ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-994/20 от 04.03.2020 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-994/2020

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2020 года городской округ город Бор

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., с участием представителя истца ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за , представителя ответчика ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-Д, при секретаре Внучковой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании незаконным постановления «об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», обязании рассмотреть представленные документы и принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как супругу умершего участника Великой Отечественной войны, взыскании судебных расходов,

У с т а н о в и л:

Изначально истец ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании незаконным постановление администрации городского округа г.Бор от ДД.ММ.ГГГГи его отмене; обязании принять ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как супругу умершего участника Великой Отечественной войны. В процессе рассмотрения дела истица требования уточнила, просит признать незаконным постановление администрации городского округа город Бор от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО4 в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», обязать администрацию повторно рассмотреть представленные документы и принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как супругу умершего участника Великой Отечественной войны, взыскании судебных расходов, состоящих из оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовых расходов по отправке искового заявления в суд 313,28 рублей, взыскании расходов по оформлению доверенности на представителя в размере 1 759 рублей. В обоснование иска истец указала, что истец ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, ветераном труда. В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» истец собрала необходимый пакет документов и обратилась в администрацию городского округа г.Бор Нижегородской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вышеуказанным постановлением ей было отказано на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ и подп.2 п.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-З, с которым она не согласна, в связи с чем, обратилась в суд. В судебное заседание истец, извещенная о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явилась, воспользовалась своим правом ведения дела через представителя ФИО1, действующую в пределах полномочий по доверенности, которая исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель администрации городского округа г.Бор Нижегородской области ФИО2, действующая по доверенности, с иском не согласна, пояснив, что оспариваемое постановление было принято на основании представленных истицей документов. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, изведенный о дате и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Суд, заслушав пояснений представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: На основании пп. "а" пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" участниками Великой Отечественной войны являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных адрес.

Статья 15 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и законом Нижегородской области от 16.11.2005 № 179-З

В силу положений ч.2, 3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов РФ, в частности члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Частью 3 и 5 ст.51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Судом установлено, что истец ФИО3 является вдовой участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом, Д.В.В., принимавшего участие в войне с Японией в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являющейся заключительным этапом Великой Отечественной войны, в составе 12 дивизиона малых охотников охраны водного района ТОФ, что подтверждается документально, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, установленных статьей 21 ФЗ «О ветеранах».

С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию городского округа город Бор Нижегородской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа г.Бор Нижегородской области истице отказано на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ и пп.2 п.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 № 179, а именно: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из пояснений представителя ответчика в суде, истицей был представлен пакет документов, в т.ч. выписки из похозяйственной книги и из домовой книги, из которых следовало, что истец проживает у дочери в частном доме по адресу: <адрес>, собственником которого является зять – Г.В.Н. При этом на регистрационном учете в данном доме состоят 3 человека: истица, ее дочь и зять. Общая площадь жилого помещения, в котором проживает истица, составляет более учетной нормы, при которой гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно представленного суду свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом по вышеуказанному адресу Г.В.Н. является собственником данного недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует запись ( от ДД.ММ.ГГГГ). При этом согласно представленной ксерокопии паспорта Г.В.Н. следует, что последний зарегистрировал брак с дочерью истицы – Т.О.Л.ДД.ММ.ГГГГ Доказательств того, что жилой дом является совместно нажитым имуществом дочери истицы и ее супруга Г.В.Н., суду не представлено. Как следует из пояснений представителя истца в суд, истец живет в старой половине дома с отдельным входом, предоставленной ей для проживания зятем, ведет отдельное хозяйство, и членом семьи своей дочери не является. Доказательств обратного суду представителем ответчика в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено. В силу ч.4 ст.52 Жилищного Кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. Анализируя установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиком принято оспариваемое постановление без принятия во внимание вышеуказанных фактов, в связи с чем, постановление от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и требования ФИО3 в этой части подлежат удовлетворению с возложением обязанности на ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом суд не может согласиться с требованиями истицы об обязании ответчика принять последнюю на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как супругу умершего участника Великой Отечественной войны, поскольку решение данного вопроса действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Относительно требований о взыскании понесенных истицей судебных расходов: возврат уплаченной госпошлины в размере 300 рублей, почтовых расходов по направлению иска в суд в размере 331 рублей 28 копеек, расходов по оформлению доверенности в размере 1 759 рублей, которые подтверждаются документально, суд находит их подлежащими частичному удовлетворению в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично. Признать незаконным постановление Администрации городского округа город Бор Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО3 в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий». Обязать Администрацию городского округа город Бор Нижегородской области повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО3 – супруги умершего участка Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Взыскать с Администрации городского округа город Бор Нижегородской области возврат госпошлины в размере 150 рублей, 156 рублей 62 рубля почтовые расходы, расходы на услуги представителя в размере 2 500 рублей, а всего 2 806 рублей 62 копейки (две тысячи восемьсот шесть рублей 62 копейки). В остальных требованиях отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Федеральный судья - И.Ю.Копкина