ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-98/2018 от 22.02.2018 Тюльганского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 февраля 2018 г. п. Тюльган

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сычева А.П.

при секретаре Семещенко Н.В.,

с участием: помощника прокурора Тюльганского района Карпова Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области об обязании выполнить определенные действия,

установил:

прокурор Тюльганского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным заявлением. В обоснование заявленных требований указано, что в муниципальной собственности Чапаевского сельсовета находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства: водопроводные системы, состоящие из скважин и водопроводной сети, расположенные в <адрес> и <адрес>. Между администрацией Чапаевского сельсовета и ООО «Холодная вода» 28.01.2016 года заключен договор технического обслуживания водопроводных сетей, в соответствии с которым ООО «Холодная вода» за плату осуществляет обслуживание указанных объектов. Однако ответчиком не соблюдены требования законодательства о концессионных соглашениях.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района в срок до 31.12.2018 года обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района, в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства: водопроводные системы, состоящие из скважин и водопроводной сети, расположенные в <адрес> и <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Карпов Я.В. исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.

Ответчик администрация МО Чапаевский сельсовет, третье лицо ООО «Холодная вода» для участия в деле своих представителей не направили, не сообщив суду причину неявки. О времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора Карпова Я.В., изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что объекты жилищно-коммунального хозяйства: водопроводные системы, состоящие из скважин и водопроводной сети, расположенные в <адрес> и <адрес>, находятся в муниципальной собственности Чапаевского сельсовета.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в муниципальной собственности может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

С момента официального опубликования (08.05.2013г.) Федерального закона от 07.05.2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных с. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон о водоснабжении и водоотведении) и ст. 28.1 Закона о теплоснабжении.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водоснабжения, отдельные объекты таких систем.

Статья 10 Федерального закона № 115-ФЗ закрепляет существенные условия, которые должны быть включены в концессионное соглашение: 1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; 2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) срок действия концессионного соглашения; 4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; 4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; 5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения; 6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; 6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона; 6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения.

В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: 1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения); 2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; 3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение); 4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера); 5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Передача муниципального имущества – объектов водоснабжения без проведения конкурсных процедур с целью передачи в концессию противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества – скважин и водопроводов, в частности – к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов водоснабжения, и в конечном счете может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению, что повлечет нарушение прав потребителей водоснабжения, то есть неопределенного круга лиц.

Учитывая, что ответчиком вышеприведенные нормы права нарушены, суд считает исковые требования прокурора Тюльганского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области об обязании выполнить определенные действия - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области в срок до 31.12.2018 года обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района, в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства: водопроводные системы, состоящие из скважин и водопроводной сети, расположенные в <адрес> и <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья А.П. Сычев