Дело № 2-990/2024
УИД 92RS0004-01-2024-000049-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
19 февраля 2024 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре судебного заседания – Кузнецовой А.А.,
с участием истцов – ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 ФИО9, ФИО2 ФИО9, ФИО3 ФИО9, ФИО4 ФИО9 к ГУП города Севастополя «Управляющая компания Нахимовского района» о запрете определенных действий, отмены лицензии, взыскании материального ущерба,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Управляющая компания Нахимовского района» (далее — ГУПС «УК Нахимовского района»), в котором просят защитить нарушенные права собственников многоквартирного дома по <адрес>, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, выражающегося в незаконном фактическом управлении ГУПС «УК Нахимовского района» многоквартирным домом по <адрес>; запретить ответчику производить действия с имуществом собственников помещений на праве общей долевой собственности ввиду отсутствия необходимых договоров; отменить в установленном порядке лицензию ГУПС «УК Нахимовского района» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами от 11.02.2016 года, выданную Государственным жилищным надзором города Севастополя, в связи с нарушением жилищного законодательства; обязать ответчика компенсировать истцам материальный ущерб в сумме 18205, 41 рублей и моральный ущерб в размере 10000,00 рублей, судебные расходы возложить на ответчика.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
09 и 10 ноября 2023 года в указанном многоквартирном жилом доме, сотрудники ГУПС «УК Нахимовского района», во главе с директором ФИО5 и главным инженером ФИО6, совершила противоправные действия в виде самоуправного проникновения путем взламывания замков и дверей в подсобные помещения многоквартирного дома, после чего принудительно открыли задвижки, включив таким образом регулярное отопление в доме. Свои действия объяснили, тем, что от трех собственников квартир указанного многоквартирного дома, поступили жалобы, о том, что в жилых помещениях отсутствует отопление, в связи с чем необходимо включить отопление в доме. Истцы считают, что подав регулярное отопление в многоквартирный дом, ответчиком нарушены п.3 Постановления Правительства Севастополя от 23.10.2023 №482-ПП «О начале отопительного сезона 2023 2024 годов на территории города Севастополя» и п.5 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, поскольку большинство собственников многоквартирного дома были против подачи тепла. Кроме того, истцы полагают, что действия ответчика являются самоуправными, поскольку на данный момент у собственников не имеется действующих договоров с ответчиком на оказание услуг, срок действий прежних договоров истек, следовательно ответчик в настоящее время не выбран управляющей компанией. О допущенных нарушениях со стороны ответчика, истцами были поданы жалобы в соответствующие органы, а также направлена претензия в адрес ответчика с расчетом ущерба, понесенного собственниками квартир многоквартирного жилого дома. Однако до настоящего времени условия претензии ответчик не исполнил, в связи с чем истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям изложенных в иске.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, поступило письменное возражение на иск, согласно которому ответчик просит в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ввиду их необоснованности.
Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав пояснения истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с ч.1,2 ст.195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержаться в реестре лицензий субъекта РФ, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по которым осуществляет лицензиат.
Судом установлено, что 13.11.2023 Советом многоквартирного <данные изъяты>, в лице председателя МКД ФИО1 направлено требование в Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя об аннулировании лицензии ГУПС «УК Нахимовского района», поскольку в перечне домов, управляемых ГУПС «УК Нахимовского района», содержащимся в приложении 1 к указанной лицензии отсутствует <адрес>, а также у собственников МКД действующих договоров с ответчиком нет, а срок прежних договоров заключенных в 2019 году истек 01.05.2022. Однако, согласно ответа Госжилнадзора Севастополя №1764/01-17-03.2-09/02/23 от 04.12.2023 года, установлено, что на дату предоставления ответа у Госжилнадзора Севастополя отсутствуют основания для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии ГУПС «УК Нахимовского района».
Так, согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий города Севастополя, ГУПС «УК Нахимовского района» имеет действующую лицензию №092000082 от 11.02.2016 на право осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами города Севастополя. В перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет указанный лицензиат, с 01.05.2019 включены сведения о многоквартирном доме №20 по улице Надеждинцев в городе Севастополе, в связи с заключением договора управления на основании решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленного протоколом от 28.02.2019 №1, согласно которому по пункту 3 Протокола — принято решение выбрать способ управления — управления управляющей организацией; по пункту 4 Протокола — принято решение о выборе управляющей организации для управления многоквартирным домом ГУПС «УК Нахимовского района»; по пункту 5 Протокола — принято решение об утверждении условий договора управления с ГУПС «УК Нахимовского района».
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом <адрес>: пункт 9.1. Договора — договор заключен на три года и вступает в силу с 01.05.2019; в соответствии с пунктом 9.3 Договора — при отсутствии решения общего собрания собственников либо уведомления управляющей организации о прекращении Договора по окончании срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Таким образом, требования истцов об отмене лицензии ГУПС «УК Нахимовского района» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами №№ от 11.02.2016 года, выданную Государственным жилищным надзором города Севастополя, в связи с нарушением жилищного законодательства, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.7 ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Из пояснений истцов усматривается, что 09 и 10 ноября 2023 года сотрудники ГУПС «УК Нахимовского района», во главе с директором ГУПС «УК Нахимовского района» ФИО5 и главным инженером ФИО6, совершила действия в виде самоуправного проникновения путем взламывания замков и дверей в подсобные помещения многоквартирного дома, где находится узел учета тепловой энергии, после чего принудительно открыли задвижки, включив таким образом регулярное отопление в доме.
Истцы считают, что подав регулярное отопление в многоквартирный жилой дом, ответчиком нарушены п.3 Постановления Правительства Севастополя от 23.10.2023 №482-ПП «О начале отопительного сезона 2023 2024 годов на территории города Севастополя» и п.5 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, согласно которым регулярное отопление начинается по окончании «пятидневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха будет ниже +8 градусов Цельсия»
О допущенных нарушениях со стороны ответчика, истцами были поданы жалобы в соответствующие органы, а также направлена претензия в адрес ответчика с расчетом ущерба, понесенного собственниками квартир многоквартирного жилого дома. Однако до настоящего времени условия претензии ответчик не исполнил, в связи с чем истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку считают, что действиями ответчика нарушены их права.
Однако, суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.
Исполнителем коммунальных услуг при лицензионном управлении МКД является управляющая организация, в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354.
За обслуживание системы отопления в рамках лицензионных требований отвечает управляющая компания, а начало отопительного сезона устанавливают органы местного самоуправления, так как согласно правил предоставления коммунальных услуг №№, а также, п.3 №№-ПП, управляющая организация начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Согласно п.п.1,2 постановления Правительства Севастополя «О начале отопительного сезона 2023 2024 годов на территории города Севастополя», постановлено — начать отопительный сезон 2023 и 2024 годов на территории города Севастополя с 27 октября 2023 года, перейти к регулярному отоплению зданий не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха будет ниже 8 градусов Цельсия, или при метеорологическом прогнозе о резком понижении температуры наружного воздуха.
Исполнитель коммунальных услуг начинает отопительный период в сроки установленные уполномоченным органом, то есть сам исполнитель не принимает решения о начале отопительного периода, а руководствуется решением уполномоченного органа.
При этом, в определенных обстоятельствах, исполнитель коммунальной услуги имеет право ее ограничить или приостановить. Такое право предписано нескольким нормативными актами: Разделом ХI Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 №354 (далее — Правила №354); Законом РФ от 07.02.1992 №2300-I “О защите прав потребителей». Однако, ограничить и приостановить подачу коммунального ресурса — являются разными понятиями как с технической, так и с юридической точки зрения.
В соответствии с п.114 Правил №354, ограничение коммунальной услуги — это временное уменьшение объема или количества подачи потребителю коммунального ресурса, а также его подача по суточному графику. Ограничивать правомерно все коммунальные услуги, а приостанавливать нельзя холодное водоснабжение и отопление (п.121 Правил №354).
Принимая во внимание постановление Правительства Севастополя от 23.10.2023 №482-ПП «О начале отопительного сезона 2023 2024 годов на территории города Севастополя», а также обращения жителей дома на отсутствие тепла в квартирах, представителя управляющей компании в присутствии сотрудников полиции дважды открывали запорно-регулирующую арматуру на узле учета тепловой энергии, для подачи и циркуляции теплоносителя в квартиры дома, доступ к которой был ограничен самовольно ФИО1, что подтверждается ответом №7896/01-03-01-14/02/23 от 04.12.2023 Департамента городского хозяйства города Севастополя на жалобу председателя Совета МКД ФИО1.
Таким образом, правовыми основаниями для ограничения или приостановления подачи коммунального ресурса для конкретного МКД является наличие решения общего собрания собственников, где кворум составляет 50% и собственники проголосовали за прекращение или ограничение подачи коммунального ресурса, наличие серьезных нарушений со стороны потребителей или вероятной угрозы для жизни и здоровья жителей МКД. Решение совета дома и председателя, в данном случае недостаточно.
Анализируя изложенное, в том числе по причине отсутствия выше перечисленных обстоятельств и решения собственников, суд приходит к выводу, что управляющая компания действовала в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, в интересах собственников многоквартирного дома, следовательно исковые требования в части защиты нарушенных прав собственников дома, расположенного по адресу: <...>, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, выражающегося в незаконном фактическом управлении ГУПС «УК Нахимовского района» многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты>, а также требование о запрете ответчику производить действия с имуществом собственников помещений на праве общей долевой собственности ввиду отсутствия необходимых договоров, являются необоснованными, потому не подлежат удовлетворению.
Требования о взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации материального ущерба в сумме 18205, 41 рублей и морального ущерба в размере 10000,00 рублей, также не подлежат удовлетворению, поскольку действия управляющей компании являются правомерными, противоправность их действий не подтверждена, наличие причинно-следственной связи между действиями управляющей компании и возникновением ущерба истцами не подтверждено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО9, ФИО2 ФИО9, ФИО3 ФИО9, ФИО4 ФИО9 к ГУП города Севастополя «Управляющая компания Нахимовского района» о запрете определенных действий, отмены лицензии, взыскании материального ущерба – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 27 февраля 2024 года.
Председательствующий У.С. Григорьева