ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-991/2022 от 29.08.2022 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.

при секретаре Царёвой Е.П.

с участием представителя ответчика: ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации города Нягани об обязании выплатить субсидию,

УСТАНОВИЛ:

Истец, изменив исковые требования, просила суд обязать ответчиков Администрацию города Нягани и Департамент строительства ХМАО-Югры выплатить субсидию на состав семьи из 4х человек в размере 1 323 025 руб. 20 коп.

Заявленное требование мотивировано тем, что на основании решения Няганского городского суда за истцом признано право на участие в государственной программе ХМАО - Югры «Развитие жилищной сферы» за счет бюджетных ассигнований, утвержденных на текущий финансовый 2020 год. дата решение суда вступило в законную силу, однако до настоящего времени предусмотренная программой субсидия в размере 1 323 025 руб. 20 коп. не выплачена, что нарушает права истца и членов её семьи на улучшение жилищных условий.

Истец в ходе судебного заседания дата настаивала на удовлетворении измененных требований, предъявленных как к Администрации города Нягани, так и к Департаменту строительства ХМАО-Югры, который переименован в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры.

Представитель Администрации города Нягани заявленные истцом требования не признала, суду пояснила, что понуждение к выплате рассчитанной истцом суммы не основано на законе, так как получение денежных средств, в рамках государственной программы, предусмотрено на основании сертификата, выдача которого обусловлена предоставлением претендентом на субсидию указанных в программе документов. Сведения о приобретении истцом жилого помещения с целью улучшения жилищных условий, истцом суду не представлены.

Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, его представитель в суд не явился, до судебного заседания в адрес суда направлен отзыв, согласно которому порядок предоставления выплаты в рамках государственной программы ХМАО - Югры «Развитие жилищной сферы» регламентирован рядом нормативных актов. Финансирование выплат производится за счет федерального, регионального и местного бюджетов, планирование которых осуществляется на соответствующий финансовый год. Ответчиком произведен расчет субсидии, размер которой составляет 1 323 025 руб. 20 коп., однако указано об отсутствии финансирования и невозможности произвести выплаты за счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагаю возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст.61 ГПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Няганского городского суда от дата постановлено: «Признать незаконным постановление Администрации города Нягань от дата года «Об исключении из списка участников мероприятия», которым ФИО2 исключена из списка участников мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».

Восстановить ФИО2 в списке участников мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы» по дате подачи заявления.

Обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ФИО2 в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».

Признать за ФИО2 право на участие в мероприятии Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», за счет бюджетных ассигнований, утвержденных на текущий финансовый 2020 год.».

Решение суда вступило в законную силу на основании определения суда ХМАО-Югры от дата

дата истец обратилась в Администрацию города Нягани о выплате субсидии, на что получила отказ от дата исх., мотивированный тем, что состоявшееся решение не содержит обязанности выплатить субсидию, а Порядок, в соответствии с которым осуществляется обеспечение жильём молодых семей, предусматривает предоставление пакета документов, при наличии которого производится соответствующая выплата.

В рамках исполнения решения Няганского городского суда от дата и принятого на основании данного решения постановления Администрации города Нягани от дата, истец и члены её семьи в составе из четырех человек восстановлены в списке участников Мероприятия, предусмотренного Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее Программа).

Первоначально истцом было подано заявление об участии в Программе дата. Вступившим в законную силу решением суда от дата постановлено восстановить истца в списке участников Программы по дате подачи заявления, а также признать за истцом право на участие в программе за счет бюджетных ассигнований, утвержденных на текущий финансовый 2020 год.

До настоящего времени субсидия истцу не выплачена.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от дата утверждена государственная программа ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы». Одним из мероприятий данной Программы обеспечение жильём молодых семей путем предоставления субсидий.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от дата утвержден Порядок обеспечения жильём молодых семей (далее Порядок), которым предусмотрены правила и условия предоставления мер государственной поддержки в виде социальной выплаты молодым семьям.

В соответствии с данным порядком социальная выплата предоставляется молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий (п.3 Порядка).

Согласно пункту 13 Порядка социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, средств местных бюджетов. За счет средств местного бюджета предоставляется не менее 5% от суммы социальной выплаты остальные 95% за счет средств Федерального бюджета.

Порядком предусмотрено, что социальная выплата может быть использована:

для оплаты договора купли-продажи жилого помещения, договорастроительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) или строительство индивидуального жилого дома; для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере;

для погашения основного долга (части основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве, договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве или строительство индивидуального жилогодома либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве, договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

для уплаты цены договора участия в долевом строительстве или уплаты цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве.

Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Участники мероприятия должны приобрести жилое помещение (одно или несколько), отвечающее требованиям, установленным статьями 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение (строится индивидуальный жилой дом) для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся кзонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, общей площадью не менее учетной нормы площади жилого помещения на всех членов семьи, установленной органом местного самоуправления в месте его приобретения (строительства).

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства), в том числе являющееся объектом долевого строительства, должно находиться на территории автономного округа.

Участник мероприятия имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц, с учетом требований, установленных абзацем вторым подпункта 4.3 пункта 4 порядка, жилого помещения, в том числе являющегося объектом долевого строительства, как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающего требованиям пункта 5 порядка (пункты4-6 Порядка)

Пунктами 30 -37 Порядка установлены условия предоставления субсидии, которые предусматривают включение претендента в список на соответствующий финансовый год, предоставление установленного перечня документов и выдачу сертификата на получение субсидии.

Так, согласно пункту 31 Порядка Департамент строительства автономного округа на основании списков участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальных выплат в планируемом году, представленных уполномоченными органами, и с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из Федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальных выплат в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы, в пределах срока ее действия.

Утвержденный Департаментом строительства автономного округа сводный список представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения N 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.

После доведения ответственным исполнителем ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету автономного округа на планируемый (текущий) год, до исполнительных органов государственной власти автономного округа Департамент строительства автономного округа на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете автономного округа и местных бюджетах на соответствующий год на реализацию мероприятия, с учетом указанных средств утверждает список молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы (далее - список претендентов).

Согласно пункту 32 Порядка Департамент строительства автономного округа в течение первых 5 рабочих дней календарного года, на который утвержден список претендентов, направляет уполномоченным органам выписки из него.

Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:

СтЖ = Н х РЖ, где:

СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья;

РЖ - норма предоставления общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности:

42 кв. м общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 2 человек;

18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семьи, состоящей из 3 или более человек;

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный уполномоченным органом, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по автономному округу, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, средств местных бюджетов.

За счет средств местного бюджета предоставляется не менее 5 процентов от суммы социальной выплаты в виде субсидии, определяемой в соответствии с настоящим порядком.

Оставшийся размер социальной выплаты предоставляется за счет средств бюджета автономного округа.

При обращении с иском в суд истцом представлен расчет социальной выплаты на основании приведенной выше формулы, размер которой составляет 1 323 025 руб. 20 коп.

Аналогичный расчет приведен в отзыве на исковое заявление Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры. Ответчики по данному делу верность произведенного истцом расчета не оспаривали.

Исследованный судом Порядок позволяет прийти к выводу, что признание в судебном порядке за истцом и членами её семьи права на участие в Программе, а также Порядок расчета и предоставления социальной выплаты свидетельствуют о наличии обязанности у ответчиков перед истцом в выплате соответствующей субсидии.

Согласно п.5 ст.10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что с дата истец на основании поданного ею заявления в адрес Администрации города Нягани является участником Программы, т.е. пытается в установленном законом порядке воспользоваться мерами социальной поддержки.

Решением суда от дата исключение истца из числа участников программы по возрастному цензу признано незаконным и Департамент строительства ХМАО - Югры понужден к включению ФИО2 в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году, за истцом признанно право на участие в Программе за счет бюджетных ассигнований, утвержденных на текущий финансовый 2020 год.

Исследованные судом позиции ответчиков фактически сводятся к отсутствию финансирования и наличие нарушений порядка предоставления субсидии.

Вместе с тем, суд полагает, что само по себе право истца на участие в Программе, подтвержденное решением суда от дата, где судом достоверно установлен факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, свидетельствует о законности требования к понуждению ответчиков в выплате субсидии. Обратное означало бы отсутствие оснований для участия истца и членов её семьи в Программе. При этом, разрешая измененные исковые требования в пользу истца, суд не находит обоснованным возражения представителя Администрации города Нягани о возможном нецелевом использовании денежных средств, так как Порядком предусмотрены виды возможного использования социальной выплаты, а органы, как местного самоуправления, так и государственной власти не лишены возможности контроля за целевым использованием соответствующих средств истцом.

Учитывая изложенное. суд приходит к выводу о возможном удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Измененные требования, заявленные ФИО2, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Нягани, Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры выплатить социальную выплату ФИО2 (паспорт ) на состав семьи из четырех человек, включая супруга ФИО3 (паспорт ), дочь ФИО4 (свидетельство о рождении ), сына ФИО5 (свидетельство о рождении ) в размере 1 323 025 руб. 20 коп. в рамках реализации мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Няганский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено дата.

Судья П.В. Вараксин