ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-990/2022 от 01.07.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-990/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01.07.2022 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.

с участием помощника Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Шиш М.С., ответчика Никитина А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Никитину А.Л. о запрете эксплуатации воздушного судна,

УСТАНОВИЛ:

Сальский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Никитину А.Л. о запрете эксплуатации воздушного судна, мотивировав свое обращение тем, что Сальской транспортной прокуратурой во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.02.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности» проведена проверка по факту осуществления полетов Никитиным А.Л.

Установлено, что Никитин А.Л., 01 06 2022 в районе <адрес> на воздушном судне типа АН – 2 с/х, регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984 в отсутствие сертификата летной годности, иной предусмотренной требованиями федерального законодательства судовой и летной документации при отсутствии уведомления уполномоченного органа Росавиации об использовании воздушного пространства, а так же отсутствии на воздушном судне автоматической системы определения местоположения и параметров, осуществлял авиационо- химические работы над территории земельного участка с кадастровым номером .

Собственником воздушного судна типа АН – 2 с/х, регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984 является Никитин А.Л., дата г.р, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

В соответствии с п. 124- 125 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 , в воздушном пространстве класса G устанавливается уведомительный порядок использования воздушного пространства. Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.

В ходе проверки установлено, что 01.06.2022года, Никитин А.Л., на воздушном судне типа АН – 2 с/х, регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984г, осуществлял авиационно-химические работы над территории земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес>.

Разрешительный порядок согласования полета с Южным МТУ Росавиации и 16-ой бригадой 4-й армии ВВС и ПВО - тактического соединения Армейской авиации ВКС России с дислокацией на аэродроме <адрес> (в/ч 12628) Никитиным А.Л. не соблюден, сведений о согласовании полетов не имеется.

Воздушное судно, принадлежащие Никитину А.Л., не оборудовано устройством автоматической передачи данных/о местоположении и параметрах полета.

Сертификат летной годности, а также иная, предусмотренная требованиями федерального законодательства судовая и летная документация, в том числе действующий сертификат эксплуатанта, дающие право на выполнение авиационных работ, у Никитина А.Л. отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, собранными доказательствами, объяснениями свидетелей и очевидцев осуществления Никитиным А.Л. полетов 01.06.2022 самолетом типа Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984.

При указанных обстоятельствах эксплуатация Никитиным А.Л. находящегося в его собственности и пользовании воздушного судна - самолета типа Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984 противоречит требованиям федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов.

Невыполнение ответчиком - Никитиным А.Л. требований воздушного законодательства и обязанностей по получению разрешения на выполнение авиационных работ и направления уведомления об использовании воздушного пространства влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов.

Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 67 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) на борту гражданского воздушного судна, в том числе должна находиться документация, в том числе сертификат (свидетельство) эксплуатанта и сертификат летной годности.

Из п. 1.1 ст. 33 ВК РФ следует, что пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 ВК РФ, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 1 ст. 45, ст. 131 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просят суд запретить Никитину А.Л. эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьими лицам воздушного судна Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984 до получения сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, разрешения Южного МТУ Росавиации при согласовании с 16-ой бригадой 4-й армии ВВС и ПВО – тактическое соединение Армейской авиации ВКС России с дислокацией на аэродроме <адрес> (в/ч 12628), оборудования воздушного судна устройствами автоматической передачи данных о местоположении и параметрах полета.

Представитель истца по доверенности помощник Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Шиш М.С. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям. изложенным в заявлении.

Ответчик Никитин А.Л. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает. иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда.

В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В силу ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных пп. 1 - 4 п. 2 ст. 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения (ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно ст. 17 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

В соответствии со ст. 16 ВК РФ со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Сальской транспортной прокуратурой во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.02.2007 № 22 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности» проведена проверка по факту осуществления полетов Никитиным А.Л., в ходе которой установлено, что Никитин А.Л., 01 06 2022 в районе <адрес> на воздушном судне типа АН – 2 с/х, регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984 в отсутствие сертификата летной годности, иной предусмотренной требованиями федерального законодательства судовой и летной документации при отсутствии уведомления уполномоченного органа Росавиации об использовании воздушного пространства, а так же отсутствии на воздушном судне автоматической системы определения местоположения и параметров, осуществлял авиационо- химические работы над территории земельного участка с кадастровым номером .

Собственником воздушного судна типа АН – 2 с/х, регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984 является Никитин А.Л., дата г.р, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>..

01.06.2022года, Никитин А.Л., на воздушном судне типа АН – 2 с/х, регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984г, осуществлял авиационно-химические работы над территории земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес>.

Разрешительный порядок согласования полета с Южным МТУ Росавиации и 16-ой бригадой 4-й армии ВВС и ПВО - тактического соединения Армейской авиации ВКС России с дислокацией на аэродроме <адрес> (в/ч 12628) Никитиным А.Л. не соблюден, сведений о согласовании полетов не имеется.

Воздушное судно, принадлежащее Никитину А.Л. не оборудовано устройством автоматической передачи данных о местоположении и параметрах полета.

Сертификат летной годности, а также иная, предусмотренная требованиями федерального законодательства судовая и летная документация, в том числе действующий сертификат эксплуатанта, дающие право на выполнение авиационных работ, у Никитина А.Л. отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, собранными доказательствами, объяснениями свидетелей и очевидцев осуществления Никитиным А.Л. полетов дата самолетом типа Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984.

При указанных обстоятельствах эксплуатация Никитиным А.Л. находящегося в его собственности и пользовании воздушного судна - самолета типа Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984 противоречит требованиям федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов.

Невыполнение ответчиком - Никитиным А.Л. требований воздушного законодательства и обязанностей по получению разрешения на выполнение авиационных работ и направления уведомления об использовании воздушного пространства влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов.

Из п. 1.1 ст. 33 ВК РФ следует, что пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 ВК РФ, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Воздушного кодекса Российской Федерации к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки.

В соответствии с п. 1 ст. 67 ВК РФ свидетельство о государственной регистрации является судовым документом, выдается эксплуатанту воздушного судна для последующего хранения его на борту, и не является документом, удостоверяющим право юридического или физического лица на воздушное судно.

Вопреки вышеуказанным требованиям действующего воздушного законодательства Никитин А.Л.дата в месте базирования воздушного судна, в отсутствие сертификата летной годности принято решение о допуске указанного воздушного судна к полетам.

Также в ходе проверки установлено, что местом посадки воздушного судна являлось. <адрес>.

Согласно уведомления разрешительный порядок согласования полета с Южным МТУ Росавиации и 16-ой бригадой 4-й армии ВВС и ПВО - тактического соединения Армейской авиации ВКС России с дислокацией на аэродроме <адрес> (в/ч 12628) Никитиным А.Л. не соблюден, сведений о согласовании полетов не имеется.

При указанных обстоятельствах, совершение полетов в закрытой зоне создают потенциальную опасность с учетом геополитической обстановки.

Эксплуатация воздушного судна Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска 05.09.1984г, в отсутствие сертификатов летной годности (удостоверения о годности к полетам не возможна.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеназванными нормативными положениями, исходит из того, что принадлежащее ответчику воздушное судно АН-2, является пилотированным воздушным судно, использование которого в воздушном пространстве осуществляется на основании выданного разрешения и плана полетов с установлением временного и местного режима, а также кратковременных ограничений воздушного пространства. И поскольку ответчиком использование воздушного судна АН -2с/х осуществлялось в нарушение требований действующего воздушного законодательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в отношении конкретного принадлежащего ответчику воздушного судна АН -2с/х.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав, одним из которых является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу указанных норм права, положения, установленные п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав.

Суд приходит к выводу, следует запретить Никитину А.Л. эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьими лицам воздушного судна Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска дата до получения сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, разрешения Южного МТУ Росавиации при согласовании с 16-ой бригадой 4-й армии ВВС и ПВО –тактическое соединение Армейской авиации ВКС России с дислокацией на аэродроме <адрес> (в/ч 12628), оборудования воздушного судна устройствами автоматической передачи данных о местоположении и параметрах полета.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Запретить Никитину А.Л. эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьими лицам воздушного судна Ан-2с/х регистрационный знак идентификационный дата выпуска дата до получения сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, разрешения Южного МТУ Росавиации при согласовании с 16-ой бригадой 4-й армии ВВС и ПВО –тактическое соединение Армейской авиации ВКС России с дислокацией на аэродроме <адрес> (в/ч 12628), оборудования воздушного судна устройствами автоматической передачи данных о местоположении и параметрах полета.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Мотивированное решение составлено 06.07.2022 г.