ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-994/17 от 16.03.2017 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело № 2-994/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2017 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Ковалевой О.Г.,

при секретаре судебного заседания – Каракотовой М.И.,

с участием представителя истца ФИО5 – ФИО6 С-А., действующего на основании доверенности, предстаивтеля ответчика Государственного учреждения – Отделение ФИО7 по Карачаево-Черкесской Республики – ФИО8, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО9 ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фондаРФ по Карачаево-Черкесской Республики о восстановлении средств материнского капитала на лицевом счете,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фондаРФ по Карачаево-Черкесской Республики о восстановлении средств материнского капитала на лицевом счете. Свои исковые требования обосновала тем, что, решением Карачаевского районного суда от 07.02.2013 года по делу №2-87/13 судом постановлено: исковое заявление ФИО10 ФИО2 к ФИО9 ФИО1, о расторжении договора купли - продажи квартиры и аннулировании записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним удовлетворить; расторгнуть договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: КЧР, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, заключенный 07.08.2012 года между ФИО10 ФИО2 и ФИО9 ФИО1, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО9 ФИО3 и ФИО9 ФИО4;-аннулировать запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.08.2012г. за ; признать за ФИО10 ФИО2 право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: КЧР, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м; признание права собственности является основанием для государственной регистрации указанной квартиры за ФИО10 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным по адресу: КЧР, <...>. Решением Карачаевского районного суда КЧР по гражданскому делу №2-166/13 по иску ГУ-ОПФР по КЧР к ФИО11 о взыскании денежных выплат, произведенных за счет средств материнского капитала, исковые требования удовлетворены и с ФИО11 взыскано 359 159,99 рублей. ФИО11 обратилась в Карачаевский районный суд с заявлением о разъяснении решения суда по тем основаниям, что после вступления решения в законную силу решения Карачаевского районного суда КЧР от 07.02.2013 года, в целях приведения сторон в первоначальное положение, учитывая, что при приобретении квартиры ответчиком были использованы средства материнского (семейного) капитала, истец ФИО12 возвратил ГУ ОПФР по КЧР денежную сумму в размере 359 191,99 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 01.07.2013 года и выпиской из лицевого счета по вкладу от 19.08.2015 года. Определением Карачаевского районного суда от 23.08.2016 года по основаниям, что вышеуказанные решения Карачаевского районного суда приведены в исполнение, заявление ФИО11 оставлено без удовлетворения, указав, что судом не могут быть даны разъяснения по заявлению ФИО11, не изменяя его содержания. Этим же определением разъяснено ФИО9 ФИО1, что она вправе обратиться в суд с иском о восстановлении на индивидуальном лицевом счете ФИО11 денежных средств (материнского) капитала с произведением перерасчета в сумме, установленной ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 года №256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на дату вынесения определения. Согласно выписки из финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, выданной пенсионным органом 28.04.2015 года на индивидуальном лицевом счете ФИО11 номер счета № 068-355-818 90 доступные средства МСК составляют 21 884, 22 руб. Из изложенного следует, несмотря на то, что денежные средства возвращены в пенсионный орган, по сведениям лицевого счета, они до сих пор значатся, как выплаченные средства. Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета. Просит суд: - восстановить на индивидуальном лицевом счете №068-335-818 90 ФИО9 ФИО1, денежные средства материнского (семейного) капитала, в сумме установленном ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на дату вынесения решения; указать, что вынесенное по делу решение является основанием для восстановления на индивидуальном лицевом счете ФИО9 ФИО1, денежных средств материнского (семейного) капитала, в сумме установленном ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на дату вынесения решения, ответчиком.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 – ФИО6 С-А. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по КЧР – ФИО8 в судебном заседании подтвердил, что денежные средства в размере 359159,99 руб. поступили на счет управления, рассмотрение спора оставил на усмотрение суда.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом о времени и месте слушания дела извещалась, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении иска в ее отсутствие, с участием законного представителя по доверенности.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, обеспечивают возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Законом №256-ФЗ.

Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию таких дополнительных мер.

В соответствии со ст. 7 Закона №256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона №256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Таким образом, средства материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение жилого помещения.

Согласно ч.5 ст.10 указанного закона Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862, лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), осуществляющему отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели, либо физическому лицу (индивидуальному предпринимателю), предоставившему по договору займа денежные средства на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона №256-ФЗ жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО5 является обладателем именного государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-3 , выданного на основании решения ГУ УПФ РФ в г.Черкесске по Карачаево-Черкесской Республике от 18.05.2009 года.

Так же установлено, между ФИО13 и ФИО11, действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был заключен договор купли - продажи квартиры, расположенной по адресу: КЧР, <адрес>, согласно которому истец продал, а ответчика и ее несовершеннолетние дети приобрели в общую долевую собственность указанную квартиру, цена квартиры определена сторонами в 800 тысяч рублей. ФИО11 передала ФИО12 при заключении договора 440808 рублей, остальную сумму в размере 359191 рубль она обязалась передать путем перечисления средств Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Истцом условия договора выполнены в полном объеме, однако, ФИО11 условия договора не выполнены, а, именно, оплата части стоимости квартиры до настоящего времени не произведена. Вместо обговоренных 2-х месяцев оплата поступила на его лицевой счет через 6 месяцев после заключения договора купли- продажи, в связи с чем он вынужден был отказаться от другой сделки купли- продажи квартиры, поскольку вовремя не смог оплатить ее стоимость и остался фактически без жилья, на приобретение которого он рассчитывал при продаже своей квартиры ФИО11

Вступившим в законную силу решением Карачаевского районного суда от 07.02.2013 года: договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: КЧР, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, заключенный 07.08.2012 года между ФИО10 ФИО1 и ФИО9 ФИО1, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО16 и ФИО15, расторгнут; аннулирована запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.08.2012г. за ; за ФИО10 ФИО1 признано право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: КЧР, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; с ФИО11 взыскано в пользу ГУ УПФ РФ по КЧР 359 159,99 рублей.

Согласно выписки из финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, выданной пенсионным органом 28.04.2015 года на индивидуальном лицевом счете ФИО11 номер счета № 068-355-818 90 доступные средства МСК составляют 21 884, 22 руб.

Из изложенного следует, несмотря на то, что денежные средства возвращены в пенсионный орган, по сведениям лицевого счета, они до сих пор значатся, как выплаченные средства. Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.

Согласно ч.1 ст.7 настоящего Федерального закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Направления использования материнского капитала указаны в части 3 настоящей статьи.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона №256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

В силу ч. 2 данной статьи в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).

Согласно п.п. 51, 52 распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 года №94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки" ранее закрытое дело восстанавливается в случаях:

- возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

- обращения лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в территориальный орган ПФР с документом, подтверждающим восстановление его в родительских правах (погашение (снятие) с него судимости) - до принятия решения по заявлению о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отца детей, детей или его (их) представителей;

- получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.

- Дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления.

Согласно п.53 распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 года N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки" ответственность за соблюдение Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, возлагается на руководителей структурных подразделений территориальных органов ПФР, осуществляющих организацию деятельности по реализации Федерального закона.

Факт возврата ранее направленных средств материнского (семейного) капитала представителем истца доказан, представителем ответчика в суде не оспаривался.

Удовлетворяя требования истца, суд с учетом ч. 2 ст. 61 ГПК РФ принял во внимание доводы представителя истца о сохранении за ней права на меры дополнительной поддержки в соответствии с Федеральным законом №256-ФЗ.

Не установив правовых оснований для отказа в распоряжении средствами материнского капитала, суд удовлетворяет исковые требования ФИО5, сделав вывод о том, что истец вправе реализовать свое право на дополнительные меры государственной поддержки путем выполнения требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Право лица, получившего государственный сертификат, не может считаться прекращенным, поскольку не произошло распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что ФИО5 право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала не реализовала, поскольку сделка, на оплату которой были направлены денежные средства аннулирована решением суда и средства материнского капитала возвращены продавцом в пенсионный орган.

Согласно частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу части 3 статьи 6, пункта 4 части 2 статьи 8 Федерального закона размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении.

Следовательно, средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению конкретного лица учитываются в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата, не могут быть повторно запрошены и выделены из федерального бюджета. Действующим законодательством не предусмотрена возможность перечисления лицу, имеющему право на дополнительные меры государственной поддержки, материнского (семейного) капитала в размере, превышающем, установленный законом.

Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г., лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Таким образом, повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер.

Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет Пенсионного фонда, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.

Стороной истца в суде доказан факт возврата средства материнского (семейного) капитала, чего не отрицал представитель пенсионного фонда. При таких обстоятельствах, требования истца о восстановлении средств материнского (семейного капитала) подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО9 ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фондаРФ по Карачаево-Черкесской Республики о восстановлении средств материнского капитала на лицевом счете о возмещении материального ущерба - удовлетворить.

Восстановить на индивидуальном лицевом счете ФИО9 ФИО1, денежные средства материнского (семейного) капитала, в сумме установленном ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на дату вынесения решения.

Решение является основанием для восстановления на индивидуальном лицевом счете ФИО9 ФИО1, денежных средств материнского (семейного) капитала, в сумме установленном ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на дату вынесения решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2017 года.

Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева