РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2015 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Якушенко И.С. при секретаре Зориной Н.А., с участием истца Шевченко Е., представителя ответчика Межуева В, действующей на основании доверенности от 12.01.2015г. № НЗ -09/6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-991-15 по иску Шевченко Е. к Управлению Пенсионного фонда России (ГУ) в Ленинском районе г.Иркутска о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии
УСТАНОВИ
Шевченко Е. обратился в суд с иском, с заявлением в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ об изменении предмета иска, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Иркутска о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что в 2014 году обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, решением от 03.10.2014 года № ответчиком было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж работы в гражданской авиации не были включены периоды с 01.04.1997 года по 31.03.2014 года в качестве начальника смены, зам. начальника ЛИП по подготовке производства, начальника цеха входного контроля в ОАО «ИАПО», ОАО «Корпорация «Иркут», ИАЗ – филиале ОАО «Корпорация «Иркут», поскольку данное предприятие отнесено к предприятиям экспериментальной авиации, работа в которых не засчитывается в льготный стаж работы в гражданской авиации. Однако, полагает данный отказ незаконным, поскольку, среди видов деятельности ОАО «Корпорация «Иркут» имеются и такие, которые относятся к гражданской авиации, в связи с чем, просит суд признать решение от 03.10.2014 года незаконным, включить в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж спорные периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истец Шевченко Е. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Межуева В исковые требования не признала, пояснив суду, что у истца отсутствует необходимый стаж работы в гражданской авиации, а также предусмотренный законом страховой стаж.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица ОАО «Корпорация «Иркут» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и сведений о причинах неявки суду не сообщили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ. При этом, суду представлено заявление, согласно которому против удовлетворения исковых требований не возражают, поскольку ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» также выполняет функции гражданской авиации.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Решением УПФР в Ленинском районе г.Иркутска № от 03.10.2014 года Шевченко Е., ****год года рождения, было отказано в назначении досрочной трудовой пении по старости, поскольку его стаж на соответствующих видах работ в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации составляет 13 лет 3 месяца 5 дней, при требуемом не менее 20 лет, а страховой стаж работы в гражданкой авиации составляет 13 лет 7 месяцев 8 дней, при требуемом не менее 25 лет.
При этом, в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж не были включены периоды работы с 01.04.1997 года по 31.03.2014 года (17 лет) в качестве начальника смены, зам. начальника ЛИП по подготовке производства, начальника цеха входного контроля в ОАО «ИАПО», ОАО «Корпорация «Иркут», ИАЗ – филиале ОАО «Корпорация «Иркут», поскольку не доказана работа в гражданской авиации, не подтверждена работа в инженерно-техническом составе авиации на работах по непосредственному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
При этом, в стаж на соответствующих видах работ и в стаж работы в гражданкой авиации включены период работы с 29.07.1981 года по 31.03.1997 года в качестве моториста, начальника ПДБ ц.14, слесаря-испытателя, авиационного техника по планеру и двигателям, начальника участка по испытаниям ВС, начальника смены в ИАЗ, в ИАПО, в АООТ «ИАПО» в ОАО «ИАПО».
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В силу п.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.
В соответствии с п.2 ст.27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. 459.
В соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. 459, право на досрочную пенсию за выслугу лет имеют: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
В соответствии с Приложением № З к Инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989 г. № 1-18-И «0 некоторых вопросах пенсионного обеспечения за выслугу лет отдельных категорий работников гражданской авиации и летно-испытательного состава», пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются в том числе и авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
На основании приказа МАП К205 от 21.04.1989 г. Иркутский авиационный завод переименован в Иркутское авиационное производственное объединение - ИАПО, на основании Распоряжения Иркутского агентства госимущества 138- Ак от 1.03.1993 г.- в АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение», на основании Решения регистрационной палаты администрации г.Иркутска от 13.11.1997 г. № 824-ИРП - в ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение», на основании Решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО «ИАПО» от 27.12.2002 г. в ОАО «Научно производственная корпорация «Иркут». В соответствии с Решением внеочередного общего собрания акционеров, изменен юридический адрес организации, новый адрес: г.Москва, Новоалексеевская, 13, стр. 1; в г.Иркутске образован филиал ОАО «Научно производственная корпорация «Иркут» - Иркутский авиационный завод.
Фактически единственным основанием для отказа во включении спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ является отнесение Иркутского авиационного завода с принятием Воздушного кодекса РФ, вступившего в законную силу 01.04.1997 года, к предприятиям экспериментальной авиации.
На основании статьи 4 Воздушного кодекса СССР, утвержденного Постановлением Верховного Совета СССР 11 мая 1983 года, гражданская авиация используется в целях проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ. Действующий в настоящее время Воздушный кодекс РФ с 1 апреля 1997 года в ст. 20 подразделяет авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную.
Согласно ст.23 Воздушного кодекса РФ, авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно- исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
Однако, из Устава ОАО «Корпорация «Иркут» и представленных суду документов следует, что среди видов деятельности Общества имеются и такие, которые относятся к гражданской авиации, а именно: перевозка воздушным транспортом грузов и пассажиров, ремонт авиационной техники, деятельность по обеспечению полетов (техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, обработка и анализ полетной информации, обеспечение стоянки воздушных судов, обеспечение посадки и взлета воздушных судов, аэропортовая деятельность). Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду сертификатами, в том числе сертификатами соответствия от 2004 года, в соответствии с которым ОАО «Корпорация «Иркут» соответствует требованиям законодательства РФ по гражданской авиации и ему дается право производить техническое обслуживание авиационной техники, сертификатом эксплуатанта от 2000 года, согласно которому ОАО «ИАПО» признано соответствующим требованиям законодательства РФ и положениям Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов воздушных судов гражданской авиации.
Согласно справки ОАО «Корпорация «Иркут» от 27.03.2015 года, характер работы Шевченко Е. в должности начальника смены летно-испытательного подразделения, связанной с непосредственным оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов, а также должностные обязанности, не менялись. Указанные обстоятельства также подтверждаются трудовой книжкой истца, должностными инструкциями, пояснениями истца, являющимися в соответствии с действующим законодательством доказательствами по делу.
Таким образом, оценив представленные письменные доказательства, пояснения истца, суд приходит к выводу, что характер выполняемой работы и условия труда истца не менялись как на протяжении периода включенного в льготный стаж, так и на протяжении периода, требование о включении которого заявлено истцом, т.е. истец работал по специальности и в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию. При этом отсутствие в исследованных судом документах прямого указания о том, что истец работал именно в гражданской авиации, при подтверждении его работы в должностях дающих право на досрочное назначение пенсии, не должно нарушать его право на получение досрочной пенсии, поскольку иное применение законодательства являлось бы нарушением правовой определённости и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимой для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж периодов с 01.04.1997 года по 31.03.2014 года (17 лет) в качестве начальника смены, зам. начальника ЛИП по подготовке производства, начальника цеха входного контроля в ОАО «ИАПО», ОАО «Корпорация «Иркут», ИАЗ – филиале ОАО «Корпорация «Иркут». При этом, стаж истца на соответствующих видах работ в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации составляет 13 лет 3 месяца 5 дней, при требуемом не менее 20 лет, а страховой стаж работы в гражданкой авиации составляет 13 лет 7 месяцев 8 дней, при требуемом не менее 25 лет, то с учетом включенного периода продолжительностью 17 лет, право на назначение досрочной трудовой пенсии возникло у истца по достижении 55 лет, то есть 01.10.2014 года.
Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). При этом в силу требований п.2 указанной статьи днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Из решения об отказе в установлении пенсии следует, что истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 24.09.2014 года, в связи с чем, досрочная пенсия подлежит назначению с момента возникновения такого права, то есть с 01.10.2014 года.
Анализ фактических обстоятельств по делу позволяет суду сделать вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шевченко Е. о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГГТК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска № от 03.10.2014 года незаконным.
Включить в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж работы в гражданской авиации период с 01.04.1997 года по 31.03.2014 года в качестве начальника смены, зам. начальника ЛИП по подготовке производства, начальника цеха входного контроля в ОАО «ИАПО», ОАО «Корпорация «Иркут», ИАЗ – филиале ОАО «Корпорация «Иркут».
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска назначить Шевченко Е. пенсию с ****год года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Якушенко