ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9944/1/16 от 25.10.2016 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-9944/1/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Князевой Е.Ю.

при секретаре Челтыгмашевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге

25 октября 2016 года

гражданское дело по иску первого заместителя прокурора города Калуги к Управлению городского хозяйства города Калуги о возложении обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на охрану памятника живой природы «Дуб 500-летний»,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГг. первый заместитель прокурора города Калуги обратился в суд с иском в защиту в интересов неопределенного круга лиц к Управлению городского хозяйства города Калуги, с учетом последующего уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и обеспечить установление и описание границ особо охраняемой природной территории местного значения - памятник живой природы «Дуб 500-летний» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; представить в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области сведения о границах и географических координатах центра указанной особо охраняемой природной территории для внесения их в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Калужской области.

В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление строительства и земельных отношений города Калуги, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им.К.Э. Циолковского».

В судебном заседании помощник прокурора Власова Л.Д. исковые требования поддержала.

Представитель Управления городского хозяйства города Калуги по доверенности ФИО1, представитель Управления строительства и земельных отношений города Калуги по доверенности ФИО2 против удовлетворения иска возражали.

Представитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им.К.Э. Циолковского» по доверенности ФИО3 оставил вопрос о разрешении иска на усмотрение суда.

Представители третьих лиц – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области, Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Представитель третьего лица – ФГБУ «ФКП Росреестра», извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Таким образом, категории особо охраняемых природных территорий рассматриваются в рамках содержания понятия «особо охраняемые природные территории», в связи с чем все без исключения положения указанного Федерального закона, касающиеся общих требований к охране и использованию особо охраняемых природных территорий, распространяются на памятники природы.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (часть 4 статьи 2 данного Федерального закона).

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (часть 8 статьи 2 данного Федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с пунктом 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории - описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.

Согласно пункту 5 статьи 36 Закона Калужской области от 28 февраля 2011 года № 121-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, на территории Калужской области» в целях ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий местного значения орган местного самоуправления предоставляет в порядке, установленном законодательством, сведения о каждой особо охраняемой природной территории местного значения в орган исполнительной власти Калужской области, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, который обеспечивает внесение их в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно пунктам 3.23, 3.25 Положения об управлении городского хозяйства города Калуги, утвержденного Постановления Городского Головы Муниципального образования «Город Калуга» от 07 июля 2005 года № 209-п, осуществление контроля в области организации и функционирования памятников природы и других особо охраняемых природных территорий местного значения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа «Город Калуга» отнесены к функциям и полномочиям Управления городского хозяйства города Калуги.

Судом установлено, что прокуратурой города Калуги проведена проверка исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах муниципального образования «Город Калуга», по результатам которой установлено, что решением исполнительного комитета Калужского городского совета депутатов трудящихся от 10 октября 1973 года №512 «Об объявлении памятниками природы парков, скверов и отдельных уникальных деревьев» в редакции постановления Городской Управы города Калуги от 30 декабря 2014 года № 454-п памятник природы «Дуб 500-летний», расположенный во дворе дома № <адрес>, включен в Перечень уникальных деревьев, объявленных памятниками живой природы.

Вместе с тем, до настоящего времени границы памятника природы «Дуб 500-летний», расположенного во дворе <адрес><адрес><адрес>, надлежащим образом не установлены и не описаны, сведения об указанных границах в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий местного значения отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что непринятие мер по установлению границ особо охраняемой природной территории местного значения - памятник живой природы «Дуб 500-летний» может привести к принятию неправомерного решения об использовании земель особо охраняемой природной территории и нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости суд считает необходимым в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской установить срок для исполнения ответчиком решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования первого заместителя прокурора города Калуги удовлетворить.

Обязать Управление городского хозяйства города Калуги организовать и обеспечить установление и описание границ особо охраняемой природной территории местного значения - памятник живой природы «Дуб 500-летний» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; представить в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области сведения о границах и географических координатах центра указанной особо охраняемой природной территории для внесения их в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Калужской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий (подпись)

Решение в окончательной форме

изготовлено 03 ноября 2016г.

Копия верна.

Судья Калужского районного суда

<адрес> Е.Ю.Князева