Дело №2-994/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2020 года Кировский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г.Перми Власовой Н.М., представителя ответчика ООО «Перспектива» Карповой С.В., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Клягина И.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива», Третьякову А.В. о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Кировского района г.Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ООО «Перспектива», Третьякову А.В. о запрете эксплуатации помещения, расположенного по <адрес> (Ростичерия (кафе, ресторан) «.......»), до устранения нарушений требований пожарной безопасности, изложенных в настоящем исковой заявлении; о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2020 года устранить в помещении, распложенном по <адрес> (Ростичерия (кафе, ресторан) «.......»), нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в настоящем исковом заявлении.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Кировского района г.Перми в связи с происшедшей 20 января 2020 года трагедией в мини-отеле «Карамель» во исполнение поручений прокуратуры края от 20 января 2020 года №, прокуратуры г. Перми от 24 января 2020 года № организована проверка объектов, расположенных в подвальных (цокольных) помещениях многоквартирных жилых домов, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Помещение, расположенное по <адрес> (Ростичерия (кафе, ресторан) «.......»), общей площадью 548,40 кв.м., принадлежит на праве собственности Третьякову А.В. На основании договора аренды нежилого помещения № от 01 мая 2019 года передано в аренду ООО «Перспектива» для использования для кафе. 03 февраля 2020 года в ходе проверки прокуратурой района с привлечением специалистов Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Кировскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю в вышеуказанном помещении при визуальном осмотре выявлено, что объект эксплуатируется с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности, представляющими угрозу для жизни и здоровья людей, находящихся на объекте (письмо № от 06 февраля 2020 года). Выявленные при проверке нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, как находящихся в помещениях Ростичерии (кафе, ресторана) «.......», так и проживающих в многоквартирном жилом доме, где он располагается. Нарушая федеральное законодательство о пожарной безопасности, ООО «Перспектива», Третьяков А.В. посягает на гарантированные статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации безопасность жизни и здоровью граждан. Помещение, расположенное по <адрес>, (Ростичерия (кафе, ресторан) «.......»), является объектом с массовым пребыванием людей и осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности, что может привести к тяжким последствиям, в том числе гибели людей.
Истец – старший помощник прокурора Кировского района г.Перми Власова Н.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика ООО «Перспектива» Карпова С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна, пояснив, что объем нарушений пожарной безопасности не спаривается. В целях устранения нарушений пожарной безопасности ООО «Перспектива» заключен договор на проведение работ по проектированию и монтажу систем АПС и СОУЭ в срок до 14 октября 2020 года.
Ответчик Третьяков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица Клягин И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
ООО «Перспектива» зарегистрировано в качестве юридического лица 22 мая 2018 года; основной вид деятельности «Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания».
Согласно выписке из Единого государственного реестра, нежилое помещение площадью 548,4 кв.м., расположенное по <адрес> принадлежит на праве собственности Третьякову А.В.; 08 мая 2019 года зарегистрировано ограничение в виде аренды на срок с 08 мая 2019 года по 30 апреля 2022 года в пользу ООО «Перспектива».
Между Третьяковым А.В. и ООО «Перспектива» 01 мая 2019 года заключен договор аренды нежилого помещения №, по условиям которого последнему передано в аренду нежилое помещение площадью 548,4 кв.м., расположенное по <адрес> для использования под кафе.
Во исполнение поручения Прокуратуры Пермского края от 20 января 2020 года № «О проведении проверки на предмет соблюдения требований, связанных с размещением объектов общественного назначения в подвальных (цокольных) этажах многоквартирных домов», 03 февраля 2020 года заместителем прокурора Кировского района г.Перми принято решение № о проведении в период с 03 февраля 2020 года по 03 марта 2020 года проверки ООО «Перспектива» по соблюдению требований пожарной безопасности, жилищного законодательства, санитарных норм и правил, соблюдения требований технического регламента и градостроительного законодательства.
03 февраля 2020 в ходе проверки Прокуратурой Кировского района г.Перми с привлечением специалистов Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Кировскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю в помещениях ресторана «.......» (ООО «Перспектива»), расположенного по <адрес> выявлены нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности, а именно:
Общие нарушения:
Здание не оборудовано системой аварийного освещения (эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 7.104, 7.105, 7.106, 7.107, 7.108 Свода правил 52.13330.2011 «Естественное и искусственное оповещение»).
Автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает подачу управляющих сигналов (на предмет ее отключения в случае пожара) на приборы управления инженерным и технологическим оборудованием (система вентиляции и кондиционирования, тепловые завесы). Не разработан соответствующий алгоритм (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п. 6.24 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п. 12.2.4 Свода правил 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»).
Помещения оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, при требуемой системе 3-го типа (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9, 9.1 табл. 2 Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).
В помещениях объекта защиты установлено по два аналоговых дымовых пожарных извещателя, при этом осуществляется формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установкой оповещения, а также инженерным оборудованием (приточно-вытяжная вентиляция, кондиционирование) (ст.ст. 54, 83, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подп. «в» п. 13.3.3, п. 14.1, п. 14.3 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Проектная документация на помещения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы не в полном объеме содержит пожарно-технические характеристики (отсутствуют архитектурные решения, конструктивные решения несущих конструкций помещений в части обеспечения пожарной безопасности) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 78 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.6 Свода правил 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»).
Допущено изменение объемно-планировочных решений (демонтированы и возведены перегородки в помещениях № в подвале, в помещениях № на 1 этаже) без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.6 Свода правил 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»).
Не представлены документы, подтверждающие факт прохождения руководителем организации обучения пожарно-техническому минимуму (п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не представлен график проведения повторного инструктажа по пожарной безопасности с работниками организации (п. 23 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645).
В складских, административных и общественных помещениях не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (повсеместно) (п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (п. 38 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), не организовал проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, акт проверки не оформлен. При сработке автоматической установки пожарной сигнализации от ручного пожарного извещателя, расположенного в помещении № (согласно техническому паспорту), установка не сработала, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией не запустилась (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения регламентных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем не представлен (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
На объекте защиты не хранится исполнительная документация на системы противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения людей при пожаре) (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности для объекта защиты (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не представлены программы проведения инструктажа по пожарной безопасности, утвержденные соответствующим приказом руководителя организации (п.п. 6, 14, 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645).
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не обеспечил проведение практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не обозначено направление движения к пожарным гидрантам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
На дверях, ведущих непосредственно наружу, установлены замки, исключающие их свободное открывание изнутри без ключа (п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
В помещениях ресторана предусмотрены две отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и первым этажом. При этом лестницы не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством на одном из входов (выходов) – тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.18 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).
Подвал из всех частей не имеет эвакуационных выходов (ч. 5 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.1.7 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Размещаемые на объекте класса Ф3.2 помещения производственного, складского и технического назначения (кухни, доготовочные, разделочные, кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке) не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и не отделены от зала для посетителей противопожарными перегородками не ниже 1-го типа (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.5.2 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).
Линии электроснабжения помещений не имеют устройств защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара (ч. 4 ст. 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Подвал (раздевалка для сотрудников):
Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях склада (помещение № согласно техническому паспорту) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Помещения склада (помещение № согласно техническому паспорту) не выделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Допущена эксплуатация светильников в помещении № согласно техническому паспорту без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Помещения подвала не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 таблица А.1 приложение А Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Узлы пересечения ограждающих строительных конструкций (межэтажные перекрытия) трубопроводами канализации не имеют предел огнестойкости REI 45, противопожарные муфты со вспучивающим огнезащитным составом, препятствующие распространению пламени по этажам, не установлены (ч. 4 ст. 137 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Подвал (караоке зал):
Помещения склада (помещение № согласно техническому паспорту) не выделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Помещения склада (помещение № согласно техническому паспорту) не выделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях склада (помещение № согласно техническому паспорту) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях склада (помещение № согласно техническому паспорту) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымной вентиляции из помещений без естественного проветривания при пожаре (п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 85 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 7.2, 8.5 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»).
Руководителем организации не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки несущих металлических косоуров лестничных маршей (п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Допущена эксплуатация светильников в помещении № (склад) согласно техническому паспорту без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Помещения № (склады) согласно техническому паспорту не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 таблица А.1 приложение А СП Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Воздуховоды системы вентиляции не оборудованы огнезадерживающими клапанами в местах пересечения противопожарных преград (воздуховоды системы вентиляции проходят через складское помещение № согласно техническому паспорту) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 49 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п.п. 6.8, 6.10 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»).
В здании класса конструктивной пожарной опасности С1 допущено устройство перегородок (перегородки между помещениями), выполненных из материалов с неизвестным показателем класса пожарной безопасности строительных конструкций (ч. 4 ст. 4, ст. 31, ч. 6 ст. 87, таблица 22 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Высота эвакуационного выхода из помещения № согласно техническому паспорту менее 1,9 м (фактически - 1,69 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст.53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Ширина эвакуационного выхода из помещения № согласно техническому паспорту составляет менее 0,8 м (фактически – 0,76 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
В полу на путях эвакуации из помещения № согласно техническому паспорту допущен перепад высот менее 45 см (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.4 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Ширина пути эвакуации в свету из помещения № в помещение № согласно техническому паспорту менее 1 м (фактически - 0,87 м) (ч. 4 ст. 4, ч.2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.4 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Первый этаж:
Помещения залов не имеют открываемых проемов в наружных ограждениях для естественного проветривания при пожаре (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 7.2, 8.5 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п.п. 12.2.2, 13.1, 13.2, Свода правил 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»).
Руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей (у огнетушителя ОП-4, установленным рядом с помещением администратора, стрелка манометра находится в красной зоне шкалы). Журнал учета наличия, периодического осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не представлен (п.п. 70, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Допущена эксплуатация светильников в помещениях сан.узлов без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
В левом нижнем углу плана эвакуации не указано наименование организации-разработчика плана эвакуации. В правом нижнем углу плана эвакуации не нанесена маркировка в соответствии с требованиями п. 10.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п. 6.2.3 Национального стандарта Российской Федерации «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» 12.2.143-2009).
Огнетушитель, установленный возле гардероба, расположен за креслом (п. 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
В здании класса конструктивной пожарной опасности С1 допущено устройство перегородок (перегородки, образовавшие залы, кухни, кабинет администратора, раздевалку, сан.узлы), выполненных из материалов с неизвестным показателем класса пожарной безопасности строительных конструкций (ч. 4 ст. 4, ст. 31, ч. 6 ст. 87, таблица 22 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Ширина эвакуационного выхода из кухни (помещение № согласно техническому паспорту) составляет менее 0,8 м (фактически – 0,67 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Допущено размещение стеллажа у эвакуационного выхода, ведущего из кухни (помещение № согласно техническому паспорту) непосредственно наружу (подп. «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Ручной пожарный извещатель в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту) установлен на высоте более 1,5 м от уровня пола (фактически на высоте 1,73 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.13.1 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Огнетушитель, установленный в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту), расположен за оборудованием (п. 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Ширина эвакуационного выхода из-за барной стойки в помещение кухни (помещение № согласно техническому паспорту) составляет менее 0,8 м (фактически – 0,68 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Допущено размещение оборудования у эвакуационного выхода, ведущего из кухни (помещение № согласно техническому паспорту) непосредственно наружу (п.п. «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Огнетушитель, установленный в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту), расположен за оборудованием (п. 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Ручной пожарный извещатель в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту) установлен на высоте более 1,5 м от уровня пола (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.13.1 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Ширина эвакуационного выхода из-за барной стойки в помещение кухни (помещение № согласно техническому паспорту) составляет менее 0,8 м (фактически – 0,68 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Ширина пути эвакуации в свету из помещения № в помещение № согласно техническому паспорту менее 1,2 м (фактически – 1,16 м) (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.1.14 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Заместитель прокурора Кировского района г.Перми, указывая на то, что выявленные при проверке нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, как находящихся в помещениях Ростичерии (кафе, ресторана) «.......», так и проживающих в многоквартирном жилом доме, где он располагается (<адрес>), обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, является одним из способов защиты гражданских прав.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»).
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, а требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу положений ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» обязанностями организаций в области пожарной безопасности являются: соблюдение требований пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; проведение противопожарной пропаганды, а также обучения своих работников мерам пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме».
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, в том числе Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009), Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (СП 3.13130.2009), Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009), Сводом правил «Естественное и искусственное освещение» (СП 52.13330.2011), Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2012), Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (СП 4.13130.2013), Сводом правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» (СП 7.13130.2013), Сводом правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (СП 60.13330.2016), Национальным стандартом Российской Федерации «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (ГОСТ Р 12.2.143-2009).
Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Суд полагает, что нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проведенной проверки и изложенные в письме Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Кировскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 06 февраля 2020 года № создают реальную угрозу здоровью и жизни людей, поскольку помещение, расположенное в многоквартирном доме по <адрес>, (Ростичерия (кафе, ресторан) «.......»), является объектом с массовым пребыванием людей.
При этом судом учитывается, что ни представителем ООО «Перспектива» Карповой С.В., ни ответчиком Третьяковым А.В. не оспаривается сам факт наличия нарушений правил пожарной безопасности, а также их перечень.
ООО «Перспектива» в целях устранения нарушений 22 апреля 2020 года заключен договор № на проведение работ по проектированию и монтажу систем автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в здании кафе «.......» по <адрес>.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности означает и наличие опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения возгорания.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации указанного помещения с нарушением требований правил пожарной безопасности несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение работы указанного объекта может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц.
Анализируя изложенные обстоятельства и нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Кировского района г.Перми о возложении на ООО «Перспектива» и Третьякова А.В. обязанности устранить в нежилом помещении, расположенном по <адрес> (Ростичерия (кафе, ресторан «.......») нарушения требований пожарной безопасности, а также о запрете эксплуатации указанного помещения до устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Устанавливая срок, для исполнения решения суда, суд, руководствуясь положениями ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из того, что помещение Ростичерии (кафе, ресторан) «.......», расположенное по <адрес>, является объектом с массовым пребыванием людей, предназначенным для оказания услуг большому количеству граждан, и определяет его до 01 ноября 2020 года, полагая, что такой срок является разумным и достаточным для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности во избежание трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовой гибелью людей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Кировского района г.Перми удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива», Третьякова А.В. обязанность в срок до 01 ноября 2020 года устранить в нежилом помещении, расположенном по <адрес> (Ростичерия (кафе, ресторан «.......») следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Здание не оборудовано системой аварийного освещения (эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 7.104, 7.105, 7.106, 7.107, 7.108 Свода правил 52.13330.2011 «Естественное и искусственное оповещение»).
Автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает подачу управляющих сигналов (на предмет ее отключения в случае пожара) на приборы управления инженерным и технологическим оборудованием (система вентиляции и кондиционирования, тепловые завесы). Не разработан соответствующий алгоритм (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п. 6.24 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п. 12.2.4 Свода правил 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»).
Помещения оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, при требуемой системе 3-го типа (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9, 9.1 табл. 2 Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).
В помещениях объекта защиты установлено по два аналоговых дымовых пожарных извещателя, при этом осуществляется формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установкой оповещения, а также инженерным оборудованием (приточно-вытяжная вентиляция, кондиционирование) (ст.ст. 54, 83, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подп. «в» п. 13.3.3, п. 14.1, п. 14.3 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Проектная документация на помещения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы не в полном объеме содержит пожарно-технические характеристики (отсутствуют архитектурные решения, конструктивные решения несущих конструкций помещений в части обеспечения пожарной безопасности) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 78 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.6 Свода правил 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»).
Допущено изменение объемно-планировочных решений (демонтированы и возведены перегородки в помещениях № в подвале, в помещениях № на 1 этаже) без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.6 Свода правил 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»).
Не представлены документы, подтверждающие факт прохождения руководителем организации обучения пожарно-техническому минимуму (п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не представлен график проведения повторного инструктажа по пожарной безопасности с работниками организации (п. 23 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645).
В складских, административных и общественных помещениях не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (повсеместно) (п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (п. 38 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), не организовал проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, акт проверки не оформлен. При сработке автоматической установки пожарной сигнализации от ручного пожарного извещателя, расположенного в помещении № (согласно техническому паспорту), установка не сработала, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией не запустилась (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения регламентных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем не представлен (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
На объекте защиты не хранится исполнительная документация на системы противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения людей при пожаре) (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности для объекта защиты (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не представлены программы проведения инструктажа по пожарной безопасности, утвержденные соответствующим приказом руководителя организации (п.п. 6, 14, 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645).
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не обеспечил проведение практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не обозначено направление движения к пожарным гидрантам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
На дверях, ведущих непосредственно наружу, установлены замки, исключающие их свободное открывание изнутри без ключа (п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
В помещениях ресторана предусмотрены две отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и первым этажом. При этом лестницы не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством на одном из входов (выходов) – тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.18 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).
Подвал из всех частей не имеет эвакуационных выходов (ч. 5 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.1.7 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Размещаемые на объекте класса Ф3.2 помещения производственного, складского и технического назначения (кухни, доготовочные, разделочные, кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке) не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и не отделены от зала для посетителей противопожарными перегородками не ниже 1-го типа (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.5.2 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).
Линии электроснабжения помещений не имеют устройств защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара (ч. 4 ст. 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях склада (помещение № согласно техническому паспорту) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Помещения склада (помещение № согласно техническому паспорту) не выделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Допущена эксплуатация светильников в помещении № согласно техническому паспорту без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Помещения подвала не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 таблица А.1 приложение А Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Узлы пересечения ограждающих строительных конструкций (межэтажные перекрытия) трубопроводами канализации не имеют предел огнестойкости REI 45, противопожарные муфты со вспучивающим огнезащитным составом, препятствующие распространению пламени по этажам, не установлены (ч. 4 ст. 137 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Помещения склада (помещение № согласно техническому паспорту) не выделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Помещения склада (помещение № согласно техническому паспорту) не выделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ст. 88 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях склада (помещение № согласно техническому паспорту) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях склада (помещение № согласно техническому паспорту) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымной вентиляции из помещений без естественного проветривания при пожаре (п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 85 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 7.2, 8.5 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»).
Руководителем организации не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки несущих металлических косоуров лестничных маршей (п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Допущена эксплуатация светильников в помещении № (склад) согласно техническому паспорту без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Помещения № (склады) согласно техническому паспорту не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 таблица А.1 приложение А СП Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Воздуховоды системы вентиляции не оборудованы огнезадерживающими клапанами в местах пересечения противопожарных преград (воздуховоды системы вентиляции проходят через складское помещение № согласно техническому паспорту) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 49 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п.п. 6.8, 6.10 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»).
В здании класса конструктивной пожарной опасности С1 допущено устройство перегородок (перегородки между помещениями), выполненных из материалов с неизвестным показателем класса пожарной безопасности строительных конструкций (ч. 4 ст. 4, ст. 31, ч. 6 ст. 87, таблица 22 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Высота эвакуационного выхода из помещения № согласно техническому паспорту менее 1,9 м (фактически 1,69 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст.53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Ширина эвакуационного выхода из помещения № согласно техническому паспорту составляет менее 0,8 м (фактически – 0,76 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
В полу на путях эвакуации из помещения № согласно техническому паспорту допущен перепад высот менее 45 см (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.4 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Ширина пути эвакуации в свету из помещения № в помещение № согласно техническому паспорту менее 1 м (фактически 0,87 м) (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.4 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Помещения залов не имеют открываемых проемов в наружных ограждениях для естественного проветривания при пожаре (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 7.2, 8.5 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п.п. 12.2.2, 13.1, 13.2, Свода правил 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»).
Руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей (у огнетушителя ОП-4, установленным рядом с помещением администратора, стрелка манометра находится в красной зоне шкалы). Журнал учета наличия, периодического осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не представлен (п.п. 70, 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Допущена эксплуатация светильников в помещениях сан.узлов без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
В левом нижнем углу плана эвакуации не указано наименование организации-разработчика плана эвакуации. В правом нижнем углу плана эвакуации не нанесена маркировка в соответствии с требованиями п. 10.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п. 6.2.3 Национального стандарта Российской Федерации «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» 12.2.143-2009).
Огнетушитель, установленный возле гардероба, расположен за креслом (п. 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
В здании класса конструктивной пожарной опасности С1 допущено устройство перегородок (перегородки, образовавшие залы, кухни, кабинет администратора, раздевалку, сан.узлы), выполненных из материалов с неизвестным показателем класса пожарной безопасности строительных конструкций (ч. 4 ст. 4, ст. 31, ч. 6 ст. 87, таблица 22 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Ширина эвакуационного выхода из кухни (помещение № согласно техническому паспорту) составляет менее 0,8 м (фактически – 0,67 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Допущено размещение стеллажа у эвакуационного выхода, ведущего из кухни (помещение № согласно техническому паспорту) непосредственно наружу (подп. «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Ручной пожарный извещатель в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту) установлен на высоте более 1,5 м от уровня пола (фактически на высоте 1,73 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.13.1 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Огнетушитель, установленный в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту), расположен за оборудованием (п. 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Ширина эвакуационного выхода из-за барной стойки в помещение кухни (помещение № согласно техническому паспорту) составляет менее 0,8 м (фактически – 0,68 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Допущено размещение оборудования у эвакуационного выхода, ведущего из кухни (помещение № согласно техническому паспорту) непосредственно наружу (п.п. «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Огнетушитель, установленный в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту), расположен за оборудованием (п. 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390).
Ручной пожарный извещатель в помещении кухни (помещение № согласно техническому паспорту) установлен на высоте более 1,5 м от уровня пола (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.13.1 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Ширина эвакуационного выхода из-за барной стойки в помещение кухни (помещение № согласно техническому паспорту) составляет менее 0,8 м (фактически – 0,68 м) (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Ширина пути эвакуации в свету из помещения № в помещение № согласно техническому паспорту менее 1,2 м (фактически – 1,16 м) (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.1.14 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Запретить эксплуатацию помещения, расположенного по <адрес> (Ростичерия (кафе, ресторан «.......») до устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья А.А. Каменщикова