ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-992/2014 от 01.08.2014 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-992/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 01 августа 2014 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Дорошенко О.Н.

при секретаре Филипповой Е.Е.

с участием прокурора <адрес>ФИО9

представителя ответчика Министерства строительства <адрес>ФИО7, действующая на основании доверенности,

представителя Министерства образования и науки <адрес>ФИО8, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области действующего в интересах ФИО2 к Министерству строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области действуя в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству строительства <адрес> об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявленных исковых требований пояснил, что Михайловской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу обеспечения жилым помещением. Проверкой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Михайловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признан нуждающимся в предоставлении жилья по договору социального найма. Согласно приказу Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 включен в «Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», вместе с тем до настоящего времени жилым помещение специализированного жилищного фонда не обеспечен. ФИО2 в собственности какое-либо жилое помещение пригодное для проживания не имеет, проживает в жилом помещении принадлежащем его дедушке ФИО12 по адресу: <адрес> х.<адрес>Первомайский <адрес>. ФИО2 письменно обращался в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Согласно информации Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2014 году под . ФИО2 состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечен. Просит суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение не ниже установленных специальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

В ходе судебного разбирательства, и.о.Михайловского межрайонного прокурора <адрес> заявленные исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил, просит суд обязать Министерство строительства <адрес> предоставить ФИО2 постоянное жилое помещение из специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм до ДД.ММ.ГГГГ.

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела с участием прокурора <адрес>, ввиду отдаленностью нахождения.

В судебном заседании прокурор Ворошиловского района г.Волгограда ФИО9, заявленные требования с учетом их уточнения поддержала и настаивала на удовлетворении иска.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель ответчика Министерства строительства <адрес>ФИО10 полагала иск необоснованным и просила в его удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки <адрес>ФИО8, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Правительства Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из анализа указанных правовых норм следует, что по общему правилу законодатель связывает предоставление жилья детям-сиротам с достижением ими совершеннолетия.

При этом законодатель предоставляет лицам, относящимся к данной категории граждан и достигшим 18 летнего возраста, право выбора времени фактического предоставления такого жилья: вне зависимости от дальнейшего обучения, прохождения военной службы и пр. или по окончании обучения в образовательных и иных учреждениях и т.п. В последнем случае данное право подлежит реализации путем обращения гражданина с соответствующей просьбой, выраженной письменным заявлением.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

Исходя из положений п.1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.

Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (п. 2 настоящей статьи).

В соответствии со ст. 8 настоящего Закона Волгоградской области жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, действующее на уровне субъекта Волгоградской области законодательство фактические повторяет установленные федеральным законодательством в данной области правоотношений законоположения и принципы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 на основании решения Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, что подтверждается копией свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, копией решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно на ФИО2 распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сведений о наличии в распоряжении (собственности) ФИО2 иного жилья на том или ином законном основании, пригодного для проживания, не имеется.

Постановлением Администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГФИО11 назначена опекуном над несовершеннолетними ФИО2 и ФИО13, родившимися ДД.ММ.ГГГГ. за несовершеннолетним ФИО2 и ФИО13 закреплено право проживания в <адрес> по <адрес> в <адрес>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился к главе администрации <адрес> с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

На основании постановления Администрации Михайловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма.

Из справки о регистрации по месту жительства следует, что ФИО2 состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес><адрес>. Кроме него по указанному адресу зарегистрированы: ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ

Собственником жилого дома и земельного участка расположенного по адресу: <адрес><адрес> является ФИО12, приходящийся дедушкой ФИО2

Согласно справки директора ГБОУ СПО «СТТ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 обучается на бюджетной основе в ГБОУ СПО «СТТ» с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа директора ФГОУ СПО «СТТ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 поставлен на полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ до окончания Себряковского технологического техникума с выплатой ежемесячного пособия студентам-сиротам из расчета расхода на питание на 1 человека в календарный день 146 рублей, из расхода на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на 1 человека в год 25 289 рублей.

Согласно заключения отдела по образованию, опеке и попечительству, ФК и спорту администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о постановке на учет ФИО2 в качестве нуждающейся в предоставления жилья по договору социального найма, ФИО2 не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. Считает, что ФИО2 необходимо поставить на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма.

Таким образом, у ФИО2 возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом РФ № 159–ФЗ, данное право в ходе судебного разбирательства участвующими в деле лицами не оспорено.

Однако до настоящего времени ФИО2 также не предоставлено.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 постоянное жилое помещение из специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Таким образом, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, проанализировав приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО2, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования исполняющего обязанности Михайловского межрайонного прокурора <адрес> действующего в интересах ФИО2 к Министерству строительства <адрес> об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области действующего в интересах ФИО2 к Министерству строительства <адрес> об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянное жилое помещение из специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий О.Н.Дорошенко

Справка: Мотивированный текст решения изготовлен 04 августа 2014 года.

Судья: