ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-993/18 от 25.12.2018 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-993/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Демьяновой И.Б.,

при секретаре Чеботаревой Е.А.,

рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Тубянская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнедонского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Тубянская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, сославшись на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Верхнедонского района в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в Муниципальном общеобразовательном учреждении Тубянская ООШ (далее – МБОУ Тубянская ООШ). В ходе данной проверки выявлены нарушения закона, которые выразились в следующем:

В МБОУ Тубянская ООШ не соблюдаются требования антитеррористической защищенности объекта.Так, в нарушение пп. «г» п. 18 и пп. «г» п. 19постановления Правительства № 1235 в МБОУ Тубянская ООШ не обеспечена охрана здания и территории путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны, а также не исключены условия бесконтрольного пребывания посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Кроме того, вопреки пп. «г» п 24 и п. 27 постановления Правительства № 1235 система видеонаблюдения в МБОУ Тубянская ООШ не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных сроком менее месяца, не обеспечивается круглосуточная видео фиксация, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и различения.В соответствии с ГОСТ Р 57278-2016 "Ограждения защитные. Классификация. Общие положения", утвержденным Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", ограждение образовательной организации должно быть целостно по всем участкам территории, исключать несанкционированный проход на территорию, высота ограждения должна быть не менее 2,5 метров. Так, в нарушение данных требований, на территории МБОУ Тубянская ООШ имеющееся ограждение не является труднопреодолимым, высота составляет менее 2,5 метров. В нарушение гл. V постановления Правительства № 1235 порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) на полученную информацию не разрабатывался. Выявленные нарушения закона влекут существенное нарушение прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства в сфере антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся МБОУ Тубянская ООШ, а также лиц, посещающих данную образовательную организацию. Факт нарушения требований противопожарного законодательства подтверждается объяснением директора МБОУ Тубянская ООШ ФИО1, а также актом проверки МБОУ Тубянская ООШ. Обращаясь в суд с данным исковым заявлением просят суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Тубянская ООШ обеспечить осуществление охраны здания и территории с привлечением сотрудников охранных организаций и оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны, круглосуточную видеофиксацию потенциально опасных участков и критических элементов объекта, установить целостное ограждение территории образовательной организации высотой не менее 2.5 метров, разработать порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу. (л.д.2-5).

В судебном заседании помощник прокурора Кобзева Е.Л. настаивала назаявленных исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнедонского района Тубянская ООШ в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на исковое заявление прокурора, просит о рассмотрении настоящего дела без представителя ответчика. Полагает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению, пояснив, что в марте 2018г. была начата процедура категорирования и паспортизации объекта образования МБОУ Тубянская ООШ в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1235 от 07.10.2017г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности». Окончена процедура паспортизации в ноябре 2018г. В ходе работы межведомственной комиссии были выявлены несоответствия МБОУ Тубянская ООШ антитеррористическим требованиям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1235 от 07.10.2018г. Собственных средств на устранение выявленных недостатков МБОУ Тубянская ООШ не имеет. Для получения финансирования из бюджета Ростовской области может занять как минимум 12 месяцев. (л.д.13-14).

Представитель третьего лица отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области в судебное заседание не явился, представив соответствующий письменный отзыв и письмо с просьбой о рассмотрении настоящего иска в отсутствии представителя отдела образования. Из письменного отзыва следует, что требования прокурора считают частично подлежащими удовлетворению, однако в настоящее время нет финансовых средств для устранения выявленных нарушений. Одновременно считают необходимым увеличить срок на устранение недостатков МБОУ Тубянская ООШ в части антитеррористической защищенности не менее 12месяцев. (л.д.15-16,18).

Выслушав мнение участников, изучив представленные в письменном виде отзывы сторон, исследовав доказательства и нормативные материалы действующего законодательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Одним из основных принципов противодействия терроризму, согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», является минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2009 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее – Концепции), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 13 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Предупреждение (профилактика) терроризма представляя собой решение ряда задач, в том числе определение прав, обязанностей и ответственности руководителей хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разработку и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Постановлением Правительства от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий)», относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – постановление Правительства № 1235) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства № 1235 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей организаций, являющихся правообладателями объектов, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в МБОУ Тубянская ООШ не соблюдаются требования антитеррористической защищенности объекта.

Так, в МБОУ Тубянская ООШ не соблюдаются требования антитеррористической защищенности объекта. В нарушение пп. «г» п. 18 и пп. «г» п. 19постановления Правительства № 1235 в МБОУ Тубянская ООШ не обеспечена охрана здания и территории путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны, а также не исключены условия бесконтрольного пребывания посторонних лиц и нахождения транспортных средств.

Кроме того, вопреки п.п. «г» п 24 и п. 27 постановления Правительства № 1235 система видеонаблюдения в МБОУ Тубянская ООШ не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных сроком менее месяца, не обеспечивается круглосуточная видео фиксация, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и различения.

В соответствии с ГОСТ Р 57278-2016 "Ограждения защитные. Классификация. Общие положения", утвержденным Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", ограждение образовательной организации должно быть целостно по всем участкам территории, исключать несанкционированный проход на территорию, высота ограждения должна быть не менее 2,5 метров. Так, в нарушение данных требований, на территории МБОУ Тубянская ООШ имеющееся ограждение не является труднопреодолимым, высота составляет менее 2,5 метров.

В нарушение гл. V постановления Правительства № 1235 порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) на полученную информацию не разрабатывался.

Выявленные нарушения закона влекут существенное нарушение прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства в сфере антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся МБОУ Тубянская ООШ, а также лиц, посещающих данную образовательную организацию.

Факт нарушения требований противопожарного законодательства подтверждается объяснением директора МБОУ Тубянская ООШ ФИО1, а также актом проверки МБОУ Тубянская ООШ.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Тубянская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности – подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

*

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Тубянская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Ростовской области Тубянская ООШ обеспечить осуществление охраны здания и территории с привлечением сотрудников охранных организаций и оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны, круглосуточную видео фиксацию потенциально опасных участков и критических элементов объекта, установить целостное ограждение территории образовательной организации высотой не менее 2,5метров, разработать порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца.

Судья подпись.