Дело № 2-992/2020
УИД: 55RS0026-01-2020-001011-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседания Бондаренко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по исковому заявлению администрации Омского муниципального района Омской области к АНВ о взыскании суммы грантовой поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к АНВ о взыскании суммы грантовой поддержки. В обоснование заявленных требований указано, что в рамках реализации вопросов местного значения муниципального района администрацией Омского муниципального района Омской области принято постановление от 12 апреля 2012 года № 599-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса». Постановлением администрации от 7 июля 2014 года № П-14/ОМС-671 утвержден Порядок предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса. Постановлением администрации от 13 ноября 2013 года № П-13/ОМС-2117 утверждена муниципальная программа Омского муниципального района Омской области «развитие экономического потенциала в Омском муниципальном районе Омской области». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию обратилась АНВ с заявлением на предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса. Распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ индивидуальному предпринимателю АНВ предоставлена грантовая поддержка на создание и развитие собственного бизнеса в размере 400 000 рублей. На основании пункта 4 указанного распоряжения между администрацией Омского муниципального района Омской области и АНВДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении грантовой поддержки. Согласно пункту 1.1. Соглашения грантодатель обязуется предоставить грантовую поддержку грантополучателю на реализацию им проекта «<данные изъяты>», а грантополучатель обязуется принять грантовую поддержку и распорядиться ею в соответствии с целями, условиями и в порядке закрепленным Соглашением и Порядком предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденным Постановлением администрации от 7 июля 2014 года №П14/ОМС-671. Согласно пункту 1.2. Соглашения сумма грантовой поддержки составляет 400 000 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 372 439 рублей 48 копеек, за счет средств районного бюджета – 27 560 рублей 52 копейки. Подпунктом 4.1.1. пункта 4.1. Соглашения определено, что грантодатель обязан перечислить средства грантовой поддержки грантополучателю по реквизитам, указанным в пункте 9 «Юридические адреса и реквизиты сторон». Согласно подпункту 4.2.3. пункта 4.2. Соглашения грантодатель имеет право потребовать возврата полученных грантополучателем денежных бюджетных средств грантовой поддержки в случае нарушения грантополучателем установленных Соглашением сроков предоставления отчетности, целей и условий расходования бюджетных средств грантовой поддержки или при нарушении (невыполнении) календарного плана использования средств, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пунктом 5.1. Соглашения предусмотрены обязанности грантополучателя, в том числе: создать 2 рабочих места, обеспечив трудоустройство работников в соответствии с требованиями действующего законодательства; обеспечить в установленные сроки представление установленных Соглашением отчетных документов, а именно представление ежеквартальной отчетности в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения; незамедлительно информировать грантодателя о невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности дальнейшего исполнения проекта; соблюдать требования к реализации проекта, установленные порядком; осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения. Пунктом 7.1. определено, что в случае непредставления грантополучателем грантодателю финансовой отчетности в сроки, установленные календарным планом использования бюджетных средств, грантодатель вправе запрашивать у грантополучателя соответствующие документы и письменные разъяснения, которые должны быть представлены в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Днем получения указанного запроса грантополучателем считается пятый день с момента его отправки почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Согласно пункту 7.2. Соглашения в случае невыполнения грантополучателем требований, установленных пунктом 5.1. Соглашения, а также выявления грантодателем недостоверности представленных грантополучателем сведений и документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств, грантополучатель обязан возвратить все бюджетные средства, полученные по Соглашению, в бюджет Омского муниципального района Омской области в срок не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления о возврате бюджетных средств путем их перечисления на лицевой счет грантодателя. В соответствии с пунктом 7.3. Соглашения в случае установления грантодателем фактов нарушения целей, условий и сроков использования денежных средств грантовой поддержки по итогам предоставления грантополучателем финансовой отчетности, требований Порядка, а также недостоверности представленных грантополучателем сведений и отчетных документов грантодатель направляет грантополучателю письменно требование о возврате денежных средств. Грантополучатель обязан возвратить все бюджетные средства, полученные по Соглашению, в бюджет Омского муниципального района Омской области в двух недельный срок дня получения им требования. Днем получения грантополучателем указанного требования считается пятый день с момента его отправки почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Аналогичные нормы закреплены в Порядке предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденном постановлением администрации Омского муниципального района Омской области 7 июля 2014 года № П/14/ОМС-671 (пункты 9.8. – 9.10). В части перечисления средств грантовой поддержки грантополучателю в сумме 400 000 рублей истец выполнил свои обязательства, что подтверждается платежным поручением № 589 от 18 декабря 2018 года (средства областного бюджета – 372 439 рублей 48 копеек) и платежным поручением № 582 от 18 декабря 2018 года (средства районного бюджета – 27 560 рублей 52 копейки). После получения средств грантовой поддержки в сумме 400 000 рублей, ответчик не выполнила свои обязательства в части создания двух рабочих мест с обеспечением трудоустройства работников в соответствии с требованиями действующего законодательства; обеспечения в установленные сроки представление установленных Соглашением отчетных документов, а именно предоставление ежеквартальной отчетности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения; незамедлительного информирования грантодателя о невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности дальнейшего исполнения проекта; соблюдения требования к реализации проекта, установленные Порядком; осуществления предпринимательской деятельности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения (согласно выписке из ЕГРИП от 19 марта 2020 года ФИО1 прекратила свою предпринимательскую деятельность 12 декабря 2019 года). Администрация направила ответчику письмо с уведомлением о вручении от 18 марта 2020 года №ИСХ-№ о возврате бюджетных средств в двухнедельный срок со дня получения требования. Ответчик в установленный срок денежные средства не возвратил. Просит взыскать с АНВ в пользу администрации Омского муниципального района Омской области грантовую поддержку в сумме 400 000 рублей, расторгнуть соглашение о предоставлении грантовой поддержки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между АНВ и администрацией Омского муниципального района Омской области.
В судебном заседании представитель истца администрации Омского муниципального района Омской области ВЮА, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик АНВ в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что средства грантовой поддержки были использованы ей по назначению, однако ввиду экономического кризиса, снижения платежеспособности людей и, соответственно, спроса, проект истца доходы не принес. Несоблюдение ею требований относительно организации двух рабочих мест объясняет нерентабельностью в связи с отсутствием заказов. Указывает, что временно прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с тем, что необходимо уплачивать страховые взносы. Считает, что грантовая поддержка имеет природу субсидии, является безотзывной и осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством, гран может быть взыскан только в случае нецелевого использования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономики Омской области в судебном заседании МЕС, действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
В статье 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указаны основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из которых является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах) (пункт 3 части 1).
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктом 1 пунтка 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 78 бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Администрацией Омского муниципального района Омской области принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса».
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № П-14/ОМС-671 утвержден Порядок предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № П-13/ОМС-2117 утверждена муниципальная программа Омского муниципального района Омской области «развитие экономического потенциала в Омском муниципальном районе Омской области».
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию обратилась АНВ с заявлением на предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса.
На заседании конкурсной комиссии по предоставлению грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю АНВ грантовой поддержки в размере 400 000 рублей.
Распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ индивидуальному предпринимателю АНВ предоставлена грантовая поддержка на создание и развитие собственного бизнеса в размере 400 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Омского муниципального района Омской области и АНВ заключено соглашение о предоставлении грантовой поддержки.
Согласно пункту 1.1. Соглашения грантодатель обязуется предоставить грантовую поддержку грантополучателю на реализацию им проекта «<данные изъяты>», а грантополучатель обязуется принять грантовую поддержку и распорядиться ею в соответствии с целями, условиями и в порядке закрепленным Соглашением и Порядком предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденным Постановлением администрации от 7 июля 2014 года №П14/ОМС-671.
Согласно пункту 1.2. Соглашения сумма грантовой поддержки составляет 400 000 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 372 439 рублей 48 копеек, за счет средств районного бюджета – 27 560 рублей 52 копейки.
Подпунктом 4.1.1. пункта 4.1. Соглашения определено, что грантодатель обязан перечислить средства грантовой поддержки грантополучателю по реквизитам, указанным в пункте 9 «Юридические адреса и реквизиты сторон».
Согласно подпункту 4.2.3. пункта 4.2. Соглашения грантодатель имеет право потребовать возврата полученных грантополучателем денежных бюджетных средств грантовой поддержки в случае нарушения грантополучателем установленных Соглашением сроков предоставления отчетности, целей и условий расходования бюджетных средств грантовой поддержки или при нарушении (невыполнении) календарного плана использования средств, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.1. Соглашения предусмотрены обязанности грантополучателя, в том числе: создать 2 рабочих места, обеспечив трудоустройство работников в соответствии с требованиями действующего законодательства; обеспечить в установленные сроки представление установленных Соглашением отчетных документов, а именно представление ежеквартальной отчетности в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения; незамедлительно информировать грантодателя о невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности дальнейшего исполнения проекта; соблюдать требования к реализации проекта, установленные порядком; осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения.
Администрация Омского муниципального района Омской области перечислила АНВ сумму грантовой поддержки, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и №.
Данный факт в судебном заседании сторонами не отрицался.
Администрация Омского муниципального района Омской области указывает, что ответчик не выполнила свои обязательства в части создания двух рабочих мест с обеспечением трудоустройства работников в соответствии с требованиями действующего законодательства; обеспечения в установленные сроки представление установленных Соглашением отчетных документов, а именно предоставление ежеквартальной отчетности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения; незамедлительного информирования грантодателя о невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности дальнейшего исполнения проекта; соблюдения требования к реализации проекта, установленные Порядком; осуществления предпринимательской деятельности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения (согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГАНВ прекратила свою предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ).
Администрация направила ответчику письмо с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ №№ о возврате бюджетных средств в двухнедельный срок со дня получения требования. Ответчик в установленный срок денежные средства не возвратил.
Указанные нарушения АНВ в ходе судебного разбирательства не отрицала, указала, что ввиду кризисной ситуации доходы у предприятия отсутствуют, в связи с чем создание двух рабочих мест является нецелесообразным. Кроме того, ввиду отсутствия доходов и обязанности уплачивать страховые взносы АНВ было принято решение о временном прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Ежеквартальная отчетность не предоставлялась ответчиком по причине отсутствия доходов и в последствие прекращения деятельности. Ответчик считает, что администрация должна была знать о кризисной ситуации в стране и предполагать о том, что при таких условиях невозможно получить ожидаемые результаты от предприятия.
При этом ответчик указывает, что грант носит безотзывной и безвозвратный характер, требовать возвращения суммы грантовой поддержки возможно лишь при нецелевом расходовании денежных средств. В обоснование своей позиции ответчиком представлены платежные документы, подтверждающие, что полученная сумма грантовой поддержки была расходована по назначению.
Пунктом 7.1. определено, что в случае непредставления грантополучателем грантодателю финансовой отчетности в сроки, установленные календарным планом использования бюджетных средств, грантодатель вправе запрашивать у грантополучателя соответствующие документы и письменные разъяснения, которые должны быть представлены в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Днем получения указанного запроса грантополучателем считается пятый день с момента его отправки почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 7.2. Соглашения в случае невыполнения грантополучателем требований, установленных пунктом 5.1. Соглашения, а также выявления грантодателем недостоверности представленных грантополучателем сведений и документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств, грантополучатель обязан возвратить все бюджетные средства, полученные по Соглашению, в бюджет Омского муниципального района Омской области в срок не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления о возврате бюджетных средств путем их перечисления на лицевой счет грантодателя.
В соответствии с пунктом 7.3. Соглашения в случае установления грантодателем фактов нарушения целей, условий и сроков использования денежных средств грантовой поддержки по итогам предоставления грантополучателем финансовой отчетности, требований Порядка, а также недостоверности представленных грантополучателем сведений и отчетных документов грантодатель направляет грантополучателю письменно требование о возврате денежных средств. Грантополучатель обязан возвратить все бюджетные средства, полученные по Соглашению, в бюджет Омского муниципального района Омской области в двух недельный срок дня получения им требования. Днем получения грантополучателем указанного требования считается пятый день с момента его отправки почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Аналогичные нормы закреплены в Порядке предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденном постановлением администрации Омского муниципального района Омской области 7 июля 2014 года № П/14/ОМС-671 (пункты 9.8. – 9.10).
В данном случае предметом спора не является вопрос о целевом расходовании денежных средств грантовой поддержки. Истец указывает на несоблюдение ответчиком иных условий соглашения от 11 декабря 2018 года, которые так же являются существенными и нарушение которых влечет за собой расторжение соглашение и возврат предоставленной суммы.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что АНВ в нарушение условий предоставления субсидии, установленных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, не было создано два рабочих места с обеспечением трудоустройства работников в соответствии с требованиями действующего законодательства; не было обеспечено в установленные сроки представление установленных Соглашением отчетных документов, а именно предоставление ежеквартальной отчетности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения; не было произведено незамедлительное информирование грантодателя о невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности дальнейшего исполнения проекта; не соблюдены требования к реализации проекта, установленные Порядком; а также не соблюдено требование об осуществлении предпринимательской деятельности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения, доказательств обратного АНВ не представлено.
Так как предоставление субсидии ответчику было оформлено соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, то есть гражданско-правовой сделкой, то к отношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Таким образом, суд рассматривает заявленные исковые требования по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о том, что требования администрации Омского муниципального района Омской области к АНВ о взыскании суммы грантовой поддержки подлежат удовлетворению в полном объеме, что соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьёй 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Учитывая, что ответчиком условия соглашения от ДД.ММ.ГГГГ нарушены, суд находит возможным расторгнуть соглашение о предоставлении грантовой поддержки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией Омского муниципального района Омской области и АНВ.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с АНВ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с АНВ в пользу администрации Омского муниципального района Омской области грантовую поддержку в сумме 400 000 рублей.
Расторгнуть соглашение о предоставлении грантовой поддержки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией Омского муниципального района Омской области и АНВ.
Взыскать с АНВ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2020 года.