурором, не отвечают критериям определённости, поскольку не содержат чёткой формулировки, какие действия должно предпринять ФКУ «Анадырская РПСБ» для оснащения специальным оборудованием (том 1 л.д. № 247-250).

Истец - заместитель Магаданского транспортного прокурора Драгунов А.Г. в судебном заседании свои требования уточнил и просил суд:

Обязать Федеральное казённое учреждение «Анадырская региональная поисково-спасательная база» в срок до 31 декабря 2019 года приобрести специальную технику, аварийно-спасательное имущество и снаряжение:

- катер спасательный с мотором - 1 шт,

- прицеп для транспортировки катера - 1 шт,

- лодку спасательную (3-4 местную, надувную, жёсткомодульной конструкции) с мотором - 1 шт,

- прицеп для транспортировки лодки - 1 шт,

- оборудование для спасательных катеров - 1 компл,

- радиостанцию УКВ-диапазона (2-5 Вт) - 2 шт,

- программно-технический комплекс связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - 1 компл,

- мобильный программно-технический комплекс связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - 2 компл,

- видеопроигрывающее устройство - 1 шт,

- индивидуальный приёмник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS) - 2 шт,

- пневмодомкрат из силовых эластомерных конструкций грузоподъёмностью 5- 20 т - 1 шт,

- электроножницы - 1 шт,

- подъёмно-переносное устройство типа «Таль» (5 т) - 1 шт,

- сигнально-маркерное устройство контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» - 15 шт,

- прибор обнаружения спасателей по активным меткам - 2 шт,

- оптико-телевизионную систему обнаружения пострадавших под завалами - 2 шт,

- автономный прибор ночного поиска и обнаружения с цифровым дальномером - 2 шт,

- телевизор типа «Поиск» - 1 шт,

- акустический прибор обнаружения пострадавших типа «Пеленг-1», «Поиск» - 1 шт,

- комплект выживания спасателя - 2 шт,

- бочки полиэтиленовые 100 л - 5 шт,

- мешки капроновые - 50 шт,

- спички ветровые в непромокаемой упаковке - 38 шт,

- свечи стеариновые, светильники масляные - 50 шт,

- мешочки для сухого пайка - 50 шт,

- сетки-накомарники, пропитанные репеллентом (в летнее время) - 12 шт,

- устройство для обеззараживания воды из пресных источников - 1 шт,

- респираторы типа «Лепесток» - 12 шт,

- костюмы лёгкие защитные типа Л-1, ОЗК - 9 шт,

- костюмы защитные непромокаемые - 9 шт,

- перчатки резиновые защитные - 9 шт,

- индивидуальные дозиметры - 2 шт,

- химический источник света - 12 шт,

- мешки для транспортного снаряжения - 20 шт,

- рюкзаки штурмовые, объёмом 40 л - 2 шт,

- рюкзаки экспедиционные, объёмом 70-210 л - 10 шт,

- костюмы противоэнцефалитные, противомоскитные - 12 шт,

- ботинки горные пластиковые - 12 пар,

- плащ-накидки (нейлон) - 12 шт,

- устройство для очистки воды (групповое) - 2 шт,

- устройство для обеззараживания воды (групповое) - 2 шт,

- палатки 8-местные - 3 шт,

- бивачные аварийные бачки - 3 шт,

- коврик теплоизолирующий - 1 шт,

- мешки спальные пуховые - 2 шт,

- термосы (ранцевые) 2-10 л - 5 шт,

- канистры алюминиевые 20 л - 5 шт.

Уточнённые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика и.о. директора ФКУ «Анадырская РПСБ» З.., уточнённые исковые требования Магаданского транспортного прокурора признал в полном объёме, и не возражал против их удовлетворения.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив возражения на иск третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно п.п. 1.1, 5 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.

В соответствии с п. 3 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 538, в состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 530 утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации (далее – ФАП-530, Правила), которые обязательны для исполнения всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы, в том числе и для ФКУ «Анадырская РПСБ».

Согласно п.п. 5 и 6 названных Правил, для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя: организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полётами); оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением; оснащение воздушных судов и лётного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.

В соответствии с абз. «в» п. 9 названных Правил, Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп.

Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148 утверждены Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (далее – Требования).

В силу п. 12 названных Требований региональные поисково-спасательные базы должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в Приложении № 6 к Требованиям.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» ФКУ «Анадырская РПСБ» является аварийно-спасательным формированием и осуществляет деятельность по авиационно-космическому поиску и спасанию, на базе которой создана спасательная парашютно-десантная группа (далее – СПДГ).

Из материалов дела следует, что 12.11.2015 ФКУ «Анадырская РПСБ» Центральной аттестационной комиссией Росавиации выдано свидетельство серии 15 № 00497 на право ведения поисково-спасательных работ в качестве профессионального аварийно-спасательного формирования (том 1 л.д. № 252).

В соответствии с Уставом ФКУ «Анадырская РПСБ», утверждённым приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 06.05.2011 № 246, Учреждение находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, приобретает имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение создано в целях выполнения операций (работ) в области авиационно-космического поиска и спасания, для достижения уставных целей Учреждение, в том числе, осуществляет оснащение спасательных парашютно-десантных групп и наземных поисково-спасательных команд необходимым поисковым и аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.

Источниками финансирования Учреждения являются средства федерального бюджета, иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, доводит лимиты бюджетных обязательств, утверждает, бюджетную смету и смету доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством РФ (том 1 л.д. № 42- 51, 225-234).

Как следует из материалов дела исследованных в судебном заседании, а также не отрицается представителем ответчика – и.о. руководителя ФКУ «Анадырская РПСБ», указанное в Приложении № 6 к Требованиям имущество имеется в наличии в ФКУ «Анадырская РПСБ» не в полном объёме, а именно Учреждение не оснащено: следующей специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением: катером спасательным с мотором – в количестве 1 шт; прицепом для транспортировки катера - в количестве 1 шт; лодкой спасательной (3-4 местной, надувной, жёсткомодульной конструкции) с мотором - в количестве 1 шт; прицепом для транспортировки лодки - в количестве 1 шт; оборудованием для спасательных катеров - в количестве 1 компл; радиостанцией УКВ-диапазона (2-5 Вт) - в количестве 2 шт; программно-техническим комплексом связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - в количестве 1 компл; мобильным программно-техническим комплексом связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - в количестве 2 компл; видеопроигрывающим устройством - в количестве 1 шт; индивидуальным приёмником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS) - в количестве 2 шт; пневмодомкратом из силовых эластомерных конструкций грузоподъёмностью 5- 20 т - в количестве 1 шт; электроножницами - в количестве 1 шт; подъёмно-переносным устройством типа «Таль» (5 т) - в количестве 1 шт; сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» - в количестве 15 шт; прибором обнаружения спасателей по активным меткам - в количестве 2 шт; оптико-телевизионной системой обнаружения пострадавших под завалами - в количестве 2 шт; автономным прибором ночного поиска и обнаружения с цифровым дальномером - в количестве 2 шт; телевизором типа «Поиск» - в количестве 1 шт; акустическим прибором обнаружения пострадавших типа «Пеленг-1», «Поиск» - в количестве 1 шт; комплектом выживания спасателя - в количестве 2 шт; бочками полиэтиленовыми 100 л - в количестве 5 шт; мешками капроновыми - в количестве 50 шт; спичками ветровыми в непромокаемой упаковке - в количестве 38 шт; свечами стеариновыми, светильниками масляными - в количестве 50 шт; мешочками для сухого пайка - в количестве 50 шт; сетками-накомарниками, пропитанными репеллентом (в летнее время) - в количестве 12 шт; устройством для обеззараживания воды из пресных источников - в количестве 1 шт; респираторами типа «Лепесток» - в количестве 12 шт; костюмами лёгкими защитными типа Л-1, ОЗК - в количестве 9 шт; костюмами защитными непромокаемыми - в количестве 9 шт; перчатками резиновыми защитными - в количестве 9 шт; индивидуальными дозиметрами - в количестве 2 шт; химическими источниками света - в количестве 12 шт; мешками для транспортного снаряжения - в количестве 20 шт; рюкзаками штурмовыми, объёмом 40 л - в количестве 2 шт; рюкзаками экспедиционными, объёмом 70-210 л - в количестве 10 шт; костюмами противоэнцефалитными, противомоскитными - в количестве 12 шт; ботинками горными пластиковыми - в количестве 12 пар; плащ-накидками (нейлон) - в количестве 12 шт; устройством для очистки воды (групповым) - в количестве 2 шт; устройством для обеззараживания воды (групповым) - в количестве 2 шт; палатками 8-местными - в количестве 3 шт; бивачными аварийными бачками - в количестве 3 шт; ковриком теплоизолирующим - в количестве 1 шт; мешками спальными пуховыми - в количестве 2 шт; термосами (ранцевыми) 2-10 л - в количестве 5 шт; канистрами алюминиевыми 20 л - в количестве 5 шт (том 1 л.д. № 24-41).

В связи с изложенным, довод прокурора о ненадлежащем оснащении Учреждения специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением является обоснованным и он нашёл своё подтверждение в ходе рассмотрения дела.

На дату рассмотрения дела изменения в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 № 148 в части исключения указанных предметов и оборудования не вносились, перечень является действующим и его положения подлежат исполнению.

Оценивая доводы возражений на иск третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно Уставу утверждённого приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 06.05.2011 № 246 ФКУ «Анадырская РПСБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, утверждённый Федеральным агентством воздушного транспорта, приобретает имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде (п.п. 4, 5).

Указание транспортного прокурора о невозможности надлежащего выполнения ФКУ «Анадырская РПСБ» возложенных на него обязанностей по поиску и спасанию лиц, потерпевших бедствие в связи с неполнотой оснащённости техникой, имуществом и снаряжением обосновано, поскольку в силу действующего законодательства Российской Федерации организацией на которую возложено осуществление поиска и спасания, организуется поисково-спасательное обеспечение (п.п. 5 и 6 Правил), по этим же основаниям именно ФКУ «Анадырская РПСБ» и является надлежащим ответчиком по настоящему иску. Тот факт, что ФКУ «Анадырская РПСБ» аттестована на право ведения спасательных работ, не освобождает её от исполнения действующего федерального законодательства, а именно от оснащения поисково-спасательной базы специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, которого у неё нет, но должно быть согласно Приложению № 6 к Требованиям.

Обращаясь в суд с данным иском прокурором приложены доказательства об отсутствии у ФКУ «Анадырская РПСБ» вышеуказанной им специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения в нарушение действующего законодательства, её отсутствие так же подтверждено и самим ответчиком. Никаких доказательств некачественного и не профессионального исполнения ФКУ «Анадырская РПСБ» возложенных на неё задач, истец с учётом характера заявленных требований, представлять в рамках данного гражданского дела и не должен. Несоблюдение ФКУ «Анадырская РПСБ» вышеприведённых требований законодательства создаёт угрозу нарушений прав и законных интересов неопределённого круга лиц, свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей Учреждения в проведении поисково-спасательных операциях, оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия, и этого достаточно для обращения прокурора в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, в соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, довод третьего лица о том, что прокурор не обладает таким правом, является несостоятельным.

Требования, связанные с принуждением ФКУ «Анадырская РПСБ» к заключению государственных контрактов, вопреки утверждениям третьего лица, транспортным прокурором в рамках настоящего гражданского дела не заявлялись.

Заявленные и уточнённые требования транспортного прокурора об обязании ФКУ «Анадырская РПСБ» приобрести вышеуказанную специальную технику, аварийно-спасательное имущество и снаряжение сформулированы чётко, ясно и понятно, в связи с чем, суд не может согласиться с доводом третьего лица о том, что они не отвечают критериям определённости, поскольку не содержат указания на конкретные подлежащие совершению ФКУ «Анадырская РПСБ» действия для оснащения специальным оборудованием.

На основании изложенного, заявленное требование Магаданского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просил установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2019 года, с которым согласился в судебном заседании и ответчик.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует значительных временных и финансовых затрат, бюджетного планирования, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу, о необходимости установления срока исполнения решения суда, до 31 декабря 2019 года.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 88 Гражданско-процессуального кодекса РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Ответчик от уплаты государственной пошлины не освобождён. Иск прокурором подан неимущественного характера в интересах неопределённого круга лиц, в связи с чем, размер государственной пошлины должен определяться согласно положениям, установленным п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц, который составляет 300 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Магаданского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Анадырская региональная поисково-спасательная база» о возложении обязанностей совершить определённые действия, удовлетворить.

Обязать Федеральное казённое учреждение «Анадырская региональная поисково-спасательная база» приобрести специальную технику, аварийно-спасательное имущество и снаряжение:

- катер спасательный с мотором - 1 шт,

- прицеп для транспортировки катера - 1 шт,

- лодку спасательную (3-4 местную, надувную, жёсткомодульной конструкции) с мотором - 1 шт,

- прицеп для транспортировки лодки - 1 шт,

- оборудование для спасательных катеров - 1 компл,

- радиостанцию УКВ-диапазона (2-5 Вт) - 2 шт,

- программно-технический комплекс связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - 1 компл,

- мобильный программно-технический комплекс связи на базе станции спутниковой связи с резервными источниками электропитания с возможностью подключения внешних устройств голосовой связи, компьютера, видеотелефона, цифровой камеры - 2 компл,

- видеопроигрывающее устройство - 1 шт,

- индивидуальный приёмник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS) - 2 шт,

- пневмодомкрат из силовых эластомерных конструкций грузоподъёмностью 5- 20 т - 1 шт,

- электроножницы - 1 шт,

- подъёмно-переносное устройство типа «Таль» (5 т) - 1 шт,

- сигнально-маркерное устройство контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» - 15 шт,

- прибор обнаружения спасателей по активным меткам - 2 шт,

- оптико-телевизионную систему обнаружения пострадавших под завалами - 2 шт,

- автономный прибор ночного поиска и обнаружения с цифровым дальномером - 2 шт,

- телевизор типа «Поиск» - 1 шт,

- акустический прибор обнаружения пострадавших типа «Пеленг-1», «Поиск» - 1 шт,

- комплект выживания спасателя - 2 шт,

- бочки полиэтиленовые 100 л - 5 шт,

- мешки капроновые - 50 шт,

- спички ветровые в непромокаемой упаковке - 38 шт,

- свечи стеариновые, светильники масляные - 50 шт,

- мешочки для сухого пайка - 50 шт,

- сетки-накомарники, пропитанные репеллентом (в летнее время) - 12 шт,

- устройство для обеззараживания воды из пресных источников - 1 шт,

- респираторы типа «Лепесток» - 12 шт,

- костюмы лёгкие защитные типа Л-1, ОЗК - 9 шт,

- костюмы защитные непромокаемые - 9 шт,

- перчатки резиновые защитные - 9 шт,

- индивидуальные дозиметры - 2 шт,

- химический источник света - 12 шт,

- мешки для транспортного снаряжения - 20 шт,

- рюкзаки штурмовые, объёмом 40 л - 2 шт,

- рюкзаки экспедиционные, объёмом 70-210 л - 10 шт,

- костюмы противоэнцефалитные, противомоскитные - 12 шт,

- ботинки горные пластиковые - 12 пар,

- плащ-накидки (нейлон) - 12 шт,

- устройство для очистки воды (групповое) - 2 шт,

- устройство для обеззараживания воды (групповое) - 2 шт,

- палатки 8-местные - 3 шт,

- бивачные аварийные бачки - 3 шт,

- коврик теплоизолирующий - 1 шт,

- мешки спальные пуховые - 2 шт,

- термосы (ранцевые) 2-10 л - 5 шт,

- канистры алюминиевые 20 л - 5 шт.

Установить Федеральному казённому учреждению «Анадырская региональная поисково-спасательная база» срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2019 года.

Взыскать с Федерального казённого учреждения «Анадырская региональная поисково-спасательная база» государственную пошлину в доход бюджета Анадырского муниципального района в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Косматенко

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2017 года.