Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-992/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2011 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова Р.Г.,
с участием заместителя Белебеевского межрайонного прокурора Закиева Т.З.,
при секретаре Хуснуллиной И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения г. Белебей Муниципального района Белебеевский район РБ, Совету городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений закона и о признании не соответствующими закону отдельных положений Устава городского поселения г. Белебея Муниципального района Белебеевский район РБ,
УСТАНОВИЛ:
Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя тем, что Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ была проведена проверка по факту не приведения Устава городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ в соответствие с федеральным законодательством, в ходе которой установлено следующее:
Муниципальное образование - городское поселение г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ действует на основании соответствующего Устава с изменениями и дополнениями, зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ по РБ 11.01.2008 г. и опубликованными в газете «Белебеевские известия». Отдельные положения Устава данного городского поселения противоречат федеральному законодательству.
Так, в соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Пункт 5 ч.1 ст. 4 Устава сельского поселения к вопросам местного значения относит только содержание и строительство указанной категории дорог общего пользования. Между тем, понятие «дорожная деятельность» предусматривает и капитальный ремонт дорог, другие мероприятия.
В соответствии с ФЗ от 29.12.2006 г. №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» п.п. 16, 29 п.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2008 г. Таким образом, вопросы оказания содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения, расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством исключены из перечня вопросов местного значения. Однако в нарушение закона данные вопросы отнесены к вопросам местного значения (п.п. 18, 31 ч. ст.4 Устава поселения).
Согласно п.п.2 п.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе устанавливать официальные символы муниципального образования. Указанное полномочие органов местного самоуправления Устав поселения не содержит.
Также, в нарушение п.п. 9.1, п. 10 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае его призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, Устав поселения данное положение не содержит.
Из содержания п.6 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ следует, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 25 Устава поселения, Глава городского поселения издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения, организации работы администрации, что не соответствует федеральному законодательству.
В соответствии с ч.1 ст. 185 Бюджетного кодекса РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. Между тем, в ч. 1 ст. 39 Устава поселения указано, что проект решения об утверждении бюджета вносится в Совет до 01 декабря текущего года, что противоречит Бюджетному кодексу РФ. Указанный в ч.2 ст. 39 Устава поселения перечень документов, вносимых на рассмотрение Совета одновременно с проектом решения об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год, не соответствует требованиям ст. 184.2 БК РФ.
Статья 75 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающая полномочия по выдаче трансфертов населению, ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования Бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 г. №63-ФЗ, признана утратившей силу с 1 января 2008 года. Между тем, частью 3 ст. 37 Устава городского поселения («Расходы местного бюджета») закреплена возможность предоставления трансфертов населению из местного бюджета, что противоречит требованиям законодательства.
Так, в нарушение требований ч. 4 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Устав городского поселения не предусматривает участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления посредством удаления главы муниципального образования в отставку на основании ст. 74.1 данного Федерального Закона. В нарушение п. 10 ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, глава 8 Устава городского поселения среди оснований для прекращения полномочий главы администрации не предусматривает удаление его в отставку в соответствии с процедурой, регламентированной ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 г. №13 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанное полномочие органов местного самоуправления Устав поселения не содержит, что также не соответствует п. 2.1 ч. 6 ст. 36 вышеназванного Федерального Закона.
Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава поселения («Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения») органы местного самоуправления поселения имеют право на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения). В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" в пункте 4.1 части 1 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" слова "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро-и (или) теплоснабжения)" исключены с 13.08.2010 г..
Также, Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О теплоснабжении", в часть 1 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131 внесено дополнение следующего содержания: "4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". В этой связи указанные положения Устава городского поселения вошли в противоречие с нормами действующего федерального законодательства.
Согласно ч.4 ст. 6 Устава, инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию городского поселения, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии местного референдума с ходатайством орегистрации группы. Согласно п.п. 39-41 ст. 2 ФЗ от 12 06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", комиссии референдума подразделяются на:
комиссия референдума вышестоящая (вышестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом, уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;
комиссия референдума нижестоящая (нижестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом, уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;
комиссия референдума, организующая референдум (организующая референдум комиссия референдума), - комиссия референдума, на которую законом, уставом муниципального образования возложено руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующего референдума.
Вопреки вышеуказанным требованиям закона, Уставом муниципального образования не определены вышестоящая комиссия референдума, нижестоящая комиссия референдума, организующая референдум комиссия референдума, а только указана комиссия местного референдума, которая не предусмотрена действующим законодательством.
Пунктом 3 ст. 21 Устава установлено, что порядок формирования, компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательной комиссий городского поселения являются такими же, как и в соответствующем федеральном законе и Кодексе РБ о выборах.
В соответствии с п.6 ст. 24 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Указанное требование закона Устав поселения не содержит.
Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" внесены изменения в ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, а именно в п.20 ч.1 ст. 14 исключены слова «капитального ремонта»; после слов "разрешений на строительство" дополнено словами «за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами". Таким образом, необходимо привести в соответствие п. 22 ст. 4 Устава городского поселения.
Федеральным законом от 11.07.2011 г. N 192-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 5 ч. 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ дополнен нормой, согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Статьей 4 Федерального закона от 21.04.2011 N 69- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в ФЗ N 131-ФЗ п. 5 ч. 1 ст. 14 дополнен с словами " включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)", а также нормой согласно которой, к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Данные положения в Уставе городского поселения отсутствуют.
Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ «Об" искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, предусматривающая вопросы местного значения сельского поселения дополнена пунктом 37: «обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом». Также п. 15 вышеуказанной статьи Закона дополнен нормой, согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" часть 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, предусматривающая вопросы местного значения сельскогопоселения дополнена пунктом 35: «осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей» и пунктом 36 «осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны». Также пункт 27 вышеуказанной статьи Закона дополнен нормой, согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. Между тем, положения Устава городского поселения не предусматривают вышеперечисленных изменений Закона.
Статьей 4 ФЗ от 25.07.2011 г. N 261 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов" внесены изменения в статью 40 ФЗ N 131-ФЗ, которая дополнена п. 11: «Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания». Таким образом, необходимо внести изменения в Устав городского поселения путем включения в ст. 22 Устава норм, предусмотренных п. 11 статьи 40 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно информации прокуратуры республики от 18.10.2011 г., Устав городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ с января 2008 года не приведен в соответствии с требованиями федерального законодательства. По информации управляющего делами администрации городского поселения, направленные за период с 2008 г. по истекший период 2011 г. акты прокурорского реагирования касательно внесений изменений в Устав городского поселения рассматривались Советом городского поселения и по ним принимались соответствующие решения о внесении изменений в Устав, которые направлялись в Управление РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов каждый месяц по мере их принятия и в Министерство юстиции РФ по РБ. Положительные ответы на данные вносимые изменения не поступили, предлагалось подождать разработанного модельного устава для городских поселений. Таким образом, администрацией и советом городского поселения до настоящего времени надлежащих мер по приведению в соответствии с действующим федеральным законодательством устава городского поселения не принято, что нарушает права неопределенного круга лиц при решении вопросов местного значения. В связи с чем просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не направлении в регистрирующий орган принятых решений о внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения г. Белебей МР Белебеевский район РБ, обязать устранить выявленные нарушения и признать несоответствующими действующему федеральному законодательству указанные в иске положения Устава городского поселения г. Белебей МР Белебеевский район РБ.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, установив срок для исполнения до 01.02.2012 г..
Представитель Администрации городского поселения г. Белебей Муниципального района Белебеевский район РБ и Совета городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ ФИО1, действующая на основании доверенностей, исковые требования признала в полном объеме, при этом пояснила о том, что на 19 января 2012 г. назначена регистрация нового Устава с изменениями, указанными в исковом заявлении.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд, разъяснив сторонам последствия признания иска, принимает признание иска представителем ответчиков - Администрации городского поселения г. Белебей Муниципального района Белебеевский район РБ и Совета городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ - ФИО1, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
Исходя из изложенного, суд признает бездействие ответчиков, выразившееся в не направлении в регистрирующий орган принятых решений о внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения г. Белебей МР Белебеевский район РБ незаконным; несоответствующими действующему федеральному законодательству указанные в иске положения Устава городского поселения г. Белебей МР Белебеевский район РБ
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения г. Белебей Муниципального района Белебеевский район РБ и Совета городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ, выразившееся в не направлении в регистрирующий орган принятых решений о внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения г. Белебей МР Белебеевский район РБ.
Обязать Администрацию городского поселения г. Белебей Муниципального района Белебеевский район РБ и Совет городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ устранить выявленные нарушения в срок до 01.02.2012 года.
Признать не соответствующими действующему федеральному законодательству положения Устава городского поселения г. Белебей МР Белебеевский район РБ, выявленные при проверке.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Федеральный судья: Шакиров Р.Г.