ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-98/2021 от 24.02.2021 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0

Дело ()

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года ст. Вешенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тютюнникова А.С.,

при секретаре Шаповаловой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шолоховского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области об обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами,

установил:

прокурор Шолоховского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области об обязании разработать проект рекультивации и произвести рекультивацию земельного участка, указав в обоснование требований на то, что прокуратурой района в рамках полномочий ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2208-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с заданием прокуратуры области № 7/2-48-2019 от 25.11.2019 «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения земельного законодательства. В ходе проверки было установлено, что в собственности администрации Меркуловского сельского поселения находится земельный участок с кадастровым номером (земельный участок, северная часть кадастрового квартала , на территории Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области) площадью 48 000 кв.м. (№ записи в ЕГРН , ДД.ММ.ГГГГ), на котором расположен объект размещения отходов (свалка) не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечающий нормам, установленным для объектов размещения отходов, мероприятия по охране указанного объекта пользователем не проводится, какой либо разрешительной документации на использование указанного земельного участка, в качестве объекта размещения отходов собственником, не предоставлено. В связи с чем, необходимо принятие мер к ликвидации незаконного объекта размещения отходов: разработка проекта рекультивации и проведение работ по рекультивации объекта размещения отходов. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований истец просил суд обязать администрацию Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области ликвидировать загрязнение твердыми бытовыми отходами на земельном участке с кадастровым номером (северная часть кадастрового квартала на территории Меркуловского сельского поселения, Шолоховского района, Ростовской области) площадью 48 000 кв.м. в срок до 01 января 2022 года.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шолоховского района Топорков М.М. уточненные исковые требования просил удовлетворить, сообщив, что по результатам проведенной проверки установлены факты хранения твердых коммунальных отходов (ТКО) в местах, не оснащенных в соответствии с требованиями пункта 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды от 14 мая 2019 года № 303, на вышеуказанных земельных участках. Эксплуатация временных мест размещения ТКО без разрешительной документации и не отвечающих санитарным требованиям создает условия для нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод Объекта в эксплуатацию) отсутствуют. Объект не обустроен легким ограждением по периметру всей территории, шлагбаум отсутствует. Минимальные гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов не исполняются. На полигон продолжается осуществление вывоза различных отходов в том числе и опасных неопределенным кругом лиц. В связи с чем земельный участок на котором организованно хранение отходов не может использоваться для размещения отходов, так как не оборудован специально для указанных целей.

Представитель ответчика администрации Меркуловского сельского поселения Фролова Т.Н., в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, сообщив, что земельный участок на котором размещаются ТБО принадлежит на праве собственности администрации Меркуловского сельского поселения и имеет вид разрешенного использования «для размещения площадки ТБО», положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплена возможность использования земельного участка до 01.01.2023, и он не попадает под понятие «несанкционированная свалка», к нему не могут применяться последствия признания свалки несанкционированной, поскольку земля предоставлена непосредственно для размещения ТБО и используется по назначению.

Суд, выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статья 9 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Частью 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок, с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, для размещения площадки ТБО, площадью 48 000, на основании постановления главы Шолоховского района № 436 от 30.09.2011 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Меркуловского сельского поселения, 23.03.2016 МО «Меркуловское сельское поселение» оформлено право собственности на указанный земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.03.2016.

Прокуратурой Шолоховского района Ростовской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при использовании администрацией Меркуловского сельского поселения Шолоховского района земельного участка, с кадастровым номером В ходе проверки 16.12.2020 произведен осмотр земельного участка, расположенного на территории Меркуловского сельского поселения, о чем составлен соответствующий акт. Осмотром установлено, что на вышеуказанном земельном участке размещены твердые бытовые отходы, и иной мусор.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 16.12.2020 составленного помощником прокурора Топорковым М.М.

Из пояснений данных в судебном заседании помощником прокурора Шолоховского района Топорковым М.М. следует, что въезд на указанную свалку не огорожен, не оборудован шлагбаумом, площадь земельного участка, с кадастровым номером , составляет 48 000 кв. м, и фактически по всей площади хаотично разбросаны отходы.

В судебном заседании установлено, что свалка не отвечает минимальным требованиям СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Свалка твердых коммунальных отходов на территории Меркуловского сельского поселения организованна администрацией Меркуловского сельского поселения без разрешительных документов.

В соответствии с п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до 01 января 2023 года при наличии заключения Минприроды России о возможности использования указанных объектов и включении их в территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами.

Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно порядку юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором планируется осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объекте, направляют в Минэкологии заявление о включении объекта в вышеуказанный перечень. Заявка на включение свалки твердых бытовых отходов администрацией Меркуловского сельского поселения в данный перечень в Минэкологии не направлялась.

Таким образом, указанный земельный участок не является объектом размещения твердых бытовых отходов, так как свалка расположенная на земельном участке Меркуловского сельского поселения, какой-либо разрешительной документации не имеет, в перечне объектов размещения твердых коммунальных отходов отсутствует, заключение Минприроды России о возможности ее использования и включения в территориальную схему обращения с отходами отсутствует и как объект размещения твердых бытовых отходов земельный участок в эксплуатацию не вводился.

Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что на земельном участке, с кадастровым номером на площади 48 000 кв.м. осуществляется несанкционированное складирование твердых бытовых отходов.

Наличие на земельном участке с кадастровым номером твердых бытовых отходов и иного мусора представителем ответчика - администрации Меркуловского сельского поселения в ходе судебного заседания не оспаривалось.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика ссылался на то, что в соответствии с п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

Однако, данные доводы не обоснованы, так как в силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии с ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

К вопросам местного значения поселения относится создание благоприятных условий для проживания населения.

В судебном заседании установлено, что свалка организована на территории Меркуловского сельского поселения, на земельном участке, который находится в собственности администрации Меркуловского сельского поселения в связи с чем ответственность по прекращению деятельности эксплуатации свалки, принятии мер по очистке находящихся на территории земельного участка отходов производства и потребления следует возложить на собственника этого земельного участка администрацию Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области.

На основании изложенного суд приходит к выводу, о возложении на администрацию Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области обязанности по ликвидации (свалки) последствий загрязнения земель твердыми бытовыми отходами на земельном участке с кадастровым номером .

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Шолоховского района Ростовской области к администрации Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области об обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами удовлетворить.

Обязать администрацию Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области ликвидировать загрязнение твердыми бытовыми отходами на земельном участке с кадастровым номером (северная часть кадастрового квартала , на территории Меркуловского сельского поселения, Шолоховского района, Ростовской области) площадью 48 000 кв.м. в срок до 01 января 2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.

Cудья подпись А.С. Тютюнников

Копия верна: судья А.С. Тютюнников

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021 в 9 часов 20 минут.