Дело № 2-994/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Демьяновой И.Б.,
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Новониколаевская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнедонского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Новониколаевская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, сославшись на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Верхнедонского района в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в Муниципальном общеобразовательном учреждении Новониколаевская ООШ (далее – МБОУ Новониколаевская ООШ). В ходе данной проверки выявлены нарушения закона, которые выразились в следующем: в МБОУ Новониколаевская СОШ не соблюдаются требования антитеррористической защищенности объекта.Так, в нарушение пп. «г» п. 18 и пп. «г» п. 19постановления Правительства № 1235 в МБОУ Новониколаевская СОШ не обеспечена охрана здания и территории путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны, а также не исключены условия бесконтрольного пребывания посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Кроме того, вопреки пп. «г» п 24 и п. 27 постановления Правительства № 1235 система видеонаблюдения в МБОУ Новониколаевская СОШ не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных сроком менее месяца, не обеспечивается круглосуточная видео фиксация, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и различения.В соответствии с ГОСТ Р 57278-2016 "Ограждения защитные. Классификация. Общие положения", утвержденным Приказом Рос стандарта от 22.11.2016 № 1742-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", ограждение образовательной организации должно быть целостно по всем участкам территории, исключать несанкционированный проход на территорию, высота ограждения должна быть не менее 2,5 метров. Так, в нарушение данных требований, на территории МБОУ Новониколаевская СОШ имеющееся ограждение не является труднопреодолимым, высота составляет менее 2,5 метров. В нарушение гл. V постановления Правительства № 1235 порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) на полученную информацию не разрабатывался. Выявленные нарушения закона влекут существенное нарушение прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства в сфере антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся МБОУ Новониколаевская СОШ, а также лиц, посещающих данную образовательную организацию. Факт нарушения требований противопожарного законодательства подтверждается объяснением директора МБОУ Новониколаевская СОШ ФИО1, а также актом проверки МБОУ Новониколаевская СОШ. Обращаясь в суд с данным исковым заявлением просят суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Новониколаевская ООШ обеспечить осуществление охраны здания и территории с привлечением сотрудников охранных организаций и оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны, круглосуточную видео фиксацию потенциально опасных участков и критических элементов объекта, установить целостное ограждение территории образовательной организации высотой не менее 2.5 метров, разработать порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу. (л.д.2-5).
В судебном заседании помощник прокурора Кобзева Е.Л.настаивала назаявленных исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнедонского района Новониколаевская ООШ в судебное заседание не явился, представив письменное заявление, в котором просят о рассмотрении данного дела в их отсутствие, одновременно полагают требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению, пояснив, что в марте 2018г. была начата процедура категорирования и паспортизации объекта образования МБОУ Новониколаевская ООШ в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1235 от 07.10.2017г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности». Окончена процедура паспортизации в ноябре 2018г. В ходе работы межведомственной комиссии были выявлены несоответствия МБОУ Новониколаевская ООШ антитеррористическим требованиям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1235 от 07.10.2018г. Собственных средств на устранение выявленных недостатков МБОУ Новониколаевская ООШ не имеет. Для получения финансирования из бюджета Ростовской области может занять как минимум до 2021г. (л.д.13).
Представитель третьего лица отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области в судебное заседание не явился, представив соответствующий письменный отзыв и письмо с просьбой о рассмотрении настоящего иска в отсутствии представителя отдела образования. Из письменного отзыва следует, что требования прокурора считают частично подлежащими удовлетворению, однако в настоящее время нет финансовых средств для устранения выявленных нарушений. Одновременно считают необходимым увеличить срок на устранение недостатков МБОУ Новониколаевская ООШ в части антитеррористической защищенности не менее 12месяцев. (л.д.14-15,18).
Выслушав мнение участников, изучив представленные в письменном виде отзывы сторон, исследовав доказательства и нормативные материалы действующего законодательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п.6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Одним из основных принципов противодействия терроризму, согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», является минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2009 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее – Концепции), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 13 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Предупреждение (профилактика) терроризма представляя собой решение ряда задач, в том числе определение прав, обязанностей и ответственности руководителей хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разработку и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий)», относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – постановление Правительства № 1235) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства № 1235 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей организаций, являющихся правообладателями объектов, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в МБОУ Новониколаевская ООШ не соблюдаются требования антитеррористической защищенности объекта. Так, в МБОУ Новониколаевская СОШ не соблюдаются требования антитеррористической защищенности объекта. В нарушение п.п. «г» п. 18 и п.п. «г» п. 19постановления Правительства № 1235 в МБОУ Новониколаевская СОШ не обеспечена охрана здания и территории путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны, а также не исключены условия бесконтрольного пребывания посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Кроме того, вопреки п.п. «г» п. 24 и п. 27 постановления Правительства № 1235 система видеонаблюдения в МБОУ Новониколаевская СОШ не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных сроком менее месяца, не обеспечивается круглосуточная видео фиксация, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и различения.В соответствии с ГОСТР 57278-2016 "Ограждения защитные. Классификация. Общие положения", утвержденным Приказом Рос стандарта от 22.11.2016 № 1742-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", ограждение образовательной организации должно быть целостно по всем участкам территории, исключать несанкционированный проход на территорию, высота ограждения должна быть не менее 2,5 метров. Так, в нарушение данных требований, на территории МБОУ Новониколаевская СОШ имеющееся ограждение не является труднопреодолимым, высота составляет менее 2,5 метров. В нарушение гл. V постановления Правительства № 1235 порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) на полученную информацию не разрабатывался. Выявленные нарушения закона влекут существенное нарушение прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства в сфере антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся МБОУ Новониколаевская СОШ, а также лиц, посещающих данную образовательную организацию. Факт нарушения требований противопожарного законодательства подтверждается объяснением директора МБОУ Новониколаевская СОШ ФИО1, а также актом проверки МБОУ Новониколаевская СОШ.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Новониколаевская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности – подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
*
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верхнедонского района Новониколаеская ООШ и третьему лицу Отделу образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Ростовской области Новониколаевская ООШ обеспечить осуществление охраны здания и территории с привлечением сотрудников охранных организаций и оснащение инженерно-техническими средствами и системами охраны, круглосуточную видео фиксацию потенциально опасных участков и критических элементов объекта, установить целостное ограждение территории образовательной организации высотой не менее 2,5метров, разработать порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца.
Судья подпись.