ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-991/2022 от 28.09.2022 Дубненского городского суда (Московская область)

Дело №2-991/2022

РЕШЕНИЕ CУДА

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Алагаевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости и единовременную выплату средств пенсионных накоплений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы в должности воспитателя и назначить досрочную страховую пенсию по старости и единовременную выплату средств пенсионных накоплений.

В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что 05 апреля 2022 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку полагала, что имеется требуемый стаж – 25 лет. 18 апреля 2022 г. ответчиком принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на момент обращения у ФИО1 имелся специальный стаж в 25 лет 00 мес. 09 дней, следовательно, специальный стаж сформировался в 2022 году и пенсия может быть назначена только в 2026 году. При этом пенсионным органом не был засчитан в специальный стаж период работы истицы с 18.09.2014 г. по 24.05.2017 г. в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Теремок» в должности «воспитатель» по мотиву того, что из-за изменения организационно-правовой формы изменился и род деятельности истицы.

Однако, истица не согласна с решением ответчика, указывая на то, что род ее деятельности не менялся, весь спорный период она работала воспитателем. Но согласна с тем, что из периода с 18.09.2014 г. по 24.05.2017 г. подлежит исключению период с 01.05.2014 г. по 31.05.2015 г., поскольку не выполнена норма рабочего времени. Следовательно, период с 01.06.2015 г. по 24.05.2017 г. (01 год 11 месяцев 24 дня) подлежит включению в специальный стаж. При таком положении, специальный стаж был выработан истцом еще 02 апреля 2020 года. В связи с чем, право на назначение пенсии возникло 03 октября 2021 г., т.е. через 18 месяцев.

Учитывая изложенное, ФИО1 просила обязать ответчика:

1. включить ей в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости:

- период работы с 01.06.2015 г. по 24.05.2017 г. (всего 01 год 11 месяцев 24 дня в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Теремок» в должности «воспитатель»;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации – всего 01 месяц 11 дней;

2. признать за истицей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»;

3. назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 05.04.2020 г.;

4. назначить единовременную выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Истица ФИО1, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, реализовав свое право на участие в деле через представителя – адвоката Макарову Л.А., которая исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала по тем основаниям, что специальный стаж – 25 лет - у ФИО1 был выработан только в 2022 году, следовательно, право на досрочную пенсию может быть реализовано только через 48 месяцев. Период работы истицы с 18.09.2014 г. по 24.05.2017 г. пенсионным органом не был засчитан в специальный стаж, т.к. заявленный в наименовании тип учреждения «дошкольное образовательное учреждение» не соответствует фактически осуществляемому в автономном ДОУ «Теремок» роду деятельности. Согласно Уставу от 09.09.2014 г. основной целью деятельности учреждения является, помимо образовательной деятельности, осуществление дополнительного образования. То есть ДОУ по своей сути является образовательным учреждением смешанного типа, а данный тип не предусмотрен Списком №781. Кроме того, в период с 01.05.2014 г. по 31.05.2015 г. не выполнена норма рабочего времени согласно п.4 Постановления Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.

Выслушав позиции сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон).

Статьей 4 Закона, установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ), в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к указанному Федеральному закону.

Указанным Приложением предусмотрено увеличение на 12 месяцев срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право возникнет в 2019 году; на 24 месяца – при возникновении права в 2020 году; на 36 месяцев – при возникновении права в 2021 году; на 48 месяцев – при возникновении права в 2022 году; на 60 месяцев- при возникновении права в 2023 году и последующих годах.

Статья 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусматривает, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным. При возникновении права на пенсию в 2019 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; при возникновении права на пенсию в 2020 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 1 год 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; при возникновении права на пенсию в 2021 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 3 года со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; при возникновении права на пенсию в 2022 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 4 года со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Закона).

В соответствии с пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» устанавливается, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применению подлежит Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 05.04.2022 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика от 18.04.2022 г. истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на момент рассмотрения заявления ее специальный стаж составил 25 лет 00 месяцев 09 дней, и поскольку такой стаж был приобретен только в 2022 году, то право на назначение пенсии будет предоставлено только в 2026 году.

Ответчиком не принято к зачету в специальный стаж период работы истицы с 18.09.2014 г. по 24.05.2017 г. в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Теремок» в должности «воспитатель», поскольку заявленный в наименовании тип учреждения «дошкольное образовательное учреждение» не соответствует фактически осуществляемому в автономном ДОУ «Теремок» роду деятельности.

Также пенсионным органом не принят к зачету период работы истицы с 01.05.2014 г. по 31.05.2015 г. из-за невыполнения нормы рабочего времени.

ФИО1 согласна с исключением периода работы с 01.05.2014 г. по 31.05.2015 г., но не согласна с исключением периода работы с 01.06.2015 г. по 24.05.2017. (1 год 11 месяцев 24 дня), поскольку изменение организационно-правовой формы учреждения не повлекло изменение ее трудовых функций, истица все время работала в должности воспитателя.

С позицией пенсионного органа о том, что указанный спорный период не подлежит включению в специальный стаж, суд согласиться не может по следующим основаниям.

В период с 01.06.2015 г. по 24.05.2017 г. истица работала в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Теремок» в должности «воспитатель», что подтверждается записями в ее трудовой книжке.

В соответствии с пунктом 1.8 Списка №781 работа в дошкольных образовательных учреждениях включается в льготный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.

Согласно данного Списка к дошкольным образовательным учреждениям относятся:

- детские сады всех наименований;

- центр развития ребенка – детский сад;

- ясли-сад (сад-ясли);

- детские ясли.

Учреждение, в котором работала истица в юридически значимый период, было создано путем изменения 18.09.2014 г. типа муниципального дошкольного образовательного учреждения – с центра развития ребенка-детский сад на дошкольное образовательное учреждение.

В соответствии со статьей 17.1. Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Одновременно с изменением типа учреждения, в котором работала истица, на основании пунктов 5 и 6 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», его устав и наименование были приведены в соответствие с указанным законом.

До принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ дошкольные образовательные учреждения делились на следующие виды:

- детский сад;

- детский сад для детей раннего возраста;

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

- детский сад присмотра и оздоровления;

- детский сад компенсирующего вида;

- детский сад комбинированного вида;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников;

- центр развития ребенка - детский сад.

Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» деление образовательных организаций на виды отменено.

Таким образом, не имея оснований использовать в своем наименовании ранее существовавшие понятия, из наименования учреждения были исключены слова, указывающие на его вид.

В настоящее время, в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В соответствии с частью 1 статьи 23 указанного закона образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 23 указанного закона одним из типов образовательных организаций является дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Дошкольное образовательное учреждение и ранее, и сейчас является одним из типов образовательных организаций и в качестве такового включено в Список №781 под пунктом 1.8. раздела «Наименование учреждений».

Несмотря на то, что до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внутри типа образовательного учреждения имелось более мелкое деление на виды, в Список были включены все без исключения виды дошкольных образовательных учреждений.

Судом установлено, что до изменения типа и наименования учреждение, в котором работала истица, являлось центром развития ребенка-детский сад, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 действующего Устава муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» , как и ранее, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей и комбинированной направленности и создано в целях осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительного образования, присмотр и уход за детьми. В п.2.2. зафиксировано, что предметом деятельности ДОУ является предоставление услуг в сфере дошкольного образования.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, а именно, по дополнительным общеразвивающим программам.

В пункте 3.1. Устава указано, что в учреждении реализуются:

- образовательная программа дошкольного образования;

- адаптированная образовательная программа дошкольного образования;

- дополнительные общеразвивающие программы.

При этом образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (п. 2.4 Устава).

При таких обстоятельствах суд считает довод ответчика о том, что при переименовании учреждения, в котором работает истица, был изменен основной вид деятельности учреждения, несостоятельным.

Следовательно, период работы истицы с 01.06.2015 г. по 24.05.2017 г. в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Теремок» в должности «воспитатель» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, специальный стаж работы ФИО1, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, составляет 27 лет 00 месяцев 03 дня:

- 25 лет 00 месяцев 09 дней – зачтены ответчиком;

- 01 год 11 месяцев 24 дня – включены судом.

Следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности у истицы возникло 02 апреля 2020 года, поскольку был выработан необходимый стаж в 25 лет, и в силу положений Федерального закона №350 от 03.10.2018 г. возникшее право на досрочную пенсию могло быть реализовано по истечении 18 месяцев, т.е. с 03 октября 2021 года.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением 05 апреля 2022 года, т.е. по истечении установленного законом срока, что указывает о наступлении обстоятельств, позволяющих реализовать ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В связи с установлением того обстоятельств, что истица на момент ее обращения к ответчику 05.04.2022 г. имела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд на основании ст.4 Федерального закона от 30.11.2011 г. №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и п.п.2,10 Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионный накоплений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 г. №1047, удовлетворяет требования истицы об обязании ответчика назначить ФИО1 единовременную выплату средств пенсионных накоплений.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости и единовременную выплату средств пенсионных накоплений - удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Обязать ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области включить ФИО1 в специальный стаж период ее работы с 01.06.2015 г. по 24.05.2017 г. в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Теремок» в должности «воспитатель».

Обязать ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с 05 апреля 2022 года.

Обязать ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области назначить ФИО1 единовременную выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2022 года.

Судья